«Монтессори: Воспитание любовью»: байопик о женщине, которая изменила педагогику
В тексте могут содержаться спойлеры.
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (ее играет дважды лауреатка Канн Жазмин Тринка) вынужденно отдает своего двухлетнего сына Марио на воспитание в небольшой приют. На дворе 1900 год — время, когда рожать вне брака считалось позором, и статус матери-одиночки поставил бы крест на карьере женщины. Отец ребенка — коллега Марии, врач Джузеппе Монтессано (Раффаэле Эспозито) — звал ее замуж, но та противилась: брак для женщин той эпохи означал множество ограничений, начиная с финансовой зависимости от мужа и заканчивая необходимостью спрашивать разрешения работать или, в случае Монтессори, заниматься наукой. Познавшая горький опыт споров с отцом-чиновником, который до последнего противился желанию дочери получать образование, Мария не решилась вверить свою судьбу другому мужчине. Тем более, что она занимается разработкой уникальной методики воспитания детей с умственной отсталостью.
Еще до рождения собственного сына Мария начала работать в клинике при Римском университете. Она посещала детские приюты, у постояльцев которых были диагностированы разные ментальные расстройства. Увиденное произвело на Монтессори такое впечатление, что она предложила революционные для своего времени методы лечения (тогда еще только лечения, а не обучения) таких детей. В своей методике она делала акцент на развитии инициативности и индивидуальных способностей детей с помощью игр: ребенок учился самостоятельности, а взрослый его просто направлял. Монтессори воспринимала всех детей как равных и одновременно с этим подчеркивала уникальность каждого, позволяя им развиваться в собственном темпе. Впоследствии Монтессори стала активной защитницей прав женщин и детей с особенностями развития.
Фильм «Монтессори: Воспитание любовью» вводит в историю о Марии еще одну женщину — работницу дома терпимости Лили (Лейла Бехти). У нее есть особенная дочь Тина, и она не знает, как с ней быть. Лили отдает девочку в клинику, где работает Мария, не столько рассчитывая на прогресс Тины, сколько желая избавиться от бремени ее воспитания. Мария же видит в Тине маленького человека, личность, с которой можно и нужно работать. В компании других детей Тина постепенно развивается и на показательных выступлениях (Монтессори и ее начальник Монтессан должны были доказать научному сообществу практическую пользу от их работы, чтобы продлить финансирование) демонстрирует тот результат, которого от нее прежде никто не ожидал. Прогресс в развитии ребенка, на котором успели поставить крест, заставляет Лили многое переосмыслить. Она, кажется, впервые видит в Тине не обузу, а любимого ребенка.
Лили и Мария — две кардинально разные женщины. Свободолюбивая Мария отказывается быть в зависимости от мужчин, меркантильная Лили живет за их счет. Этот контраст, придуманный авторами фильма, лишь подчеркивает то, как по-разному складывалась жизнь женщин в начале прошлого века. Лили адаптируется к реальности, которой не может противостоять. Мария же меняет действительность под себя, отстаивая больше прав для себя и будущих поколений.
Эта интересная сюжетная находка лишь подчеркивает желание сценаристки и постановщицы Леи Тодоров мифологизировать Монтессори. Ее методика, которая разрабатывалась и оттачивалась годами вопреки общественным предубеждениям и ограничениям в подчеркнуто мужской научной среде, показана здесь лишь общими штрихами.
Картине досадным образом не удается стать более подробным байопиком о Монтессори, которого она, несомненно, заслуживает. Сбивчивое повествование фильма лишает историю важных подробностей, деталей, лучше раскрывающих личность и судьбу героини. В первую очередь это необходимо, чтобы ее «портрет» ожил, и зритель увидел чувства живого человека. Авторы «Монтессори: Воспитание любовью» излишне аккуратничают и очень экономят экранное время. Например, хронометража не хватает на то, чтобы зафиксировать масштаб влияния Монтессори в самых разных уголках мира: от Европы до Индии и Северной Америки. А еще Монтессори трижды номинировали на Нобелевскую премию мира — в 1949-м, 1950-м и в 1951 году. Но в фильме об этом не говорится ни слова.
С другой стороны, если ключевая задача создателей фильма — просветительская, картина делает важное дело, рассказывая о жизни и профессиональном вкладе выдающихся женщин, чьи труды часто остаются незамеченными. И пусть авторам не хватает рискованности самой Монтессори, не боявшейся следовать своим идеалам и бросать вызов общественным ожиданиям, им удается рассказать про непосильный выбор между тем, чтобы быть хорошей матерью для своего ребенка, и тем, чтобы научить быть хорошими матерями других — а значит, подарить счастливое детство огромному количеству детей.
В реальности жизнь рассудила этот спор между чувством и долгом так: Монтессори не видела сына Марио 12 лет, но когда добилась признания в своем деле, забрала ребенка к себе. Марио впоследствии не просто не держал обиды на мать, а стал ее верным помощником в исследованиях. Отец Марио женился на другой. Мария же так и не вышла замуж, но прожила долгую и профессионально успешную жизнь — она умерла в 1952 году в возрасте 81 года. Дело Монтессори живет до сих пор: в разных странах мира открыты школы, работающие по ее методике, а сам ее подход к особенным детям лег в основу инклюзивного образования.