Как Элишка Юнкова стала гонщицей во времена, когда женщины в тайне учились водить
Альжбета Поспишилова родилась 16 ноября 1900 года в маленьком городке Оломоуце — тогда это была Моравия, входившая в Австро-Венгерскую империю, потом Чехословакия, а сегодня Чехия. Элишка, как ее любили называть, уже в детстве проявила себя бойкой и независимой, с авантюрным характером. Она мечтала посмотреть мир — увидеть безграничную пустыню Сахару, а затем отправиться на экзотический Цейлон. Занималась плаванием, катанием на коньках и лыжах, изучала иностранные языки и интересовалась ботаникой. К 16 годам Элишка свободно говорила по-немецки и по-английски (а позже начала учить французский), благодаря чему после окончания средней школы смогла устроиться на работу в оломоуцком филиале банка.
Именно здесь она встретила любовь всей своей жизни — Винсента «Ченека» Юнека, амбициозного банкира и страстного любителя автомобилей. Когда тот был переведен в Брно, а затем в Прагу, Элишка последовала за ним. Однако ей пришлось выбирать между Ченеком и отчаянной мечтой о путешествиях — и она отвергла его предложение руки и сердца.
Вместе со своим братом Станиславом она отправилась во Францию, где начала подрабатывать на цветочной ферме в городе Антиб. Потом направилась в Гибралтар, но испанские таможенники не позволили ей отплыть в Магриб — тогда Элишка пробралась на британский корабль и вызвалась помогать на кухне, соврав, что уже имеет такой опыт. Это почти сработало, но ей отказали в визе. Пришлось вернуться обратно во Францию.
Навстречу ей спешил не терявший надежды Ченек. Гуляя с ним по Елисейским полям в Париже, Элишка впервые увидела Bugatti T13.
«Проклятые паровозы»
Обожавший автомобили Ченек Юнек к 1921 году накопил достаточно денег, чтобы предаться своей страсти. «Если он станет любовью всей моей жизни, то мне лучше научиться любить эти проклятые паровозы», — подумала Элишка.
Вернувшись вместе с Ченеком в Прагу, она научилась водить машину и в 1921 году стала одной из первых женщин в Чехословакии, которая получила водительские права. Скорость, чистый адреналин — она чувствовала себя такой живой! Тем временем Ченек всерьез начал участвовать в гонках. В апреле 1922 года он выиграл заезд Збраслав-Йиловиште (сегодня это одна из старейших трасс в Европе) в классе туристических автомобилей. Вскоре после гонки молодые люди обвенчались, и Альжбета Поспишилова, сменив и фамилию, и имя, окончательно стала Элишкой Юнковой.
Медовый месяц они использовали для подготовки к гонке Карловы Вары — Марианске-Лазне. Однако Ченек разбил свой гоночный Mercedes, поэтому пришлось искать машину на замену. Им стал Bugatti T30.
Популярность этих спортивных автомобилей выросла после знаменитой победы Bugatti Type 13 в гонках в итальянском городке Брешиа в 1921 году. Легенда гласит: когда Этторе Бугатти узнал, что его машина направляется в новообразованную Чехословакию, то подумал, что это какая-то азиатская страна. Зато позже стал другом Элишки. Легендарный Bugatti 35B она получила от него на несколько месяцев раньше, чем другие нетерпеливые претенденты, а всего чета купила восемь автомобилей.
Пара начала участвовать в местных гоночных соревнованиях как команда. В те дни экипаж состоял из водителя и штурмана-механика. Старая рана, полученная во время Первой мировой войны, мешала Ченеку при переключении передач, поэтому за руль села Элишка. Из-за невысокого роста ей пришлось класть подушки на сиденье и специально удлинять педали.
В своей первой же гонке в 1924 году в Лохотин-Тремошне Элишка заняла первое место в классе туристических автомобилей и в одночасье стала знаменитостью. А с 1925 года правила изменились — теперь механику было запрещено находиться в машине во время заезда, и супруги начали участвовать в гонках по отдельности. Элишке не понадобилось много времени, чтобы победить своего с мужа. Финишировав первой в гонке Збраслав-Йиловиште, она опередила мужа на 1,3 секунды и установила рекорд.
Королева руля
К 1926 году Юнкову прозвали Королевой руля. Элишка участвовала в заездах по всей Европе, соревнуясь с лучшими гонщиками континента. После второго места на перевале Клаузен в Швейцарии, когда в начале августа шли обильные осадки, а финишная прямая находилась на высоте почти 2000 м, соперники начали смотреть на миниатюрную Элишку с опаской.
Управлять автомобилем в то время было сложно даже мужчинам — от деревянного руля немели руки, не было усилителей рулевого управления. Гонщики не были защищены ни шлемами, ни ремнями безопасности, при этом скорость автомобилей достигала 200 км/ч. Юнкова покорила зрителей выносливостью и узнаваемым нарядом — белой блузкой с синей юбкой, шлемом и очками.
В феврале 1927 года Ченек предложил Элишке поучаствовать в гонках Тарга Флорио на Сицилии. Целый месяц они ежедневно в мельчайших деталях изучали трассу, которая считалась особенно сложной. Жаркое сицилийское солнце, узкая пыльная дорога в горах. Многие гонщики на ней вообще не финишировали — на трассе длиной 108 км было 1500 поворотов на высота более 900 м.
Уже в конце первого круга Элишка была на четвертом месте. Ей пришлось сойти с дистанции из-за неисправного рулевого управления и аварии, но ее выступление настолько впечатлило организаторов, что в качестве награды Юнкова была награждена специальной медалью.
Она казалась неудержимой — после Тарга Флорио отправилась на Гран-при Германии на новой трассе Нюрбургринг. «Такой [трассы] еще никогда не было. Чертовски сложная. Если выскочишь на участок, где требуется скорость 95 км/ч, а ты идешь все 105, и зад пусть только слегка заносит, тогда максимум через 10 минут тебя увезет скорая помощь», — писал о ней немецкий автогонщик Рудольф Караччиола. Юнкова финишировала четвертой в общем зачете и первой в классе спортивных автомобилей объемом до 3 литров.. Она вошла в историю как первая женщина, когда-либо выигравшая Гран-при. Несмотря на палящее июльское солнце, 85 000 зрителей с восхищением приветствовали хрупкую гонщицу, преодолевшую 174 крутых поворотов, в том числе опасные слепые (то есть такие, которые не просматриваются полностью — при их прохождении из поля зрения пропадает часть трассы).
Победа была настолько неожиданной, что у музыкантов не оказалось партитуры гимна Чехословакии. В честь Юнковой они исполнили отрывок из оперы Бедржиха Сметаны «Проданная невеста». А победитель гонки в общем зачете Отто Мерц обнял Элишку так крепко, что сломал ей два ребра.
Тарга Флорио
В следующем году «эта нежная, смелая маленькая женщина», как называл Элишку директор команды Mercedes-Benz Альфред Нойбауэр, решила вернуться на Тарга Флорио. «Мне очень хотелось участвовать в гонке, где я оставила частичку своего сердца. Где мне так не повезло, но где я ехала с радостью, энтузиазмом и страстью, как никогда раньше и нигде», — писала она позже в своей автобиографии «Моя память — Бугатти».
Ченек составил для нее режим дня и питания, расписав, когда она должна выпить стакан молока, когда лечь спать, когда встать. За несколько дней до гонки Эмилио Матерасси, победитель Тарга Флорио 1927 года, похлопал ее по худощавому плечу и произнес: «С этим вы ничего не добьетесь». Юнкова ответила: «Не с этим, а с этим!» — указав на свою голову.
Она была одним из первых гонщиков, которые перед стартом проезжали трассу, чтобы запомнить ориентиры и повороты. Не только держала всю схему трассы в голове, но и отметила опасные места — поставила знаки мелом на столбах и деревьях вдоль маршрута.
На последнем, пятом круге, когда Элишка всего на одну минуту отставала от лидера и сокращала разрыв, под колесами ее желтого Bugatti 35B оказались два больших камня, которых не было на предыдущем круге. Замена шины и устранение дефектов отняли 18 минут. К финишу она пришла пятой — всего на девять минут позже победителя Альбера Диво. Тот бросился к ней: «Поздравляю и спасибо. Я обязан вам значительной частью победы. Когда я почувствовал позади себя такого опасного соперника, мне пришлось максимально использовать свои силы».
Тарга Флорио 1928 года считается лучшим результатом Элишки Юнковой — она обогнала таких звезд, как Луиджи Фаджоли, Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати, Тацио Нуволари. Спустя годы, когда она шла вдоль этой трассы, один из зрителей узнал ее и заверил, что в 1928 году видел, как кто-то специально расставил препятствия, чтобы Юнкова не выиграла гонку.
После гонок
Слава Юнковой гремела по всему миру, организаторы гонок засыпали ее приглашениями. Но всего через месяц на трассе Нюрбургринг все закончилось. Элишка стояла под битком набитыми трибунами, круг за кругом мимо нее проезжал участвовавший в заезде Ченек. И вдруг — его нет.
В тот раз Ченек вышел на старт без шлема, потому что заказанная во Франции экипировка не успела прийти. Элишка перед началом гонки надела мужу на руку браслет — на удачу. Он увидел на нем цифры и пошутил: «Это номер телефона, чтобы ты могла позвонить мне, когда я буду на небесах?» Была середина июля, солнце палило невыносимо. Он мчался на своем Bugatti T35B, выжимая 200 км/ч, как вдруг между двумя поворотами его занесло. Ченек вылетел с трассы и ударился головой о камень, травма оказалась смертельной. «Он выглядел так, будто просто спал, — вспоминала Юнкова годы спустя. — Я сняла браслет с его руки, а вернувшись домой, выбросила его в Рейн. Какой [еще] талисман на удачу?»
Несмотря на уговоры Этторе Бугатти, Элишка навсегда отказалась от гонок и продала все автомобили: «Я мчалась с Ченеком и ради Ченека, без него это потеряло для меня смысл». Но в начале 1929 года согласилась отправиться в путешествие по Индии и Цейлону на Bugatti T44, чтобы помочь Этторе найти экспортные возможности. После трехмесячной экспедиции она подготовила отчет о предпочтениях индийских клиентов, которые привыкли ездить на американских машинах. После возвращения из путешествия по Индии она вернулась на Сицилию, но на этот раз не как гонщица, а в составе команды организаторов. Позднее сотрудничала с Чехословацким автомобильным клубом Моравии и Силезии, участвовала в создании трассы Масарика в Брно. С 1933 года работала в шинной компании Baťa.
В годы войны Элишка участвовала в сопротивлении и усыновила пятилетнего Владимира, сына своего погибшего брата. Но с приходом к власти коммунистической партии подвергалась критике за «буржуазный образ жизни» и больше не имела возможности выезжать за границу. Только в 1963 году она смогла отправиться в Германию и посетить место гибели Ченека, а в 1966-м — снова побывать на гонке Тарга Флорио.
Элишка Юнкова умерла в 94 года и была похоронена на Виноградском кладбище в Праге рядом с Ченеком. За четверть века до этого она выпустила мемуары, в которых писала: «Я доказала, что женщина может подняться на один уровень с лучшими мужчинами. Мы, женщины, иногда склонны винить в своих неудачах природу. Гораздо продуктивнее быть менее злыми и более трудолюбивыми. Некоторые недостатки можно легко преодолеть».