«Мысль о тебе»: как новый ромком с Энн Хэтэуэй критикует эйджизм в отношении женщин
Текст может содержать спойлеры.
40-летняя американка Солен (Энн Хэтэуэй) тяжело перенесла развод и теперь пытается привыкнуть к жизни в статусе сингл. Вместе с бывшим мужем Дэниелом (Рейд Скотт) она делит опеку над 16-летней Иззи (Элла Рубин). Дружеские отношения с дочерью и работа в собственной арт-галерее не дают Солен пасть духом, но ей хочется полной перезагрузки. Но вдруг она оказывается на музыкальном фестивале Coachella — и знакомится с Хейсом Кэмпбеллом (Николас Голицын), участником группы, по которой сходят с ума тинейджеры всей Америки. Мимолетная встреча стремительно перерастает в тайный роман. Выйдет ли из этой интрижки нечто серьезное или героям так и не суждено выйти из тени?
В основу ромкома «Мысль о тебе» («The Idea of You») лег одноименный роман-бестселлер Робин Ли. Пересматривая старые видео с выступлениями некогда популярного бойз-бэнда One Direction, американская актриса и писательница вдохновилась на фан-фик, посвященный отношениям уже бывшего лидера коллектива Гарри Стайлса с женщиной намного старше него. Так сложилось, что музыкант часто выбирал себе партнерш как минимум с десятилетней разницей в возрасте и никогда не видел в этом проблемы. Однако таблоиды и фанаты каждый раз осуждали «неравные» отношения музыканта с «пумами» (от англ. «cougar» — так на сексистском сленге называют женщин среднего возраста, ищущих отношений с молодыми мужчинами), ведь те якобы отнимают лучшие годы его жизни.
Но если роман на тот момент 17-летнего Стайлса с 32-летней ведущей шоу The X Factor Кэролайн Флэк действительно больше походил на груминг, то романтическую связь поп-идола с режиссеркой Оливией Уайлд критиковали исключительно из-за мизогинных предрассудков в обществе. В ответ на постоянные обвинения в «психологическом влиянии на молодого любовника» сама Уайлд отвечала: «Очень легко контролировать женщину, используя чувство вины и стыда, но у меня нет времени на неуместные чувства вины и стыда». Тем не менее, яркая пара Стайлс-Уайлд не выдержала колоссального общественного давления и распалась после двухлетнего существования.
В своем романе «Мысль о тебе» Робин Ли как раз осуждает системный эйджизм, который не позволяет женщинам после 30 лет дышать полной грудью и жить так, как им хочется. Причем писательница делает акцент на том, что нападкам со стороны сексистского общества подвергается только Солен, в то время как 20-летнего музыканта (как и его прототип) пресса выставляет невинной жертвой «охотницы на молодых парней».
За адаптацию книги для стриминга Amazon Prime Video отвечал режиссер Майкл Шоултер, работавший над нашумевшим байопиком «Глаза Тэмми Фэй» о взлете и падении телеведущей-евангелистки Тэмми Фэй Беккер, которая в 1980-х вместе с мужем прославилась благодаря христианскому ток-шоу The PTL Club. Сценарий к фильму написала Дженнифер Уэстфелд, которая трудилась над мини-сериалом «Первые леди» о публичной и частной жизни жен американских президентов — Элеоноры Рузвельт, Бетти Форд и Мишель Обамы. Но перед Майклом Шоултером и Дженнифер Уэстфелд явно не стояло задачи превратить фантазийную «Мысль о тебе» в дискуссионную драму о допустимости романа между зрелой женщиной и юным любовником (какой, например, был провокационный «Май декабрь» Тодда Хейнса). Главная цель экранизации книги Робин Ли заключалась в том, чтобы привнести разнообразие в фактически изживший себя жанр ромкома и показать не стереотипную историю любви.
В прошлом году с темой мезальянса оригинально заигрывала молодежная комедия с Дженнифер Лоуренс «Без обид» (No Hard Feelings). В скандальном ромкоме Джина Ступницки контрактные отношения с 19-летним неопытным юношей Перси позволили главной героине, 32-летней женщине Мэдди, преодолеть личностный кризис, расставить жизненные приоритеты и взять, наконец, ответственность за собственное будущее. В мелодраме 2022 года «Любовь по вызову» (Good Luck to You, Leo Grande) постановщица Софи Хайд опять же рассматривала «неравный» роман как возможность для зрелой женщины справиться с психологической травмой и вновь почувствовать себя желанной. В нем 60-летняя школьная учительница Нэнси (Эмма Томпсон) прибегла к услугам мужского эскорта, но в лице молодого сексуального партнера обрела эмоциональную поддержку — и смогла отпустить прошлое.
«Мысль о тебе» оглядывается на своих предшественников и преподносит роман 40-летней Солен с молодым музыкантом как способ познания себя через другого. Правда, исследование собственной сексуальности и привлекательности в этом фильме не кажется здоровым и позитивным, как в той же «Любви по вызову». Отношения главной героини с поп-звездой стартуют с манипуляций — Хейс Кэмпбелл наведывается к Солен в галерею и без разбора скупает все работы, чтобы произвести впечатление и продемонстрировать, что он всегда добивается своего. Героиня делает вид, что ее расстраивает потребительское отношение к искусству, и даже иронично отчитывает юношу за бестактность. Однако наглость кумира девочек все-таки покоряет Солен, и она с легкостью попадается на эмоциональный крючок.
Хейс ловко манипулирует Солен, и невольно складывается впечатление, что роман с женщиной в два раза старше нужен ему, только чтобы перетянуть на себя внимание прессы. Он настаивает на общении даже после того, как она назвала их встречу ошибкой, и считает, что возлюбленная непременно должна бросить все — и сорваться в Нью-Йорк по первому требованию музыканта. И Солен, которая после развода даже толком не успела пожить для себя, без колебаний включается в эту непредсказуемую романтическую игру. В итоге, self-made-женщина так просто расстается с собственными планами по саморазвитию только ради того, чтобы часами слушать истории молодого поп-идола об отсутствии фигуры отца в детстве и с волнением ждать сообщений в духе «никак не забуду тот поцелуй».
Невзирая на перманентные эмоциональные качели, на протяжении двух часов Энн Хэтэуэй и Николас Голицын старательно изображают идеальную пару, будто сошедшую с обложки глянцевого журнала. Они меняют один частный самолет на другой, обитают в шикарных особняках и как будто существуют в волшебной вселенной, где нет места семейным драмам, а травмирующие моменты из прошлого (например, предательство бывшего мужа) растворяются в лучах солнца где-то на юге Франции. Сказочную идиллию изредка нарушают максимально неуместные шутки. Единственное, с чем «Мысль о тебе» справляется достойно, так это с критикой эйджизма и мизогинии.
Создатели ромкома помещают 40-летнюю героиню в правдоподобно дискомфортные ситуации, которые нередко приходится проживать женщинам среднего возраста. Например, другие участники бойз-бенда August Moon и их подружки бесцеремонно намекают на то, что молодость Солен давно прошла, и лучше бы та занималась воспитанием дочери, а не разъезжала по турам с 20-летним бойфрендом, ведь рано или поздно Хейс все равно променяет ее на ровесницу или девушку младше. Таблоиды единогласно провозглашают героиню «пумой». Одноклассники Иззи считают Солен «милфой» (этот сексистский термин, обычно направленный на женщин среднего возраста, в патриархальном обществе популяризировала молодежная комедия «Американский пирог») — и таким образом сексуально объективируют мать девочки.
В целом, «Мысль о тебе» смотрится как приторный и совершенно необязательный ромком с очевидным посылом отстать от женщин среднего возраста и перестать навешивать на них эйджистские ярлыки. Это идеальная экранизация фан-фикшена в том смысле, что она, как и первоисточник, паразитирует на мифе о прекрасном принце, который вернет женщине любовь к жизни. Мечты мечтами, но токсичные установки «Мысль о тебе» все-таки транслирует. Тем более, что, судя по интервью Оливии Уайлд об отношениях с Гарри Стайлсом, эти фантазии не имеют ничего общего с реальностью.