Как Жермен Грир стала влиятельной фигурой феминизма и объектом для критики
В 2015 году в Великобритании группа издателей в преддверии Недели академической книги устроила голосование за самый выдающийся научный труд, когда-либо созданный человечеством. Первое место заняла книга «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарлза Дарвина. В топ-20 вошли такие важные труды, как «Капитал» Карла Маркса или «Критика чистого разума» Иммануила Канта — и три феминистские работы: «Второй пол» Симоны де Бовуар, «В защиту прав женщин» Мэри Уолстонкрафт и «Женщина-евнух» Жермен Грир.
Грир родилась 29 января 1939 года в Мельбурне. Ее отец был рекламным агентом, но после войны так и не смог приспособиться к нормальной жизни. Все заботы о трех детях взяла на себя ее мать, выученная на модистку и в силу обстоятельств ставшая обычной домохозяйкой. Спустя годы Грир выпустит об отце книгу и назовет ее «Папа, мы едва тебя знали». Текст впоследствии станет поводом для обвинений в том, что корнем ее антипатриархальных теорий является ненависть к отцу.
Маленькая Жермен обучалась в школе при монастыре. В 1956 году поступила в Мельбурнский университет и, окончив магистратуру по английской литературе в родной стране, отправилась в Англию для получения степени доктора философии в Кембридже.
Там произошел такой случай: однажды во время официального ужина, когда на сцену поднялся директор, а в зале повисла тишина, все услышали голос Грир, которая продолжала говорить, слишком увлеченная темой бюстгальтеров. Она объясняла, что не может быть никакого освобождения женщин, независимо от их уровня образования, пока они обязаны втискивать свою грудь в лифчики, не имеющие никакого сходства с женской анатомией. «Мы были поражены самой идеей, что женщина может говорить так громко и не к месту, — вспоминает профессор Лиза Джордин, — и что такие слова, как «лифчик» и «грудь» — а может, она сказала «сиськи», — могут быть произнесены во время псевдомужского праздничного мероприятия в колледже».
Тогда они еще не знали, что каждую свободную минуту Грир посвящает написанию книги «Женщина-евнух», которая принесет ей популярность и будет самым известным ее произведением по сей день.
Популяризация феминизма
Этот текст, вышедший в 1970 году, сразу ставший бестселлером и переведенный на 12 языков, — мощный призыв к борьбе с обязательным ведением домашнего хозяйства и обслуживанием мужчин. Грир убеждала молодых женщин, что они могут быть совсем не такими, как их матери. Они могут быть смелыми, независимыми и свободными в сексуальном плане. Но сексуальное подавление, покорность и конформизм лишают их энергии, необходимой для освобождения, и даже самой способности к действию.
Опираясь на историю, литературу, биологию и популярную культуру, Грир исследовала проблему угнетения женщин и давала аргументированный комментарий, который одновременно описывал текущее положение женщин и указывал, чего еще им предстоит достичь.
Уже в следующем году Жермен Грир была дважды приглашена на американское ток-шоу Дика Кэветта. В первый раз главной темой был аборт, запрещенный в то время во многих штатах, во второй — изнасилования. О последних писательнице действительно было что сказать: она сама в юном возрасте стала жертвой сексуализированного насилия. И ее история откликнулась в сердцах многих зрительниц. После участия в передаче Грир была завалена письмами. «Возможность обсуждать изнасилования по телевидению — это героизм, честный, важный и огромный вклад в жизнь многих разочаровавшихся женщин», — говорилось в одном из них. Элизабет Кляйнхенц, написавшая биографию Жермен Грир, утверждает, что всего та получила 400 писем — больше, чем кто-либо другой за всю историю программы. А журнал Life поместил писательницу на обложку и назвал «дерзкой феминисткой, которая нравится даже мужчинам».
Популярность была следствием того, что писательница, согласившись стать гостем Дика Кэветта ради рекламной кампании книги «Женщина-евнух», перехватила инициативу в шоу. В это же время Грир возглавила кафедру женской литературы в Университете Талсы, но через три года уволилась — писательский успех позволял оставить академическую деятельность.
Несколько лет о Грир ничего не было слышно, а в 1979 году она вернулась с книгой «Гонка с препятствиями» о женщинах-художницах. Чтобы написать ее, она посещала небольшие музеи Европы и изучала старинные тома, чтобы вернуть в поле зрения искусствоведов забытые, неверно атрибутированные и уничтоженные картины, написанные женщинами. «Не многие из этих художниц могут считаться знаменитыми. Они не из тех, кого публика считает «великими». Не пробегают четырехминутную милю. Вместо этого они пробираются через болота и ползут по впадинам», — объясняла выбор названия Жермен Грир.
Радикальные высказывания
Взгляды Грир постепенно стали встречать критику. В 2015 году студенты Кардиффского университета создали петицию по недопущению писательницы в качестве спикера на тему «Женщины и власть: уроки XXI века». Петицию подписали несколько тысяч учащихся (общее количество студентов — 30 000). Хотя университет тогда встал на ее защиту, считая, что в его стенах должны рассматриваться различные точки зрения, Грир все же отказалась от выступления в целях безопасности.
Поводом для петиции стала позиция Грир как транс-эксклюзивной феминистки — она считала, что трансгендерные женщины не могут считаться женщинами («международное общественное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено). Об этом она, в частности, высказалась в статье 2009 года «Кастер Семеня. Скандал по поводу пола: что делает женщину женщиной» о южноафриканской бегунье, чья половая принадлежность вызывала множество вопросов. Семеня неоднократно проходила медицинские тесты — от гинекологических до генетических. В результате было показано, что Семеня — интерсекс-человек, то есть в ее теле присутствуют признаки принадлежности как к женскому, так и к мужскому полу (в частности, в ее случае — высокий уровень тестостерона). На примере спортсменки — и вообще всего спорта высоких достижений, где действует четкое разделение на мужские и женские соревнования, — Грир критиковала убеждение, что гендерная принадлежность является только социальным конструктом: «Мы не знаем, думаем ли мы как женщины или нет. Мы просто думаем. Есть ли на свете авторитетный психолог, который осмелился бы отличить женский мыслительный процесс от мужского?»
Обвинения в трансфобии — не единственные в адрес Грир. Спустя почти полвека после участия в шоу, принесшем ей известность, Жермен выпустила книгу «Об изнасиловании», но в этот раз получила отрицательных комментариев гораздо больше, чем положительных. В частности, из-за слов о том, что изнасилование — это просто плохой секс, которые были вырваны из контекста и разошлись по СМИ.
На самом деле этой строчкой Грир хотела обратить внимание на домашнее насилие, в частности ситуации, когда замужняя женщина не хочет заниматься сексом со своим партнером, но вынуждена терпеть его приставания. Подобное не менее разрушительно для психики и не менее унизительно для чувства собственного достоинства, чем общепринятое «изнасилование», считает писательница. И сколько таких случаев — неизвестно. Женщины боятся идти в полицию подавать заявление даже при факте явного преступления, так как в ходе следствия им приходится не просто рассказывать, а доказывать вину подозреваемого.
Учитывая, как мало дел было заведено в отношении насильников, Грир призывает смягчить приговор, чтобы за счет этого можно было расширить правоприменительную практику. В качестве наказания она предлагает назначать 200 часов общественных работ и наносить на руку татуировку с буквой R (от англ. rape — изнасилование). «Лучше признать виновными сотню людей, чем оставить все как есть, когда всего двое получат срок продолжительностью пять лет», — писала Жермен.
Личная жизнь в коробках и письмах
Скандалы и выхваченные из контекста фразы отбивают у Грир всякое желание давать интервью: «Я возвращаюсь из Англии [в Австралию], а мне говорят: «О да, да, я помню, как ты танцевала голой на столе в пабе». Вместо общения с прессой в 2013 году она продала Мельбурнскому университету личный архив, который начала собирать еще будучи студенткой, в 1950 году, за $3 млн. Всю полученную сумму она передала в собственный благотворительный фонд Friends of Gondwana Rainforest, который занимается защитой тропических лесов.
Одной из самых ценных находок среди переданного называют ее любовное письмо длиной в 30 000 слов. Университет даже хотел выпустить его в виде книги, однако Грир не понравилась эта идея — как и основанная на этих архивных записях ее биография, написанная Элизабет Кляйнхенц. «Важнее было то, что люди говорили мне, а не я им. Некоторые письма были настолько тяжелыми, что требовались недели, чтобы подготовить ответ». Тысячи писем запечатлели в себе борьбу за равноправие и победы целого поколения.
Спустя годы популярность австралийской писательницы не утихает, но она по-прежнему остается противоречивой фигурой и часто — объектом критики. Например, еще в 1970-е годы она прокляла материнство. А в 1984-м выпустила книгу «Секс и судьба», в которой обвиняла западное общество за то, что секс для удовольствия ставят выше секса для деторождения. Материнство для нее теперь превратилось в священное призвание. К смене курса Грир, вероятнее всего, подтолкнули ее собственные попытки завести ребенка еще в 30 лет, для чего писательница даже проходила курс лечения от бесплодия.
Но как бы то ни было, дерзкий характер Жермен Грир позволил ей говорить на темы, которые не обсуждались за пределами женского общества. «Если ваша идея вызывает возмущение, то это уже веская причина ее высказать», — писала она.