Сказка о гендерном равенстве: почему женщины в России зарабатывают меньше мужчин
Гендерный разрыв в зарплатах считают как разницу между средним заработком мужчин и женщин в процентах от заработка мужчин. В России в 2023 году, по данным Росстата, он достиг максимума за 10 лет — 27%. Исследователи из ВШЭ вовсе называют число на 10% больше. Начиная с 50-х годов прошлого века неравенство в сфере труда в России только увеличивалось.
Тем временем Минтруд считает, что Россия достигла гендерного равенства в оплате труда. По заявлению ведомства, разница в зарплатах «обусловлена не полом, а сложностью, условиями труда» — то есть гендерной сегрегацией, которая подразумевает, что женщины чаще работают в сферах с низкими зарплатами. Ранее в марте Счетная палата зафиксировала ту же самую тенденцию.
Forbes Woman разбирается, правда ли на российском рынке труда уже нет гендерного неравенства, почему женские зарплаты меньше мужских и возможно ли выиграть дело о трудовой дискриминации по половому признаку в суде.
Женские профессии
На рынке труда в России существует проблема скорее не гендерного неравенства, а гендерной сегрегации, отмечает в разговоре с Forbes Woman советник практики трудового права LEVEL Legal Services Екатерина Камкина, комментируя выводы Минтруда и Счетной палаты. Согласно данным НИУ ВШЭ, неравное распределение мужчин и женщин в разных профессиональных сферах формирует 30% от всего гендерного разрыва.
С Камкиной согласна и начальник Управления охраны труда и профессиональных рисков ВНИИ труда Минтруда Екатерина Кузнецова: «Если и есть разница в заработных платах, то не за одинаково выполняемую работу, а за счет занятости в тех или иных профессиях. Так сложилось, что у нас есть «женские» и «мужские» профессии, например, учителя или врачи преимущественно женщины».
Этот факт подтверждают исследования: по статистике Минпросвещения, женщин среди школьных учителей в 2021 и 2022 году было 88,4%. По данным ВШЭ, в дошкольном образовании женщин и вовсе 99,3%. Женщины на 2020 год составляли 71% от общего числа врачей.
Ученые отмечают, что сегрегация проявляется уже на этапе получения образования: российские девушки чаще выбирают такие образовательные программы, после которых меньше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу. Некоторые исследователи связывают это с тем, что есть женщины, еще на этапе выбора вуза нацеленные скорее на создание семьи, чем на построение карьеры, — поэтому они выбирают такие специальности, которые позволят совмещать работу и родительство.
По данным Росстата за 2021 год, максимальный гендерный разрыв в зарплатах можно наблюдать в сферах культуры, спорта, организации досуга и развлечений — в них зарплаты женщин на 33,4% меньше, чем у мужчин.
В то же время даже в условно женских сферах мужчины получают больше, выяснили аналитики Международной организации труда. По их оценке, большая часть обнаруженного неравенства не может быть объяснена различием в возрасте, квалификации и должности. В основном разрыв заметен в здравоохранении и социальной сфере: в среднем он составляет от 15% до 24% в зависимости от методики подсчета.
Кроме того, в последние два года зарплата в «мужских» отраслях растет гораздо быстрее, чем в «женских», рассчитал проект «Если быть точным» на основе данных Росстата. Например, в «мужских» сферах, таких как «информация и связь» и «транспорт», рост составил 30% и 24,21% соответственно. В образовании и здравоохранении, которые считаются «женскими», — 20,62% и 20,06% соответственно.
Помимо горизонтальной сегрегации (по отраслям) существует и вертикальная (по должностям): женщины реже занимают руководящие посты. Вертикальная сегрегация составляет 30% от общей величины разрыва. При этом женщины составляют большинство среди работников с высшим образованием (55,7%).
В первую очередь мать
В России все еще существует список запрещенных для женщин профессий, который ограничивает их в выборе. В 2021 году перечень сократили с 456 до 100 специальностей. При его пересмотре Минтруд учитывал факторы, «опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия». Для женщин остаются недоступными многие профессии в сфере химического производства, подземных и горных работ, добычи нефти и газа, радиотехнического и электронного производства.
Среди факторов, негативно влияющих на фертильность у женщин и мужчин, действительно есть последствия работы в условиях повышенного загрязнения воздуха и при повышенном радиационном фоне, замечает в разговоре с Forbes Woman врач-репродуктолог Юлия Фетисова.
«При желании под каждый из факторов, влияющих на способность иметь детей, можно «подобрать» любые профессии. С токсическими веществами (лаки, краски) имеют дело как непосредственно работники химических производств, так и те, кто с этими веществами взаимодействует потом (строители, маляры). Повышенный радиационный фон может быть не только на атомных станциях, но и в лабораториях, а еще в самолетах — на большой высоте озоновый слой не защищает, — то есть риску радиации подвергаются пилоты и бортпроводники. Поэтому, как только у бортпроводниц подтверждается беременность, их снимают с полетов с сохранением заработной платы», — говорит Фетисова.
При этом радиация оказывает влияние и на мужскую репродуктивную функцию, продолжает эксперт: «Среди моих клиентов есть и пилоты. Но у мужчин при планировании беременности у их партнерш нет возможности отказаться от работы». Сказаться на мужской фертильности могут и неочевидные факторы, например работа за ноутбуком, когда устройство постоянно находится на коленях — некоторые исследования связали его нагревание с ухудшением качества спермы. «Перегрев» может грозить и хоккеистам с велосипедистами из-за их тяжелой и плотной экипировки, добавляет Фетисова.
В связи с рождением детей и уходом в декретный отпуск женщины «теряют» от года до нескольких лет, которые они могли бы потратить на образование, получение карьерного опыта или продвижение по работе. Когда же у женщин уже есть дети, необходимость заботиться о семье приводит к тому, что они реже, чем мужчины, готовы к повышениям или к переезду с повышением и ростом дохода — многие не хотят оставлять ребенка в другом городе или перевозить его в новую среду. Из-за этого среди женщин в возрасте 30–39 лет гендерный разрыв в оплате труда увеличивается максимально по сравнению с мужчинами — они чаще выбирают должности и места работы с гибким графиком или сокращенным рабочим днем, чтобы проводить время с детьми, и поэтому получают меньшую зарплату.
Что еще влияет на разницу зарплат
Различия в опыте и образовании, гендерный дисбаланс в разных сферах могут объяснить лишь около четверти разрыва в оплате труда в России, выяснил научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Алексей Ощепков в 2021 году. По его данным, примерно 75% разницы в заработках приходится на неизвестные факторы, которые тоже рассматриваются как дискриминация, — из этого, как пишут ученые, следует вывод, что женщинам платят меньше только потому, что они женщины, а не потому, что у них меньше опыта или им не хватает навыков. Однако исследователи замечают, что на разницу в доходах могут влиять факторы, которые пока не выявлены экспертами или попросту не были учтены.
Например, некоторые исследования показывают, что женщины, с одной стороны, менее склонны к риску, чем мужчины, с другой — они лучше налаживают отношения с другими людьми. Женщины также чаще мужчин занижают свои зарплатные ожидания во всех профессиональных областях. У женщин и мужчин в принципе разные представления о том, что такое «хорошая заработная плата». При этом, ожидая большей платы, мужчины занижают требования к другим параметрам занятости и скорее согласятся на нестабильную работу и неблагоприятные условия труда, в то время как женщины ценят стабильность и надежность даже в ущерб зарплате.
Ситуация с неравной оплатой труда ухудшается в кризисные моменты. Например, разрыв увеличился в пандемию. Тогда женщин чаще сокращали (локдаун сильно затронул как раз те секторы, где преобладают женщины, — торговлю и сферу обслуживания), им чаще снижали зарплаты. Кроме того, с переходом на удаленный режим работы нагрузка на женщин выросла в 1,5–3 раза, поскольку именно им приходилось совмещать работу с заботой о детях и пожилых родственниках.
Борьба с дискриминацией
В России запрещена трудовая дискриминация, а работники на равных позициях должны получать одинаковую зарплату. Тем не менее, по словам юриста Экспертного центра «Общественная Дума» Сергея Слесарева, в случаях, когда один сотрудник получает меньше другого за такой же труд, «часто в решениях судьи ссылаются на факт добровольного подписания работником трудового договора с соответствующим условием об оплате труда».
В России дела о дискриминации женщин в оплате труда почти не встречаются, рассказывает Forbes Woman партнер практики трудового и миграционного права фирмы «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» Елена Питиримова. Юрист поясняет, что доказать дискриминацию практически невозможно: у работодателя есть право самостоятельно принимать кадровые решения — создавать должность, устанавливать условия труда по этой должности, включая размер заработной платы, принимать на эту должность работников.
Иск женщины о дискриминации может быть удовлетворен, если она работает на совершенно одинаковой должности с мужчиной, у которого точно такое же образование, опыт работы и другие показатели квалификации. Но, по словам эксперта, такая ситуация на практике почти невозможна. «Суды при рассмотрении таких споров исключительно формально сравнивают, занимают ли работники одинаковую должность и различается ли их квалификация. Если названия не идентичны, работники выполняют чуть разную функцию с разной нагрузкой, есть хотя бы незначительная разница в опыте работы или показателях выполнения плана, то дискриминацию суд не признает», — говорит Питиримова.
На практике представить доказательства, что коллега-мужчина получает более высокую зарплату, может быть затруднительно, так как многие компании включают в свою внутреннюю политику положения о том, что работники не вправе разглашать размер заработной платы, замечает советник практики трудового права LEVEL Legal Services Екатерина Камкина. «При этом увольнение на основании того, что женщина подняла с работодателем вопрос о дискриминации на рабочем месте, будет незаконным и может успешно оспариваться, в том числе в суде», — говорит Камкина.
Юрист Елена Питиримова подчеркивает, что во многих странах существует презумпция наличия дискриминации: ее отсутствие должен доказать работодатель. Дискриминацией может быть признана любая разница в оплате с коллегами-мужчинами, а также наличие условий, которые препятствуют карьерному росту женщин. «В России же дискриминацию должна доказать сама женщина — в таком споре она выступает заведомо слабой стороной», — говорит юрист.
Равенства не существует
Нигде в мире нет равенства в оплате труда женщин и мужчин. Единственные страны, в которых гендерный разрыв считается закрытым более чем на 80%, — это Албания (85,8%) и Бурунди (84,1%). Лишь четверть из 146 стран, включенных в отчет Международного экономического форума за 2023 год, набрали по этому показателю от 70% до 80%. Среди них Исландия, Сингапур, ОАЭ, США.
Некоторые страны постепенно уменьшают гендерный разрыв. Улучшения происходят не сами собой: и международные организации, и местные сообщества, и сами женщины не перестают добиваться равного отношения за одинаковую работу. Издание Business Insider, к примеру, опубликовало свой рейтинг из 12 женщин, которые внесли большой вклад в борьбу за равную оплату труда. В него вошли сотрудницы компаний, которые судились с работодателями из-за дискриминации, телеведущая, которая получала существенно меньше, чем ее коллега-мужчина, певица Бейонсе, обращавшая в своих интервью внимание на проблему неравенства зарплат, и другие женщины.
Institute for Women’s Policy Research считает, что женщины начнут получать такие же зарплаты, как мужчины, не ранее 2059 года. Аналитики агентства Moody’s более пессимистичны: они выяснили, что сокращение гендерного разрыва в оплате труда может привнести в мировую экономику $7 трлн, однако, по их данным, на решение проблемы при текущих темпах развития потребуется 132 года.