К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви

Кадр из фильма «Претенденты»
Кадр из фильма «Претенденты»
Одна из самых ожидаемых премьер весны 2024 года — «Претенденты» (Challengers) итальянского режиссера Луки Гуаданьино с Зендеей в главной роли. Краткого синопсиса и трейлера было достаточно, чтобы он собрал $58 млн за три недели в мировом прокате: зрителю обещали напряженную и сексуальную спортивную драму с одной из самых популярных актрис своего поколения. Однако критики отнеслись к фильму сдержанно. Разбираемся, чего не хватило этой истории о любовном треугольнике на теннисном корте и за его пределами

В большинстве описаний к «Претендентам» говорится, что это фильм о двух теннисистах, которые поссорились из-за одной женщины, превратив свою жизнь и карьеру в бесконечный поединок за ее сердце. Что кажется странным в современной повестке, где одной гендерной принадлежности уже недостаточно, чтобы описать главную героиню. Потому что «Претенденты» — фильм о противостоянии трех спортсменов, и этот нюанс очень важен для понимания мотивов и поступков всех героев любовного треугольника. 

Сюжет полностью сосредоточен на главных героях и их отношениях в разных временных отрезках: Таши (Зендея), Арта (Майк Фейст) и Патрика (Джош О’Коннор). Все трое с детства занимались теннисом, все трое подавали большие надежды. Кроме того, Арт и Патрик были лучшими друзьями с 12 лет. Они очень разные: Арт мягче, тоньше, более эмпатичный; Патрик — дерзкий, жесткий, идущий на поводу у своих желаний. Но, несмотря на разницу в характерах, им было очень хорошо вместе и на корте, и в дружбе. Ровно до той минуты, когда они встретили Таши — амбициозную спортсменку, которую уже заметили ведущие бренды (российские кинопродюсеры даже в лучшие времена могли только позавидовать такому продакт-плейсменту adidas).

Кадр из фильма «Претенденты»

У Таши есть все, чтобы стать большой звездой тенниса, — талант, ярость на корте, харизма и удивительная красота. Из их первого разговора с Артом и Патриком мы понимаем, насколько по-разному все трое относятся к карьере. Да, Арт и Патрик — талантливые спортсмены, но в них нет упорства и осмысленного видения своего будущего, как у Таши. Она с насмешкой говорит им: «Вы ничего не понимаете в теннисе. Это отношения».

 

Следующие два часа экранного времени — наглядная иллюстрация этого тезиса. С момента первой встречи с Таши спорт на самом деле превращается для Арта и Патрика в отношения: на следующее утро был запланирован турнир, где друзья договаривались не «топить» друг друга. Но Таши предлагает им ставку, которая меняет весь расклад: тот, кто победит, получит ее номер телефона. С тех пор расстановка сил в их треугольнике менялась несколько раз, но одно оставалось неизменным: призом в турнирах были вовсе не кубки. 

То, как Таши откровенно манипулирует Артом и Патриком, вызывает странное, почти неприятное чувство — восхищение, смешанное с раздражением. Почему-то ни авторы фильма, ни Зендея не попытались сделать свою героиню хоть немного приятной и понятной для зрителя. Хотя в самом сценарии заложена отличная база для того, чтобы мы могли ей сопереживать: в зените своего юношеского успеха Таши получает травму колена, несовместимую с профессиональной игрой в теннис. И все ее дальнейшие поступки, на самом деле, гораздо лучше ложатся в драму о перспективной спортсменке, которая в одну минуту потеряла карьеру, чем в банальный сюжет о коварной соблазнительнице, которая поссорила двух друзей. В одной из последних сцен Арт скажет Таши ключевую фразу: «Все эти годы я играл за нас двоих». 

 

Отводя Таши лишь роль «объекта вожделения» или «трофея» в мужском соревновании, мы обесцениваем ее реальную позицию — блестящего тренера. Как в буквальном смысле (она сделала из Арта звезду тенниса), так и человека, который всеми способами (иногда жестокими и спорными) толкал спортсменов играть лучше, бороться за первые места, преодолевать себя. За все это, собственно, любят и ненавидят лучших тренеров в реальном спорте. Все, что стимулировало их играть лучше, шло в ход, в том числе и секс. Но эта линия — самая интересная и важная — выглядит смазанной на фоне любовных терзаний героев, которые, в свою очередь, ко второму часу просмотра начинают утомлять даже самых преданных поклонников Зендеи или тенниса.

«В спальне «Претенденты» так же плохи, как и на теннисном корте», — вынес безжалостный вердикт критик The Guardian Майк Маккхил. 

Кадр из фильма «Претенденты»

Несмотря на то что мы наблюдаем за развитием их отношений в разном возрасте, характеры персонажей словно не развиваются: на изменения указывают разве что прически и нарочитый макияж «взрослой» Зендеи. Почти 40-летние люди ведут себя немногим лучше и осмысленнее, чем их юные версии. Не помогают ни опыт, ни статус, ни даже наличие ребенка — вся линия с дочерью Лили смазана настолько, что ее можно было и вовсе вырезать без потери смыслов. Возможно, поэтому флешбэки в прошлое выглядят гораздо убедительнее.  

 

Впрочем, в интервью Forbes Life в 2020 году режиссер Лука Гуаданьино признавался, что больше всего ему нравится исследовать в кино именно молодых персонажей: «Самое интересное в подростках то, что в их жизни еще ничего не определено, все находится в движении, они сами пребывают в состоянии постоянной мутации, как физически, так и умственно. Им нужно как-то общаться с внешним миром, который их совсем не принимает, где взрослые, которые забыли, что сами были молоды, а сверстники находятся в такой же ситуации и заняты лишь собой. Мне всегда была интересна субъективность юношеского мировоззрения». Не зря он все время возвращается в своих работах к теме взросления.

Как Таши не может определиться весь фильм, кому принадлежит ее сердце, так и Гуаданьино будто не может определиться, что он снимает: динамичную спортивную драму или медленный артхаус. Последнее кажется более органичным для итальянского режиссера, последним хитом которого была экранизация романа Андре Асимана «Назови меня своим именем» с Тимоти Шаламе в главной роли (кстати, тоже о взрослении). Но если там долгие, медленные кадры в лучших традициях европейского кино выглядели уместно, то в «Претендентах» эти кинематографические приемы выглядят примерно так же «органично», как тяжелый макияж 40-летней женщины на прекрасном, почти детском лице Зендеи.

Для спортивной драмы «Претендентам» не хватило драйва и динамики, а для артхауса — глубины. Вероятно, поэтому новый проект Гуаданьино не стал фильмом открытия 80-го Венецианского кинофестиваля в августе 2023 года (за несколько дней до премьеры стало известно, что их заменит Эдоардо Де Анджелис с картиной «Команданте»). При этом немецкая теннисистка югославского происхождения Андреа Петкович высоко оценила то, как показан в фильме Гуаданьино сам спорт: в рецензии для The Guardian она призналась, что шла на премьеру с большими сомнениями и была заранее готова «возненавидеть» это кино, потому что обычно теннис показывают очень непрофессионально. Однако, по словам спортсменки, режиссер и актеры воспроизвели все важные нюансы, уделив особое внимание тому, как выглядели матчи в прошлом (например, еще 10 лет назад). Она также оценила игру актеров на корте как «хорошую, но не идеальную». 

В любом случае, «Претенденты» — это очень красивое кино. Между актерами чувствуется мощная химия, как в спорте, так и в любовных сценах. Герои не оставляют зрителя равнодушным, а авторы не дают однозначных ответов и точно избегают морализаторства. Что объединяло героев «Претендентов», а затем разводило их по разным сторонам на корте и в жизни: чувства или спортивная конкуренция? Что было важнее: теннис, любовь или дружба? Кто на самом деле победил и проиграл в последнем турнире? Каждый найдет для себя подходящий ответ, и все они будут верными. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+