К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке

Основанное в 1865 Общество для пособия бедным женщинам содержало несколько приютов и дешевые квартиры. (Фото DR)
Основанное в 1865 Общество для пособия бедным женщинам содержало несколько приютов и дешевые квартиры. (Фото DR)
В XIX веке одним из немногих видов общественной деятельности, доступной женщинам, была благотворительность. Стремясь помогать системно, они вскрывали одну социальную проблему за другой — и предлагали решения, опередившие время. Исследовательница Маша Братищева рассказывает, как идеи, родившиеся в светском салоне, превратились в масштабный социальный эксперимент

Маша Братищева — автор и ведущая подкаста «Невидимый город» студии «Либо/Либо» о главных героинях истории России XIX века

Жить «жизнью общественной»  

В 1859 году, за два года до отмены крепостного права, Александр II провел еще одну, гораздо менее громкую, но сопоставимую по своим последствиям реформу: он разрешил гражданам устраивать благотворительные общества. Это было серьезным решением, потому что его отец, Николай I, настолько боялся любых гражданских объединений, что со времен французской революции запрещал любые ассоциации, взаимоблаготворительные общества и союзы.

Ценность этой реформы можно увидеть только в длинной исторической перспективе, потому что именно разрешение заниматься благотворительностью открыло дорогу женщинам в публичную сферу, которая во времена Николая I оставалась исключительно мужской. В 1850 году было невозможно себе представить женщину, которая работает издательницей, переводчицей, ученой или организаторкой благотворительного общества. Все это стало возможным только после того, как целое поколение женщин, которое было достаточно привилегированным, чтобы не работать, посвятило свои жизни тому, чтобы облегчить труд других женщин, которые этих привилегий были лишены. Под вывеской благотворительности в России открывали швейные мастерские, устраивали переводческие артели и добивались прав на получение высшего образования. 

 
Мария Трубникова (Фото DR)

Например, Общество дешевых квартир, которое было организовано в 1859 году в салоне Марии Трубниковой: там собирались просвещенные дворянки, которым казалась недостаточной случайная помощь женщинам, приезжающим в Петербург на заработки. Сами основательницы Общества не нуждались в дополнительном заработке: они все были дочерьми состоятельных семей, но ими руководила идея дать женщине возможность работать в тех же профессиях, что и мужчины. 

Вот как Мария Вернадская, имевшая редкую возможность работать редакторкой в журнале «Экономический указатель», формулировала этот запрос в своей статье «Назначение женщины»: 

 

«Мужчина живет жизнью общественной, разумеется такой, какая возможна в диком состоянии; а женщина живет жизнью семейной. Но то, что может быть и понятно, и удобно в обществе грубом, может быть совершенно неудобно в обществе образованном. Одно из действий цивилизации — убивать значение физической силы человека и, напротив, развивать умственные силы. В умственном отношении мужчины и женщины равны; следственно цивилизация все более и более делает доступными для женщин все те труды, которые исполняют мужчины. Женщина может исполнить также хорошо, как и мужчина, всякое дело, где требуется ум, а не физическая сила».

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Работницы и работодательницы

Для Общества дешевых квартир была поставлена с одной стороны, очень простая и понятная цель — дать женщинам доступное жилье. А с другой стороны, помочь женщинам стать полноправными работницами наравне с мужчинами. Жилье для клиенток общества не должно было быть бесплатным: если для учредителей квартира стоила пять рублей, то для съемщицы цена составляла три. В двух рублях разницы состояла поначалу вся социальная часть проекта: клиентки общества должны были быть активными участницами процесса, они должны были сами стремиться к тому, чтоб вырваться из круга бедности. Благотворительницы не выступали благодетельницами, которые являли милость беднякам (именно так была устроена, например, церковная благотворительность), а выступали первыми работодательницами для других женщин.

Благотворительная лотерея в пользу Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга на благотворительном базаре в Михайловском манеже. 1900-е. (Фото Энциклопедии благотворительности Санкт-Петербурга)

Первоначальный план быстро начал меняться, потому что стало понятно, что проблема почти нищего населения столицы не останавливаются на недостатке доступного жилья. Живя в квартирах, женщины должны были платить хоть и пониженную, но все же арендную плату. И очень часто тех денег, которые они зарабатывали, работая швеями, продавщицами или работницами мануфактур, не хватало для того, чтобы оплатить даже сниженную аренду. Тогда благотворительницы стали находить для них альтернативные рабочие места. В  том же 1859 году они открыли при обществе дешевых квартир швейную мастерскую — именно она стала прототипом мастерской для романа Чернышевского «Что делать».

 

Вместе с мастерской они открыли на Невском проспекте магазин готового женского белья с расчетом, что жительницы квартир будут продавать там белье, которое сами шьют. Когда стало ясно, что у большинства работниц не хватает навыков для работы с кружевом, стали искать альтернативу. Ей оказался подряд военного министерства, который Общество дешевых квартир выиграло в 1877 году. Так оно смогло на несколько лет обеспечить работой и постоянным доходом около 500 женщин. 

Экосистема женского трудоустройства

Решение одной проблемы неизбежно тянуло за собой возникновение другой. Когда мастерская начала работу, смотрительницы быстро заметили, что заказы швеи отдают с пятнами, — их ставят их дети, которые играют там же, где работают их матери. Тогда организаторы общества организовали для детей школу, где вначале работали сами, а потом — нанимали учительниц. 

Очень скоро  перед ними встала сложность, неочевидная для современного читателя: в начале 1860-х детских учебников в том виде, в котором мы их знаем, не существовало. Детей учили либо по Священному Писанию, либо по солдатским грамматикам. Чтобы решить эту проблему, Общество дешевых квартир организует в 1864 году еще одно предприятие: Артель переводчиц. 

Женщины-наборщицы. (Фото DR)

Там женщины получают работу, которую получить в других обстоятельствах они бы не смогли. Артель издавала сказки для упражнений по чтению, которые должны были тренировать не только грамматику и правильное построение фраз, но и возбуждать в детях любопытство, научить их задавать вопросы об окружающем мире и искать ответы на эти вопросы. Артель публиковала детские энциклопедии по географии, истории и химии. Переводчицами, переплетчицами, иллюстраторами там тоже работали  женщины, которые не могли устроиться на похожие позиции в издательствах, возглавляемых мужчинами. 

Социальный эксперимент

Общество дешевых квартир начиналось как частная инициатива 35 женщин, каждая из которых и так помогала той или иной семье. Создав общество, организаторы могли привлекать дополнительные средства и для помощи работающим женщинам, и для расширения, как сегодня сказали бы, предложения. В это общество мог вступить любой желающий при условии, что он или она заплатит минимум 12 рублей в год за членство. К 1867 году количество участников составляло 202 человека, согласно отчетам Общества, а в 1877 число доноров увеличилось больше, чем в 10 раз (362 человека).

 

Основания, на которых строилось Общество дешевых квартир, тоже было необычным для того времени: тех, кому оно помогало, называли клиентками (а не бедняками). Жительницы квартир (а с 1872 года — целого дома) участвовали в управлении Обществом. В артели переводчиц все решения принимались коллегиально общим собранием участниц. В швейной мастерской могли работать не только те, кто жил в квартирах: любая швея, которой для работы нужна была машина, могла воспользоваться той инфраструктурой, которая развивалась с 1859 года. В Обществе были учителя, были врачи, которые лечили бесплатно; была городская аптека, в которой лекарства клиенткам Общества отпускали со скидкой 50%.

Общество дешевых квартир просуществовало как минимум до 1914 года (именно этим годом датируется последний доступный отчет о его деятельности). За время своего существования оно приобрело два дома, дачу для летнего отдыха детей; в нем было швейное училище и две школы. Ему удалось построить инфраструктуру, которая стала социальным экспериментом внутри патриархальной империи. В этом эксперименте были заложены основы той социальной политики, которая сегодня кажется нам неотъемлемой частью социальных обязательств государства перед своими гражданами — с доступным жильем, достойно оплачиваемым трудом, школьным образованием и инклюзивной средой, учитывающей потребности самых незащищенных людей. Впервые в истории России эти принципы были заложены тогда — в 1859 году, когда несколько женщин встретились в гостях в салоне Марии Трубниковой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+