К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дух бунтарства: как Миучча Прада стала самой влиятельной женщиной в индустрии моды

Миучча Прада (Фото Victor VIRGILE / Gamma-Rapho via Getty Images)
Миучча Прада (Фото Victor VIRGILE / Gamma-Rapho via Getty Images)
10 мая Миучче Праде — владелице конгломерата Prada — исполняется 75 лет. Обладательница докторской степени в области политологии в детстве мечтала стать мимом, но в итоге стала рупором для многих образованных женщин, нуждавшихся в моде, которая отражала бы их взгляды и ценности. Редактор Forbes Woman Софья Бронтвейн рассказывает, как упрямая бунтарка создала самые успешные в индустрии моды бренды, несмотря на то, что всегда считала одежду поверхностной глупостью

Девушка с политической позицией

Мария Бьянки, которая в 1980-х изменит имя на Миучча, родилась в Милане в 1949 году. Младшая правнучка Марио Прада — основателя модного дома Prada — была бунтаркой и непоседой уже в детстве. В интервью New Yorker в 2004 году она рассказывала, что еще будучи ребенком, совершенно не хотела одеваться скучно и сдержанно, как велели ее родители. Когда Миучче исполнилось 15 лет, она объявила модную революцию. 

«Я была всегда фрустрирована из-за того, что должна одеваться серьезно. Я была маленькой девочкой, которая мечтала о розовых туфлях, красных туфлях, розовых платьях. Я хотела цветные вещи. Мне нравилось яркое нижнее белье. У всех нижнее белье было такое скучное, все носили одинаковые платья в полоску. Это было невыносимо. Поэтому я начала носить Saint Laurent, Pierre Cardin, которые сочетала со странными британскими брендами. Я всегда хотела быть первой во всем. Это было самое важное. И уже в детстве я люблю униформы. Ты можешь спрятаться в униформе, скрыть, какой ты есть. Я люблю прятать себя за формальностями, мне кажется, это привлекательно», — делилась воспоминаниями о своем детстве Прада в интервью New Yorker. 

В детстве Миучча увлекалась театром. В течение пяти лет она служила в театре Piccolo и планировала стать мимом (она всегда была скромной и считала, что такая форма искусства соответствует ее желанию молчать), но параллельно поступила в Миланский университет, где в дальнейшем получила докторскую степень по политологии. Политика никогда не была чужда Праде — как и многие итальянцы, в 1960-х годах она была членом Коммунистической партии и регулярно участвовала в митингах. При этом пока другие девушки заявляли о своих правах в джинсах и кедах, Миучча появлялась на демонстрациях в винтажных платьях и на высоких каблуках. «Я всегда ненавидела богему, которая считала, что обязана носить джинсы даже несмотря на то, что они им не нравятся», — комментировала Миучча в том же интервью New Yorker. 

 
Модель на показе коллекции Prada весна-лето 2024. Милан, 21 сентября 2023 года. (Фото Daniel Dal Zennaro·EPA)

Строгие родители запретили ей служить в театре. Хотя в одежде Миучча и проявляла бунтарский характер, она все же была послушной девочкой из католической семьи. Отказавшись от карьеры мима, Миучча сосредоточилась на идеях феминизма — ее всегда интересовала роль женщины в обществе, и в будущем ее взгляды сильно повлияли на коллекции Prada и Miu Miu. Уже в юности она поддерживала движение по борьбе за права женщин и вступила в профсоюз Unione Donne Italiane (Союз итальянских женщин). В интервью Highsnobiety она призналась, что политика — всегда в ее сердце и всегда влияет на ее работу. Миучча рассматривает моду как негласный протест, с помощью вещей можно каждый день выражать свое несогласие и сопротивление. Но такой взгляд на вещи сформировался не сразу.

Миучча стала частью семейного бизнеса в 1970-х годах — не потому, что мечтала работать в моде, а потому, что нуждалась в деньгах. Будучи образованной и политически подкованной женщиной, Прада считала моду глупостью. «Я создаю одежду. Это глупо. Но это моя работа. У меня есть своего рода комплекс, что моя работа — поверхностная и не настоящая. Я прекрасно понимаю, что одежда не имеет никакого значения, я не меняю общество. Я просто делаю свою работу настолько хорошо, насколько могу», — делилась Прада с журналистом New Yorker. 

 

Когда Миучча только начала заниматься модой, она испытывала невероятный дискомфорт, потому что ее карьера никак не сочеталась с ее политическими убеждениями и идеями феминизма. Она не знала, как понятие красоты может быть вписано в общественный контекст. И лишь в 2010-х годах Прада вздохнула с облегчением. «Сейчас я чувствую себя комфортно, потому что использую свою работу для того, чтобы заявлять о своих взглядах. Люди любят моду. Это популярный медиум. И через свой бренд, через славу, которую [принесла мне] моя работа, я могу делать вещи, которые не смогла бы себе позволить», — говорила Миучча журналисту Interview. Прада всегда старалась создавать интеллектуальную моду и поддерживать женщин. Например, для Miu Miu кампании и короткометражки часто снимают женщины-режиссеры. 

Новые линии и новые тренды

В 1978 году Миучча познакомилась со своим будущим мужем — Патрицио Бертелли, который вскоре станет коммерческим директором и полноценным бизнес-партнером Prada. Прада не планировала создавать ничего, кроме сумок, но именно Патрицио постоянно убеждал жену расширять коллекции бренда, чтобы достичь финансового успеха. Он уговорил Миуччу заняться обувью, затем мужской коллекцией, спортивной одеждой и многими другими линейками. Если сперва Прада отказывалась расширять коллекцию, Бертелли приглашал для работы над новинками других дизайнеров, творения которых раздражали Миуччу настолько, что она тут же бралась за дело самостоятельно. Так у них сложился эффективный тандем. 

«Слава богу, Патрицио сейчас не в офисе. Если бы он был здесь, у него бы точно были идеи, он начал бы рассказывать мне, что я должна делать, и я бы его убила», — шутила (или нет) Миучча, работая над коллекцией Prada в 2004 году. 

 

Для Прады самой большой сложностью в творчестве было создавать одежду, которая, с одной стороны, не противоречит ее взглядам и убеждениям, но с другой — все-таки будет продаваться. Баланс между собственными представлениями о прекрасном и коммерческим успехом — вечная внутренняя борьба для Миуччи. «В моей голове всегда есть очень четкие идеи о том, что мне нравится, но они не сочетаются с реальностью, и я не знаю, что с этим делать. Вещи, которые удобно носить, — банальные. И это моя проблема. Я должна создавать одежду, которую люди хотят носить, или вещи, которые я хочу, чтобы они носили?», — рассуждала Миучча. 

Модель на показе женской коллекции Prada осень-зима 2024-25. Милан, 22 февраля 2024 года. (Фото AP Photo/Luca Bruno)

Невзирая на все эти сомнения, Прада всегда умела создавать тренды. Она реализовала свою детскую мечту — во всем быть первой. Миучча представила свою первую женскую коллекцию для Prada в 1988 году. В 1992-м она запустила Miu Miu — более демократичный бренд, вдохновленный личным стилем Прады. И с тех пор вещи, которые создает Миучча, — самые востребованные в индустрии. Даже сейчас в ежеквартальном рейтинге самых популярных брендов Lyst Miu Miu и Prada находятся на верхушке. Да, уже не только стараниями самой Прады, но и Рафа Симонса (он стал вторым креативным директором бренда в 2020-м), и все же. 

Практически к любому актуальному модному тренду Миучча приложила руку еще до того, как все новые современные дизайнеры задумались об этом. Работа с индустриальными тканями (сумки из нейлона), утилитарный шик (переосмысление униформы), функциональные туфли на широком каблуке Sabrina, сумка для боулинга, которая стала стильным аксессуаром (заигрывание со спортивным инвентарем), вещи, вдохновленные компьютерными играми и виртуальной реальностью, — еще в прошлом веке Прада создавала моду, о которой трубят во всех глянцевых изданиях сегодня, думая, что это новое веяние. 

От искусства до психологии

Со временем конгломерат Prada поглотил и другие вечно актуальные бренды — Azzedine Alaïa, Jil Sander, Helmut Lang, в коллекциях которых запросто угадывается влияние Миуччи. Балансируя между творчеством и коммерческим успехом, Прада создала свой уникальный стиль, который нравится миллионам мужчин и женщин по всему миру. Секрет успеха исключительно в том, что на самом деле Миучча не гонится за трендами. Она всегда считала, что мода — это лишь способ демонстрировать себя или скрывать себя настоящего. Для Прады вещи — это инструмент, а не философия. Мода не должна диктовать человеку, как он выглядит. 

При этом Миучча и Патрицио всегда видели тесную связь между модой и искусством — в частности, изобразительным и архитектурой. В 1993 году они вместе создали Fondazione Prada — институт, поддерживающий выдающихся и молодых творцов. Художники, архитекторы, фотографы, скульпторы всегда вдохновляли Праду и помогали ей создавать вневременные шедевры вместо быстротечных трендов. 

 
Пресс-показ выставки «Pino Pascali» в Fondazione Prada. 27 марта 2024 года. (Фото Claudio Furlan/Lapresse)

Когда Миучча работает над коллекциями, она исследует психологию и поведение человека. Например, в 2012 году в интервью для журнала Interview Прада рассказывала, как работает над новой мужской линейкой. «Я пыталась понять, как и когда мужчины готовы воспринимать что-то новое. Обычно они решаются на эксперименты со спортивной обувью или футболками. Я хотела привнести немного свободы в мужской стиль. Я начала изучать, где мужчины готовы рисковать. Я увидела невероятную и очень странную книгу о гольфистах, которые носят безумные и глупые комбинации — совершенно нелепые. И я начала изучать эту культуру — совершенно незнакомую мне, потому что я вообще не интересуюсь гольфом», — комментировала Прада. 

В интервью Highsnobiety Миучча много рассуждала о том, что такое красота и как мода может влиять на человека и его настроение в каждодневной жизни. «В любом искусстве красота и уродство идут рука об руку. Но в моде на протяжении многих лет фокусировались только на красоте, хотя мне кажется, никто не может дать четкое определение этому понятию. Это естественное желание — нарушать правила и разоблачать красоту. Не нужно стремиться создавать идеальную моду. Нужно работать с реальностью», — рассуждала Миучча. 

И пока многие другие дизайнеры и бренды гонятся за коммерческим успехом, создавая выверенные коллекции, смелость и любопытство привела Праду на вершину, о которой остается только мечтать. Многомиллиардное состояние, попадание в списки самых влиятельных женщин Forbes, самых влиятельных людей в мире моды Business of Fashion, самых влиятельных людей на планете Time, бесчисленные награды модных комитетов в разных странах мира и огромная лояльная клиентская база. Прада, которая никогда в жизни не держала в руках ни иглу, ни ножницы, стала одним из самых успешных дизайнеров в истории просто потому, что никогда не предавала свои идеи и ценности. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+