К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вампирский пубертат и кризис отношений: пять артхаусных фильмов этой весны

Кадр из фильма «Предчувствие»
Кадр из фильма «Предчувствие»
Этой весной в российском прокате случился бум артхаусных проектов, посвященных историям женщин. До отечественных кинотеатров добрались самобытные фестивальные картины, которые критики хвалят за нестандартный взгляд на взросление, эмансипацию и возраст. Forbes Woman собрал самые интересные релизы весны, которые вы могли пропустить
«Алые паруса»

«Алые паруса»

Scarlet

Год: 2022

Режиссер: Пьетро Марчелло

После окончания Первой мировой пожилой плотник Рафаэль (Рафаэль Тьери) возвращается в родную деревню, затерянную на севере Франции. Травмированный ветеран узнает, что за время своего отсутствия лишился жены и дома. Горе едва не ломает мужчину, но он находит причину жить в маленькой дочери. Джульетта (Жюльет Жуан) родилась, пока Рафаэль был на фронте, а теперь новоиспеченный родитель посвящает всего себя заботе о ребенке. Девочка растет на старой ферме в окружении таких же трудолюбивых мастеров, как и ее отец. В деревне мечтательную и независимую от чужого мнения Джульетту недолюбливают и называют ведьмой. Однажды девочка встречает у реки загадочную женщину. То ли колдунья, то ли провидица предсказывает, что повзрослевшая Джульетта увидит в небе «алые паруса». Девушка живет этой странной мечтой, пока однажды в их деревню не заносит обаятельного летчика-авантюриста Жака (Луи Гаррель).

Премьера романтической элегии «Алые паруса» (международное название картины «Scarlet» переводится как «Алый», а французское «L'Envol» означает «полет») состоялась на Каннском кинофестивале 2022 года, но до мирового проката мелодрама добралась только в 2023-м, а до российского и вовсе этой весной. На нежный и чувственный фильм итальянского режиссера Пьетро Марчелло («Мартин Иден») вдохновила повесть-феерия Александра Грина о девушке Ассоль, которая, вопреки общественному злословию, ждала принца на корабле с ярко-красными парусами. Постановщик оставил лишь костяк сказки о всепобеждающей силе мечты и представил профеминисткую историю взросления.

Юная героиня, которую в фильме зовут не Ассоль, а Джульетта, не нуждается в спасении, а сама решает — следовать ли ей за свалившимся с неба возлюбленным или остаться дома с родными людьми. Сцена за сценой режиссер раскрывает независимый характер девушки, обитающей в тихой деревушке на севере Франции. Героиня подвергается нападкам и насмешкам со стороны сверстников, потому что те на дух не переносят ее инаковость. Однако, даже несмотря на повсеместный буллинг, Джульетта не собирается предавать себя: из всех жителей деревни она одна продолжает верить в чудеса. Взросление Джульетты ярче всего проявляется в отношениях с отцом, которого она всецело поддерживает, хотя общество видит в старике-ветеране только изгоя.

Пьетро Марчелло создает сложный и вдохновляющий портрет девушки, которая принимает решения, руководствуясь сердцем, а не патриархальными установками. «Алые паруса» не только красиво разрушают миф о «деве в беде», но и заявляют себя наглядным пособием по отстаиванию личных границ и построению здоровых отношений с родителями и возлюбленными.

«Нежный восток»

«Нежный восток»

The Sweet East

Год: 2023

Режиссер: Шон Прайс Уильямс

Старшеклассница из Южной Каролины Лиллиан (Талия Райдер) отправляется со школьной экскурсией в Вашингтон. Общение со сверстниками быстро наскучивает девушке, поэтому она размышляет о сольном путешествии по Восточному побережью. Вскоре Лиллиан предоставляется случай отбиться от группы неинтересных ей одноклассников, и девушка отправляется в караоке-бар. В разгар веселья в заведение врывается агрессивный посетитель с огнестрельным оружием. Из опасной для жизни ситуации Лиллиан вовремя вытаскивает панк Калеб (Эрл Кейв). Так начинается культурное исследование Лиллиан восточного побережья Штатов.

Мировая премьера «Нежного востока» Шона Прайса Уильямса состоялась в каннской программе «Двухнедельник кинематографистов». Сновидческая инди-драма показывает современную Америку глазами девочки-подростка. Школьница Лиллиан бороздит восточное побережье Штатов подобно Алисе в Стране чудес: встречает на своем пути героев-проводников, и каждый следующий оказывается эксцентричнее предыдущего. Любопытная школьница видится режиссеру еще не сформировавшейся личностью, которая рискует попасть под чужое влияние. Героиня оказывается в водовороте политических идей, культурных и социальных конфликтов; открывает неожиданные грани человеческой натуры и все время куда-то бежит от себя настоящей. Панки и анархисты, люди с зависимостями, профессор с ультраправыми взглядами, афроамериканцы, снимающие авторское кино, радикальные исламисты, ценящие электронную музыку, — все они во что бы то ни стало пытаются привить Лиллиан свои взгляды. Однако для Лиллиан все эти мимолетные встречи — просто опыт.

Хаотичный и слегка сумбурный «Нежный восток» стоит рассматривать, как непринужденный очерк о мятежной юности. Тогда фильм-одиссея наверняка придется по душе.

«(Не)бывшие»

«(Не)бывшие»

Hors-saison

Год: 2023

Режиссер: Стефан Бризе

Лет 15 назад Матье (Гийом Кане) и Алис (Альба Рорвахер) состояли в романтических отношениях и разошлись на драматической ноте. Бывшие любовники живут каждый своей жизнью и предпочитают друг о друге не вспоминать. Однажды пути Матье и Алис вновь пересекаются. Экс-партнеры случайно встречаются на бальнеологическом курорте в Бретани в «мертвый сезон». Матье и Алис вроде бы не собираются выяснять отношения, но совместное прошлое не дает обоим покоя. Героям предстоит разобраться со взаимными претензиями и обидами прежде, чем они попытаются возобновить роман.

Мелодрама Стефана Бризе «Не(бывшие)», чье оригинальное название «Hors-saison» переводится как «Несезон», участвовала в основном конкурсе 80-го Венецианского кинофестиваля, но, к сожалению, осталась без призов. Французская картина без предисловий погружается в запутанную историю любви мужчины и женщины среднего возраста, которые однажды разошлись, как в море корабли, а теперь, спустя много лет, вместе переосмысляют свой страстный роман и задаются вопросом «А что, если?». Прогуливаясь по живописному побережью Бретани в несезон, герои не предаются ностальгии по отношениям, а скорее задумываются, насколько по-разному они переживали разрыв, и разбираются, чьи чувства расставание задело сильнее.

На первый план постепенно выходит личная драма учительницы музыки Алис, которую тонко играет сестра постановщицы Аличе Рорвахер — Альба. Если бывший партнер героини считает, что время лечит, то обиженная им преподавательница проносит боль через года. Встреча с экс-возлюбленным становится для замужней и воспитывающей дочь Алис проверкой на прочность.

Режиссер транслирует мысль о том, что некоторые люди появляются в нашей жизни не случайно и так же вовремя из нее уходят. В то же время Бризе говорит об опасности зацикленности на прошлом и слишком долгого горевания об упущенных возможностях. «Не(бывшие)» раскрываются как хорошее терапевтическое кино, заставляющее задуматься о предыдущем опыте отношений и отпустить его. Фильм, эстетика которого перекликается с «Мужчиной и женщиной», не станет откровением, но сподвигнет к проработке любовных травм.

«Предчувствие»

«Предчувствие»

La Bête

Год: 2023

Режиссер: Бертран Бонелло

К 2044 году ученые открыли действенный способ «исцеления» человека от ненужных воспоминаний, вызывающих у пациента лишние волнения и тревоги. На модную процедуру по очистке ДНК, позволяющую забыть о прошлых жизнях, решается и девушка Габриэль (Леа Сейду), которой предложили работу мечты с условием, что она освободится от гнетущих мыслей. Обычно процесс «выздоровления» проходит без побочных эффектов, но во время подсознательного путешествие по другим эпохам героиня из раза в раз встречает молодого человека по имени Луи (Джордж Маккей), к которому испытывает романтические чувства. Судьба постоянно сводит их вместе и непременно разлучает. Габриэль ищет объяснение происходящему и испытывает необъяснимое влечение к Луи. Впрочем, любовные фантазии не избавляют девушку от предчувствия, что скоро должно произойти нечто ужасное.

Антиутопическую мелодраму «Предчувствие» впервые представили на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Картина была номинирована на «Золотого льва», но уступила награду фантасмагорической комедии «Бедные-несчастные» о женской эмансипации. За основу для научно-фантастического «Предчувствия» Бертран Бонелло взял повесть Генри Джеймса «Зверь в джунглях» и возвел в абсолют трагическую историю несбыточной любви. Режиссер, больше всего известный по работе над фэшн-байопиком «Сен-Лоран. Стиль — это я», на сей раз снял пессимистический сай-фай в духе сериала «Черное зеркало», а главной героиней сделал девушку, которой необходимо разорвать эмоциональную связь со своим прошлым, чтобы добиться успеха в будущем.

Действие картины разворачивается одновременно в трех временных пластах, что позволяет зрителю проследить поэтапную трансформацию молодой женщины по имени Габриэль. В 1910 году героиня исполняет роль трофейной жены владельца фабрики по производству фарфоровых кукол в Париже, но находит утешение в платоническом романе с загадочным англичанином. В 2014-м амбициозная Габриэль пытается построить карьеру актрисы, но попадает в зависимость от режиссерских решений и «застревает» в однотипных рекламных роликах. В 2044 году девушка стремится избавиться от психологического груза предыдущих воплощений, но, по заветам научной фантастики, последствия радикального внутреннего обновления оказываются необратимыми.

«Предчувствие» определенно напоминает своеобразный союз «Вечного сияния чистого разума» и «Прошлых жизней»: желание героини уничтожить воспоминания о сильных чувствах соединяется с драмой неслучившихся отношений. Невзирая на постоянное ощущение дежавю, картина Бонелло пронзительно рассуждает о женской независимости, идущей вразрез со страхом одиночества. Возможно ли найти компромисс между настоящей любовью и самореализацией? На этот риторический вопрос режиссера каждый зритель ответит сам.

«Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

«Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

Humanist Vampire Seeking Consenting Suicidal Person

Год: 2023

Режиссер: Ариан Луи-Сейз

Юная вампирша Саша (Сара Монтпети) с детства испытывает отвращение к убийству людей ради пропитания. В отличие от сородичей, которые дают волю инстинктам, девочка-гуманистка питается только кровью, добытой заботливыми родителями. В какой-то момент отец и мать Саши начинают всерьез опасаться, что без их помощи дочь погибнет, потому что у той отсутствует инстинкт охотницы. Родители намекают девочке на необходимую сепарацию и благословляют ее на взрослую жизнь под присмотром консервативной тети. Вопреки ожиданиям умудренных опытом вампиров, независимость не пробуждает в Саше зверский аппетит. Она самоотверженно морит себя голодом, пока не встречает депрессивного подростка Пола (Феликс-Антуан Бенар). Тот как раз подумывает совершить суицид, а значит, его убийство фактически будет добровольным. Проблема заключается в том, что Саша проникается к юноше симпатией и не может совладать со своими чувствами.

Мировая премьера романтической хоррор-комедии «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» состоялась на Венецианском кинофестивале 2023 года, а затем фильм показали на Международном кинофестивале в Торонто. На двух престижных смотрах полнометражный режиссерский дебют канадской постановщицы Ариан Луи-Сейз покорил критиков меланхоличным обаянием. Аудитория кинофестивалей разглядела в «Вампирше-гуманистке» причудливую историю взросления с мрачно-сатирическим оттенком: потомственная кровопийца с юношеским максимализмом отвергает свою темную сущность, но в конце концов принимает собственное несовершенство. Режиссер без лишних сантиментов изображает подростковый период болезненным и тяжелым этапом становления личности. Главная героиня Саша долго остается верна принципу ненасилия и фактически обрекает себя на медленную смерть, пока не обретает внутреннюю гармонию.

Ариан Луи-Сейз создает «Сумерки» для зумеров, где романтическая линия между вампиром и простым смертным строится не на психологическим манипуляциях, а на стремлении к взаимопониманию. Влюбленных прежде всего объединяет их аутсайдерство. Соблюдая баланс между мелодрамой, хоррором и черной комедией, постановщица размышляет о проблемах переходного возраста и касается табуированных тем. «Вампирша-гуманистка» — в меру жестокий, честный и трогательным сoming-of-age-фильм, который не романтизирует пубертатный ультиматизм, а показывает его разрушительную сторону.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+