Уже не стыдно, но еще неловко: как развивается фемтех в России и за рубежом
Что такое фемтех?
Femtech — это продукты и технологии, которые улучшают жизнь и здоровье женщин. Пожалуй, самый известный пример — приложения-трекеры для отслеживания менструального цикла, однако спектр продуктов, существующих на рынке, значительно шире: от потребительских девайсов до сложных систем, помогающих врачам ставить диагнозы или даже проводить хирургические операции. Руководитель отдела инноваций и новых наук компании Organon Марсель Ван Дуин считает, что фемтех сейчас — это спектр технологий, которые варьируются от потребительских запросов до серьезных научных тем.
Существуют различные мнения о том, что же считать фемтех-продуктами. Относить ли к ним лекарства? Стоит ли ограничиться только мобильными приложениями? Как быть с потребительскими товарами вроде менструальных чаш и молокоотсосов? А с wellness-продуктами?
Эксперты консалтинговой компании FemHealth Insights в фемтех включают мобильные и веб-приложения, лекарства, средства диагностики и тестирования, медицинские девайсы, программное обеспечение для здравоохранения, просветительские и образовательные проекты, потребительские сервисы (от диспенсеров для менструальных продуктов до маркетплейсов), потребительские товары (одежду, менструальные продукты, БАДы, продукты для сексуального здоровья, молокоотсосы), товары и сервисы для домашнего тестирования и, конечно, сервисы здравоохранения, такие как виртуальные клиники.
В России, по мнению вице-президента и исполнительного директора кластера биологических и медицинских технологий фонда «Сколково» Камилы Зарубиной, произошел сдвиг в направленности фемтех-продуктов: «Раньше все инновации развивались вокруг заболеваний и обслуживания заболеваний: мониторинг, диагностика, анализы, терапия. Сейчас парадигма сменяется на здоровьесбережение. Это когда во главу [угла] — здоровый человек, и вокруг него создаются инновации, которые помогают ему поддерживать здоровье и продлевают счастливую и качественную жизнь».
По данным платформы для инвесторов Dealroom, в 2023 году совокупная стоимость фемтех-компаний оценивалась в $28 млрд. По другим оценкам, в 2021 году мировой фемтех-рынок составлял примерно в $51 млрд, прогнозировалось, что к 2030 году он вырастет до $103 млрд. Существует семь фемтех-«единорогов» — компаний, которые оцениваются в $1 млрд или больше.
Страны — лидеры по количеству фемтех-стартапов: США, Великобритания, Франция, Канада, Израиль, а среди городов — Лондон. А быстрее всего новые фемтех-компании появляются в Сингапуре, Швейцарии и ОАЭ.
В России пока нет институционального игрока (инкубатора, акселератора, фонда), который занимался бы развитием технологий в сфере женского здоровья или сделал бы исследование таких проектов. Информацию об отдельных продуктах можно найти на сайтах акселераторов. Грубый подсчет говорит, что таких компаний около трех десятков.
По разным оценкам, от 70% до 85% фемтех-стартапов основаны женщинами или при участии женщин. При этом гендерное неравенство существует даже в фемтехе: в 2022 году 57 фемтех-компаний с полностью мужскими командами собрали $731 млн, в то время как 105 фемтех-компаний с полностью женскими командами-основательницами собрали $408 млн.
Зачем нужно рассматривать фемтех отдельно?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что подразумевается под «женским здоровьем». Раньше это понятие приравнивали исключительно к репродуктивной функции. Поэтому и среди продуктов в фемтехе преобладали те, которые пренебрежительно называли bikini medicine, — решения в области контроля менструации, фертильности и материнства. Однако за последнее время произошел значительный сдвиг в восприятии женского здоровья как среди ученых, врачей и предпринимателей, так и в обществе в целом.
Теперь в это понятие также включают различные состояния, которые у женщин проявляются иначе, чем у мужчин (сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, диабет, болезнь Альцгеймера и т. д.) или случаются чаще (мигрени, аутоиммунные заболевания, остеопороз, ментальные заболевания). Плюс состояния, при которых уход часто определяется гендерной предвзятостью (например, считается, что женщины чаще жалуются на боль). Вдобавок есть состояния, которые по-разному проявляются в зависимости от расы и других особенностей женщины (например, есть отличия в симптомах менопаузы и скорости ее наступления у белых и темнокожих женщин). Компания FemHealth Insights в своем ежегодном отчете в качестве сегментов фемтеха выделяет в том числе онкологические заболевания, хронические заболевания, ментальное здоровье, сексуальное здоровье, удовольствие и другие.
Гормональный фон влияет на все системы в женском организме, но, к сожалению, далеко не всегда мы понимаем как.
Есть даже специальный термин gender health data gap (разрыв в данных о женском здоровье), отражающий эту проблему. Отсутствие знаний о женском здоровье обусловлено нехваткой или неполнотой данных о заболеваниях, которые чаще поражают женщин. Исследования женского организма долго не получали достаточного финансирования. С 1977 по 1993 год женщин в США почти не включали в клинические испытания препаратов. Последствия этого ощущаются по всему миру до сих пор.
Другая проблема — даже существующие доказательства по умолчанию интерпретируются исследованиями или врачами в свете симптомов у мужчин. Хороший пример — сердечно-сосудистые заболевания. Женщины на 50% чаще получают неправильный диагноз после сердечного приступа, потому что врачи ожидают увидеть симптомы, скорее, характерные для мужчин.
Нельзя сказать, что все однозначно плохо: в разных странах происходит осознание проблемы, и фемтех во многом влияет на эти изменения. Инвестиции в фемтех-стартапы увеличились, даже несмотря на кризис на венчурном рынке, появились крупные игроки. Например, Kindbody (крупный провайдер услуг по охране репродуктивного здоровья для корпоративных клиентов) получил в 2023 году $100 млн, а виртуальная клиника поддержки при менопаузе Midi Health — $25 млн.
Происходит экспансия фемтех-продуктов в ретейл. В Великобритании фемтех-продукты стали продаваться в таких популярных сетях, как Tesco. А американский ретейлер Meijer продает бюстгалтеры для женщин после мастэктомии от AnaOno. Несколько фемтех-продуктов в сфере сексуального благополучия и менопаузы стали продаваться в Ulta — крупнейшей сети по продаже бьюти-товаров в США.
Создаются коллаборации и партнерства между стартапами, врачами, технологическими гигантами. Например, сотрудничество Natural Cycles и Samsung, который внедрил менструальный трекинг в носимые устройства Watch5.
Работодатели тоже заинтересовались женским здоровьем. Например, Amazon, BuzzFeed, Boston Scientific перечислены среди клиентов Maven Clinic — диджитал-платформы, которая предоставляет помощь женщинам и семьям. В прошлом году Maven, помимо помощи в планировании семьи, зачатии, беременности и лечения бесплодия, добавила услуги помощи при менопаузе.
И это еще далеко не все примеры.
Развитие фемтеха в России
В России пока нет экосистемы для развития фемтех-стартапов, хотя все предпосылки для этого описаны в государственной стратегии действий в интересах женщин до 2030 года. Например, там есть рекомендации по «поддержке инноваций в фармакологии и биотехнологиях, направленных на повышение длительности здоровой жизни, в том числе международный обмен опытом в области технологий активного долголетия с учетом особенностей здоровья женщин» и «поддержка проектов женщин по развитию биотехнологий и других высокотехнологичных здоровьесберегающих ресурсов», а также «продвижение женских предпринимательских, производственных инициатив и научных обменов на международном уровне».
Сейчас фемтех-продукты могут интегрироваться в существующую стартап-экосистему, в том числе в сфере здравоохранения: кластер биологических и медицинских технологий фонда «Сколково», акселератор Sechenov Tech и центр MedTech.Moscow. По словам основательницы Hungrie (сервисы помощи при расстройствах пищевого поведения) Кристины Шишковой, для ее компании такой центр «стал местом, в котором идея получила доступ к необходимой медицинской экспертизе, и сделал возможным быстрое внедрение в больницу для апробации. Еще каких-нибудь пять лет назад было сложно представить, что стартап, который вырос из женского комьюнити в соцсетях, будет пилотировать свое решение на базе Клиники РПП при ПКБ 1 им. Алексеева».
В России есть примеры разработки фемтех-продуктов внутри крупных компаний: трекеров цикла — в МТС и в продуктовой линейке «СберЗдоровье», приложения «Беременность+» — в компании Philips.
Также можно найти фемтех-продукты в крупных сетях. Например, по словам соосновательницы российского бренда PURPUR Елены Захаровой, лубриканты, игры и прокладки их бренда есть в «Золотом яблоке» и книжных магазинах.
Рынок фемтех-продуктов пока небольшой, поэтому компании следят за успехами друг друга. По словам основательницы Hungrie Кристины Шишковой, «самыми громкими были amma pregnancy, сервис для беременных женщин и их семей. Кажется, после их опыта даже те, кто закатывал глаза при слове «фемтех», начали ухмыляться чуть меньше и присматриваться к этому направлению чуть больше».
Машинное обучение и искусственный интеллект, как и во всем мире, оказывают большое влияние на развитие фемтех-продуктов в России. Сооснователь и CTO компании «Цельс» (ИИ-сервисы для анализа медицинских изображений) Евгений Никитин говорит, что в 2023 году маммография — самое популярное направление для внедрения ИИ в российских регионах. И добавляет: «И мы, и наши коллеги начинаем смотреть и в сторону других женских проблем — это в первую очередь онкология, рак тела и шейки матки. Это более специализированные и сложные решения, но они в теории могут сильно уменьшить количество инвазивных процедур и чаще сохранять репродуктивную функцию».
Генеральный директор календаря беременности maam Екатерина Елисеева отмечает: «Активно развиваются проекты, использующие искусственный интеллект для создания виртуальных помощников для женщин». А основательница девайса для облегчения менструальной боли MurQeen, врач-гинеколог Мария Филатова подчеркивает, что «внедрение ИИ-систем в повседневную врачебную практику помогает использовать актуальные медицинские данные быстро и удобно».
Интерес самих женщин к своему организму и здоровью, готовность предпринимательниц создавать продукты в фемтехе, основываясь на потребностях женщин, меняет правила игры. Основательница медиа о женском здоровье «Рея» Татьяна Печурко считает: «Большое влияние имеют интересные проекты и продукты, рожденные из личной истории, которым удалось своевременно получить поддержку государства и крупных компаний». А основательница российского приложения Clatch.app (wellness-приложение, позволяющее следить за циклом, физическим и ментальным самочувствием) Екатерина Меркулова добавляет: «Фемтех повлиял на то, что женщины стали брать на себя больше ответственности за свое самочувствие, настроение и репродуктивные планы».
Также, как и за рубежом, в России расширяется список тем, которые появляются в публичном поле. По словам бренд-лидера направления женского здоровья сети клиник DocMed Влады Чалышевой, активно развиваются продукты в сфере менструального здоровья, цикла женщины, приложения. «Я вижу и новые направления — это сексуальное здоровье женщины и здоровье тазового дна, ЭКО и тема заморозки яйцеклеток», — говорит она. Екатерина Елисеева из maam добавляет: «Очень ярко заявили о себе продукты, направленные на поддержку женщин в период менопаузы. И остается тренд на решения и девайсы, которые помогают парам зачать и выносить ребенка».
Однако, по словам Татьяна Печурко, все пока не так радужно: «Даже тема менструации до сих пор табуирована, не говоря уже о более сложных вещах, таких как менопауза, донорство яйцеклеток, ЭКО. По мнению многих, ЭКО приводит к онкологии, а «дети из пробирки» чем-то отличаются от детей, зачатых традиционным способом».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции