«Три женщины»: сериал о проблемах женской сексуальности по бестселлеру Лизы Таддео
В центре истории жизни трех героинь: тихой домохозяйки Лины (Бетти Гиллин) из Индианы, подростка Мэгги (Габриэль Криви) из Северной Дакоты и успешной бизнесвумен Слоан (ДеВанда Уайз) с Восточного побережья. Всех их объединяет молодая писательница Джиа (Шейлин Вудли играет альтер эго самой Лизы Таддео), взявшаяся написать книгу по мотивам жизней героинь. Тем более что судьба каждой тянет на потенциальный бестселлер.
Лина несчастна в браке с религиозным мужем, который отказывается от любого физического контакта, даже поцелуев. А еще у Лины запущенный эндометриоз — и если отчужденность супруга ранит ее эмоционально, то заболевание причиняет ежедневную физическую боль. Отчаявшись, она делает две вещи: обращается к опытному гинекологу, который умеет выслушать и подобрать верное лечение, а также онлайн находит своего первого бойфренда Эйдана (Остин Стоуэлл). Еще подростками герои пережили яркую первую любовь. Теперь же ни к чему не обязывающая ночь в отеле продолжается бурным романом, за которым стоит травма юности — когда-то Лина пережила не только большую любовь, но и сексуализированное насилие.
Находящаяся приблизительно в том же возрасте, что когда-то Лина, Мэгги после окончания школы ищет себя в жизни. Сделать это непросто, потому что девушка постоянно мысленно возвращается к роману со своим женатым школьным учителем Аароном (Джейсон Ральф). В прошлом эти отношения казались интригующим приключением. Немного повзрослев, Мэгги переосмысливает все случившееся и понимает, что это не история о красивой любви, а история совращения взрослым мужчиной. Мэгги рассказывает о пережитом публично и сталкивается с осуждением и слатшеймингом.
Успешная владелица ресторанного бизнеса Слоан и ее муж Ричард (Блэр Андервуд) регулярно практикуют свинг, наблюдая за сексом друг друга с посторонними людьми. Свои эротические практики они проводят, следуя строгим правилам. Однажды Слоан влюбляется в другого мужчину, и вспыхнувшее чувство не только раскрывает в ней новые страстные желания, но и подсвечивает не самые привлекательные стороны ее брака.
В основе сериала — роман писательницы и журналистки Лизы Таддео, вышедший в 2019 году. На его создание ушло восемь лет, а описанные в романе истории — настоящие. Книга сразу же стала бестселлером по версии The New York Times и в том же 2019-м начались разговоры о ее экранизации. Проект с самого начала казался амбициозным и сложным — оригинальный текст сплетен из трех очень насыщенных историй, через которые раскрывались судьбы совершенно разных женщин современной Америки. У них разный возраст, жизненный опыт, финансовые возможности. Однако связующей нитью между ними проходило желание познать свою сексуальность, стать свободней, но сперва — разобраться с болезненными призраками прошлого.
За адаптацию книги взялась онлайн-платформа Showtime, собравшая шесть женщин-режиссеров с таким же разным опытом и происхождением. На протяжении 10 серий они создают коллективный портрет современных американок — жительниц вроде бы более свободной эпохи, чем их родители, но все еще находящихся в плену многих социальных установок и предубеждений. Чтобы разорвать этот порочный круг, проект действует решительно, избегая всякой самоцензуры. Например, шоу радикально обходится с темой телесности — в кадре много обнаженных тел, а сцены секса выглядят подробными и лишены киноэффектов сглаживания и недосказанности. Все это может удивить не привыкшую к подобной откровенности аудиторию, но в рамках истории выглядит уместно. Тела тут тоже самые разные: здоровые и больные, молодые и не очень, спортивные и нет. Благодаря этому мир сериала выглядит честным и знакомым — здесь все как в обычной жизни.
Еще героини часто ломают четвертую стену, глядя в глаза зрителя по другую сторону экрана и тем самым превращая нас из простых наблюдателей в соучастников. Авторы «Трех женщин» вызывают нас на откровенный и временами болезненный разговор о сексе, семье, любви, о границах дозволенного и рамках самоограничений.
Своим желанием поговорить не только о возвышенных чувствах, но и о физических ощущениях сериал встает в один ряд с проектами последних лет, которые, отбросив всякую зашоренность, исследуют женскую сексуальность. Самый яркий пример — картина «Любовь по вызову» (неудачное локализованное название, точнее будет так: «Удачи, Лео Гранде») Софи Хайд. Это камерная история, разыгрываемая двумя героями: вышедшей на пенсию школьной учительницей Нэнси (Эмма Томпсон) и секс-работником Лео (Дэрил Маккормак). Герои регулярно встречаются в гостиничном номере для секса.
Фильм «Три женщины», как и книга Таддео, отказывается давать происходящему оценку, не романтизируя, но и не осуждая своих героинь — с этим каждый зритель определится самостоятельно. Авторы разворачивают перед нашими глазами большое полотно, в котором каждая деталь является частью большого замысла. В этих женщинах можно узнать себя и испытать чувство родства. А можно отвернуться и решить, что ни одна из историй вам не близка. Неважно, каким чувством в нас отзовется сериал. Но именно так и работает искусство: задает сложные, подчас неудобные вопросы, создавая пространство для важных размышлений не только о том, что нас окружает, но и о том, что ранит изнутри.