К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Майя Дерен, Аньес Варда, Жюстин Трие: 10 женщин, которые изменили киноиндустрию

Пэтти Дженкинс и Галь Гадот на съемках фильма «Чудо-женщина» (Фото Warner Bros.)
Пэтти Дженкинс и Галь Гадот на съемках фильма «Чудо-женщина» (Фото Warner Bros.)
Имена женщин в кинорежиссуре всегда были на втором плане, а историю кино до сих пор в первую очередь изучают именно по работам режиссеров-мужчин. Только в последние несколько лет в индустрии произошел заметный сдвиг. Кинокритик Алиса Таежная, автор и модератор курса «Женщины в кино XXI века» рассказывает о 10 важных шагах женщин в истории кино, без которых это искусство развивалось бы иначе. Правда, ко многим из них мировое признание пришло с большим опозданием

Алиса Таежная — журналистка и кинокритик, куратор образовательных программ, автор и модератор курса «Женщины в кино 21 века».

Алис Ги-Блаше: первая женщина-режиссер в истории кино
Алис Ги на съемках фильма «Жизнь Христа»

Алис Ги-Блаше: первая женщина-режиссер в истории кино

До того, как кино превратилось в могущественную и прибыльную индустрию, в этой сфере было несколько женщин-экспериментаторов, снимавших как документальное кино, так и художественные фильмы. Уроженка Франции Алис Ги-Блаше работала в одно время с изобретателями кинематографа братьями Люмьер и считается пионеркой в киноискусстве среди женщин. Она начала путь как секретарша в старейшей французской кинокомпании Gaumount, но сама стала писать сценарии для своих фильмов. Во время съемок она экспериментировала с крупностью планов, как многие ее современники до изобретения цветного кино, раскрашивала черно-белую пленку, придумывала нестандартные экранные образы для меньшинств. Долгие годы упоминание Алис можно было встретить только в книжных главах о немом кино, но оцифровка ее работ и современные гендерные исследования, наконец, вытащили имя Алис Ги-Блаше из небытия: теперь она широко известна в поп-культуре.

Смотреть: документальный фильм «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» (режиссер Памела Б. Грин).

Майя Дерен: режиссер-сюрреалист

Майя Дерен: режиссер-сюрреалист

Благодаря экспериментам с монтажом и популярности психоанализа, кино 1920-х и 1930-х годов стало обращаться к символическим образам и нелинейному повествованию. Единственной заметной фигурой в сюрреализме того времени стала американка Майя Дерен. Отец Дерен был психологом, и именно от него Майя узнала о наследии Фрейда и Юнга, чьи идеи воплотила в женских образах на экране. Майя Дерен — признанный мастер ненарративного образного кино. Она интересовалась танцами, боевыми искусствами и языческими ритуалами. В большинстве фильмов харизматичная кудрявая девушка играла главные роли, а все фильмы снимала с мужем и друзьями.

Дерен умерла в нищете в 44 года из-за опухоли в мозге — последствия многих лет голодания и употребления сильных психотропных веществ, которые ей свободно выписывал лечащий врач. Так и не встроившись в американскую киносистему, она до конца жизни была верна своим художественным принципам и получила признание уже во второй половине XX века вместе с другими независимыми американскими режиссерами-авангардистами — Стэном Брэкеджем, Йонасом Мекасом, Кеннетом Энгером и Энди Уорхолом.

Смотреть: «Ведьмина колыбель», «Полуденные сети», «На берегу», «Ритуал в преображенном времени», «Божественные всадники: Живые боги Гаити».

Айда Лупино: успешная женщина-режиссер в Голливуде 1940-х и 1950-х

Айда Лупино: успешная женщина-режиссер в Голливуде 1940-х и 1950-х

Уроженка Великобритании Айда Лупино, как и многие европейцы ее поколения, смогла профессионально реализоваться в кино именно в США. На контрасте с большинством женщин Голливуда 1940-х и 1950-х она стала не только известной актрисой, но и плодовитым режиссером.

В те времена продюсеры, а не режиссеры, имели творческую свободу и принимали главные решения о финальном монтаже фильма, его рекламе, кастинге и маркетинге. Наличие собственной продакшен-компании дало Лупино карт-бланш на съемки жанрового кино (в том числе «мужского жанра» детективов) и продвижение нестандартных женских образов на экране. А начало актерской карьеры рядом с ведущими звездами обеспечило ее связями со всем Голливудом. Она имела смелость снимать кино об изнасиловании и болезнях, об угнетаемых женщинах — и уверенно чувствовала себя в мужском коллективе. Особенно ярко она проявила себя на телевидении — придуманные и написанные ею истории неоднократно переснимались и в более поздние годы как в кино, так и в сериалах. «Сумеречная зона», «Неприкасаемые» и «Моя жена меня приворожила» — в том числе плоды ее работы.

Смотреть: «Оскорбление», «На опасной земле», «Автостопщик», «Неприятности с ангелами».

Аньес Варда: главная женщина-режиссер французской новой волны

Аньес Варда: главная женщина-режиссер французской новой волны

Несмотря на противостояние режиссеров новой волны кинематографическому истеблишменту, в рядах этого движения по всему миру — от Франции до Японии — очень мало женских имен. Режиссер Аньес Варда — самый известный пример самостоятельного развития, которая сформировалась без влияния наставников и коллег. Ее истории рассказывают о трудностях отношений женщины со своей свободой, общественными стереотипами, семьей и другими женщинами. Варда, как и многие представительницы ее поколения, в 1960-е и 1970-е нечасто называла себя феминисткой, а режиссуру сочетала с документальными изысканиями, работой совместно с мужем (тоже режиссером — Жаком Деми) и воспитанием двоих детей, занимавших огромное место в ее жизни. Варда прожила долгую и насыщенную жизнь, искренне интересуясь человеческими судьбами; многие герои ее фильмов (как документальных, так и художественных) — аутсайдеры, чудаки или просто ничем не примечательные люди, которых Варда любила снимать и слушать.

Смотреть: «Клео с 5 до 7», «Счастье», «Одна поет, другая нет», «Без крыши, вне закона», «Побережья Аньес».

Юлия Солнцева: советская легенда и лауреатка Каннского кинофестиваля

Юлия Солнцева: советская легенда и лауреатка Каннского кинофестиваля

Юлия Пересветова (взявшая себе псевдоним Солнцева) жила между городами и республиками СССР. Она начала карьеру как актриса в хитовом фантастическом фильме Якова Протазанова «Аэлита» и почти сразу пошла учиться режиссуре «в поле» в качестве помощницы. В браке и соавторстве с кинорежиссером Александром Довженко она написала сценарии, а затем поставила свои самые известные фильмы. После смерти мужа продолжила снимать кино по их совместным наработкам.

Во многих своих сюжетах Юлия Солнцева возвращалась на Украину, где прошел плодотворный период ее жизни. Именно украинским страницам истории Великой Отечественной войны она посвятила «Повесть пламенных лет», награжденную в Каннах в 1960 году. Это история обычного крестьянина, ушедшего на войну, пережившего смерть близких и боевых товарищей, дошедшего до Берлина. Несмотря на военно-патриотическое настроение фильма в традициях советской школы, Солнцева сняла универсальную историю о возвращении домой и личной борьбе с террором. Только 56 лет спустя София Коппола смогла повторить успех Солнцевой, став второй женщиной, которая победила в Каннах.

Смотреть: «Аэлита», «Папиросница из Моссельпрома», «Земля», «Егор Булычов и другие», «Повесть пламенных лет», «Зачарованная Десна».

Лариса Шепитько: шла против советской киносистемы

Лариса Шепитько: шла против советской киносистемы

Упрямая и бескомпромиссная Лариса Шепитько серьезно пострадала от своей принципиальности, строя карьеру в 1960-е и 1970-е годы. Почти каждый ее проект сопровождался цензурными правками и конфликтами с партийными функционерами. Шепитько родилась в Бахмуте Донецкой области, как профессионал состоялась благодаря учебе во ВГИКе. После окончания главного киновуза страны в мастерской Александра Довженко она сняла в Кыргызстане по мотивам повести Чингиза Айтматова фильм «Крылья» — историю боевой летчицы, скучающей по небу, свободе и подвигам военного времени. Почти каждый фильм Шепитько попадал на международные фестивали. Успех военного кино «Восхождение» по повести Василя Быкова о предательстве и насилии во время Великой Отечественной войны привел к тому, что на родине ее стали считать проблемным и опасным режиссером — в том числе из-за уважения, которое она вызывала среди западных коллег. Шепитько погибла в автокатастрофе на съемках фильма, который за нее закончил муж — еще один режиссер, ходивший по краю в СССР, Элем Климов.

Смотреть: «Восхождение», «Ты и я», «Крылья», «Прощание с Матерой».

Шанталь Акерман: образец феминистской оптики

Шанталь Акерман: образец феминистской оптики

Бельгийка Шанталь Акерман, к удивлению многих киноманов, только недавно возглавила несколько списков самых влиятельных режиссеров, сместив канонических авторитетов, — большинство зрителей даже не догадывались до последнего времени о ее наследии. Убежденная феминистка с самых первых фильмов переосмысляла гендерные роли в обществе, которое называло себя прогрессивным, и отношения людей с социальными институтами и государством. Самый известный ее фильм — «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» — хроники быта матери-одиночки, которая занимается секс-работой почти невидимо для окружающих. Центральной темой фильмов Акерман была женская судьба как соло-путешествие, направленное на познание себя. Многие ее автофикшн-фильмы построены на закадровом голосе. Акерман покончила с собой через год после утраты любимой матери, почти 10 лет назад, — и всемирное безоговорочное признание получила уже посмертно.

Смотреть: «Я, ты, он, она», «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», «Новости из дома», «Свидание с Анной», «С востока».

Кэтрин Бигелоу: первая женщина, получившая «Оскар» за режиссуру
Getty Images

Кэтрин Бигелоу: первая женщина, получившая «Оскар» за режиссуру

Американка Бигелоу — яркий пример успешного режиссера с глубокими знаниями в истории и теории кино. Изначально она хотела стать художницей, но потом стала изучать киноискусство как теоретик в Колумбийском университете, в том числе у культуролога Сьюзен Сонтаг. С первых фильмов Бигелоу отказалась от работы с женскими персонажами, выбирая традиционно «мужские» жанры: ее фильмография почти целиком состоит из экшенов, часто с масштабными батальными сценами. Ее карьера развивалась одновременно с успехом ее мужа Джеймса Кэмерона — независимо друг от друга они сняли важнейшие блокбастеры своего времени, имевшие коммерческий успех. Иронично, что первую премию «Оскар» женщине-режиссеру принес «Повелитель бури» — военный фильм о вторжении США в Ирак без единой женской героини. С другой стороны, это только подтверждает профессиональный выбор Бигелоу: самореализация женщин в кино не только снимать фильмы о женщинах, но и брать на себя крупнобюджетные и сложные экшен-съемки.

Смотреть: «На гребне волны», «Странные дни», «Повелитель бури», «Цель номер один», «Детройт».

Пэтти Дженкинс: первой из женщин сняла успешный блокбастер
Warner Bros.

Пэтти Дженкинс: первой из женщин сняла успешный блокбастер

Продюсеры не сразу выбрали Пэтти Дженкинс в качестве режиссера фильма о супергероине DC: она получила эту работу, потому что согласилась на гораздо меньший гонорар, чем просили ее коллеги-мужчины — факт, который Голливуду до сих пор больно признавать. Чудо-женщина в исполнении Галь Гадот, останавливающая Первую мировую войну, не только сильная пацифистская экшн-героиня, но еще и персонаж с чувством юмора, харизмой, научными амбициями и умением радоваться жизни. Это очень отличало фильм от однотипных франшизных блокбастеров с серьезными и напыщенными супергероями. Часть концепции фильма в том, что многие актрисы тренировались и делали трюки без помощи каскадеров, воплощая на экране силу вымышленных амазонок. «Чудо-женщина» не только собрала хороший бокс-офис, но и стала глотком свежего воздуха в выдыхающемся супергеройском жанре. К сожалению, в сиквеле успех не повторился.

Жюстин Трие: победила и в Каннах, и на «Оскаре»
Getty Images

Жюстин Трие: победила и в Каннах, и на «Оскаре»

До «Анатомии падения» Жюстин Трие была одной из многочисленных французских режиссеров, активно работающих в национальной индустрии: во Франции со свободой самовыражения и женскими гонорарами ситуация уже пару десятилетий лучше, чем в Голливуде. Сильная психологическая драма с Сандрой Хюллер в главной роли стала сюрпризом для Каннского жюри. В его конкурсе всегда много признанных мастеров, а Трие скорее считалась аутсайдером. В итоге история о несчастливом браке, конкуренции, зависти и творческом кризисе, раскрывающаяся в суде, показала миру Жюстин Трие как сильную сценаристку и мастера работы с актерами. Прошлогодняя акколада Трие принесла ей десятки международных наград высшей категории, но сочетание «Золотой пальмовой ветви» и «Оскара» за лучший сценарий (при четырех номинациях) — самое высокое достижение женщины в киноиндустрии на данный момент.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+