Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза
Босиком по улицам
Бьянка Цензори — бывшая подчиненная, а теперь жена музыканта и дизайнера Йе (Канье Уэста) — надевает чулки и пакеты на голову, ходит босиком по городским улицам, вместо платьев клеит на тело полоски скотча, а взамен брюк носит прозрачные колготки. Наряды Цензори уже стали интернет-мемами.
До отношений с Йе девушка выглядела совершенно иначе: топы в нежно-розовых и бежевых оттенках, джинсы, спортивные костюмы — в общем, ничего необычного. Сейчас Бьянка появляется исключительно в футуристических образах, которые перекликаются со странными нарядами рэпера Йе.
Музыкант и раньше переодевал своих партнерш. Похожей требовательностью он отличался в отношениях с моделью и актрисой Джулией Фокс: начав встречаться с рэпером, та радикально изменила имидж. Если Уэст появлялся в джинсовой одежде, она также надевала деним, а в дни, когда он предпочитал изделия из кожи, Фокс можно было увидеть в дерзких кожаных аутфитах. В некоторых сериях реалити-шоу «Семейство Кардашьян» Канье всерьез разбирал гардероб экс-супруги Ким Кардашьян, настойчиво советуя, что и где носить, от каких вещей следует избавиться. Когда-то переодели и его самого: в начале своей карьеры Йе встречался с модельером и стилистом Алексис Файфер. Их роман с перерывами продлился около трех лет, и за это время образ Канье существенно изменился — принято считать, что в этом есть большая заслуга именно Файфер.
«Судя по тому, что известно публично, он серьезно контролировал всех своих партнерш, причем самыми разными способами. Хотя и в обыкновенных, не звездных парах нередко бывает, что мужчина навязывает женщине свои представления о том, как она должна выглядеть. Но далеко не все заставляют выходить в целлофане на улицу. Причем сам он в тот день не решился на дабл-дрессинг и был одет довольно основательно», — анализирует гендерная исследовательница Ольга Шнырова.
За парой постоянно следят таблоиды, и их интересует не только внешний вид супругов, но и психологическое состояние Бьянки. «Она носит то, что он хочет, ходит туда, куда он хочет, и делает то, что он хочет, потому что у нее на самом деле нет выбора. Из дизайнера она превратилась в его жену, а это, к сожалению, неоплачиваемая позиция. Она в западне», — цитирует Daily Mail неназванный источник, близкий к паре. Другой источник того же издания, правда, утверждает: Цензори знает, что делает, и не находится под давлением мужа. Девушка якобы в курсе опасений родных и друзей по поводу чрезмерного контроля Канье над ней, но считает их безосновательными — ведь все происходит по доброй воле. Что из этого правда, узнать наверняка невозможно: сама Цензори публичных заявлений не делала. После начала отношений с Канье она забросила или удалила свои соцсети и фактически потеряла возможность высказываться самостоятельно.
Само по себе это не говорит о насилии, но может быть одним из «красных флагов», считает врач-психотерапевт, сексолог, основательница Mental Health Center Амина Назаралиева. «Если партнер уверен, что окружающие оценивают его в зависимости от внешнего вида его женщины, то он начинает этот контроль применять все активнее, по нарастающей», — объясняет Назаралиева.
Закрытая одежда
Другая крайность — тщательный контроль за открытостью женского тела, который часто оправдывают религией и традициями. «Тут важно понимать, что есть семьи, где женщина в силу своих религиозных убеждений разделяет такие же представления об одежде, — и тогда это не будет абьюзом. Если она согласна носить чадру — это ее выбор», — подчеркивает Амина Назаралиева. Но нередко у женщин, даже если они не согласны, нет возможности пойти против воли мужа — их лишают выбора.
Даже если оставить в стороне национальные и религиозные обычаи, среди мужчин можно найти немало любителей диктовать своей партнерше длину юбки или глубину выреза, отмечает эксперт. В таком случае вместо традиций они апеллируют к беспокойству за женщину, маскируя неоправданный контроль под заботу.
«Чтобы понять, можем ли мы определять это как абьюз, надо исходить из отношений внутри пары. Если один партнер боится первого и делает что-либо — меняет одежду, перестает ходить в клубы и т. д. — из страха физического насилия или из страха потерять отношения, то это огромный красный флаг. Любого рода давление, манипуляции, угрозы, шантаж будут свидетельствовать об абьюзе», — объясняет психотерапевт.
«Голое платье»
Женские форумы пестрят сообщениями о том, что мужчины постоянно диктуют, что носить. «Требует, чтобы я носила суперкороткие мини-юбки и шорты, где видна голая попа, декольте, пупок, каблуки 12 см, колготки в сеточку под мини-юбки, ходила без бюстгальтера и носила только стринги… И вот сейчас требует, чтобы я на прогулку с дочкой одевалась сексуально. Но как я буду гулять с двухлетним ребенком на площадке в мини-юбке и на шпильках», — делится анонимная пользовательница форума. На другом сайте пользовательница под ником Ануш П. просит подсказать ей, как быть в противоположной ситуации: «Он мне сказал: «Я выброшу твою одежду, она мне не нравится, ты в ней как кукла Барби...» Я всю жизнь ношу мини-юбки, короткие шорты, декольте, короткие платья… Что делать? Я не хочу как монашка ходить, а муж заставит...» Пользовательница по имени Анна рассказывает, что ее мужу не нравится стиль ее одежды: «Джинсы и обувь на плоской подошве — это все «стиль бабушек». Она полагает, что партнер переносит на нее свои комплексы, поскольку она выглядит моложе его (и ее даже принимают за его дочь).
Сам по себе сюжет, в котором мужчина исправляет женщину — в прямом или переносном смысле, — возник еще в древности. В греческой мифологии скульптор Пигмалион создавал статую из бесформенной глыбы слоновой кости, а затем влюблялся в нее. Нечто похожее происходит в романе «Завтрак у Тиффани»: главный герой в нем представляется в роли спасителя, который должен изменить неправильно живущую героиню. Он пытается повлиять на ее поведение, дает советы, что говорить, как себя вести. Похожим образом действует и герой фильма «Красотка»: персонаж Ричарда Гира переодевает проституированную женщину.
Речь идет о попытке подчеркнуть свое положение в обществе с помощью спутницы, ее роль здесь не более чем у аксессуара, уверена гендерная исследовательница Ольга Шнырова: «Это предъявление публике женского тела как объекта с определенной ценностью, даже буквально ценой, которым ее спутник обладает. Мужчина в данном случае воспринимает эту девушку не как личность, он как бы говорит: «Вот посмотрите, что мне принадлежит».
Женский костюм долгое время подчеркивал подчиненное положение женщины, отмечает Ольга Шнырова: «Если говорить о XVIII–XIX веках, то корсеты, широкие кринолины, турнюры, пышные прически — все было направлено на то, чтобы снижать женскую двигательную активность. Потому что по большому счету приличная женщина должна была сидеть дома, рожать детей и их воспитывать».
Если раньше мужчины демонстрировали возможность купить женщине красивое и дорогое платье, то теперь — возможность обеспечить условия для идеального состояния тела, ведь это тоже недешево: тренировки, питание, косметологи. «Происходит консьюмеризация телесности: тело само по себе стало не столько эротическим объектом, сколько полем для достижения совершенства в глазах других людей», — говорит Шнырова.
Сегодня одни женщины носят хиджаб, другие — короткие юбки, третьи и вовсе — «голые платья». Но если то или другое навязывает им мужчина, то это объективация и абьюз, сходятся во мнении эксперты.