К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дело Оксаны Гончаровой: как журналистку судят за убийство мужа, который бил ее 15 лет

Оксана Гончарова (Фото: DR)
Оксана Гончарова (Фото: DR)
Убийство Салтанат Нукеновой ее мужем вызвало такой резонанс в Казахстане, что в стране криминализировали домашнее насилие. В России же уголовной ответственности за домашнее насилие нет, а соответствующий законопроект даже не принят к рассмотрению. Россиянкам приходится защищать себя самостоятельно, и порой это приводит к трагическим событиям: обороняясь, женщина может убить мужчину и оказаться за решеткой. Это произошло с экс-журналисткой РБК и «Ведомостей», матерью троих детей Оксаной Гончаровой — 3 апреля присяжные начали рассматривать ее дело

Оксану Гончарову обвиняют в умышленном убийстве (часть 1 статьи 105 УК РФ) бывшего гражданского мужа Алексея Самусева. С момента задержания 30 сентября 2022 года Гончарова и ее адвокат настаивают на том, что она оборонялась: экспертиза зафиксировала как минимум 10 ударов на теле женщины и порез на спине. Однако дело так и не было переквалифицировано на «необходимую оборону». Гончаровой грозит от шести до 15 лет колонии (на текущий момент она находится в заключении около полутора лет).  У женщины трое детей, двое из которых несовершеннолетние. Дело рассматривают присяжные, об этом она просила сама. 

По данным проекта «Алгоритм Света», который проанализировал больше 155 000 судебных приговоров, в 79% дел о насилии женщины заявляли, что они защищались от агрессоров. Почти в 50% случаев суд это подтверждал, но все равно женщины получали тюремные сроки за причинение тяжкого вреда. «Система правосудия игнорирует ситуацию насилия в отношении обвиняемых женщин, в том числе ситуацию домашнего насилия»,  — говорит один из авторов исследования адвокат Мари Давтян. И хотя большинство жителей России признают проблему домашнего насилия, закон, который защищал бы пострадавших, до сих пор не принят.

Дело Оксаны Гончаровой — это показательный пример того, к чему приводит семейно-бытовое насилие. Ранее Forbes Woman подробно писал об обстоятельствах этого дела. Рассказываем, что в нем происходит сейчас. 

 

Трагедия

28 сентября 2022 года во время ссоры со своим бывшим мужем (отношения не были оформлены официально) Алексеем Самусевым журналистка Оксана Гончарова ранила его ножницами, удар оказался смертельным. В тот день, согласно показаниям Оксаны, Самусев без приглашения пришел в ее квартиру со своим другом Максимом Валиуллиным. Она впустила мужчин, потому что бывший муж мог выломать дверь, разбить телефон или избить ее — прецеденты были. Самусев и Валиуллин отправились выпивать на кухне. В квартире в то же время находились общие дети Гончаровой и Самусева: Матвею тогда было 10 лет, а Арсению — четыре года. Во время ссоры, по показаниям Оксаны, бывший муж сначала набросился на нее, а потом взял ножницы; она же перехватила их и нанесла удар. Самусев в ответ пнул Гончарову и ушел из дома — она не думала, что ранение приведет к смерти. 

Насилие в семье длилось годами: начиная с 2014-го Гончарова как минимум девять раз подавала заявления в полицию, в которых указывала, что Самусев ее бил, душил, приставлял нож к горлу, всячески угрожал — занимался он этим, по ее словам, с самого их знакомства в 2007 году. Однако на все заявления она получила отказ в возбуждении дела. 

 

Оксана сейчас сожалеет о том, что не ушла от Самусева сразу: «Думала, все наладится, терпела, молчала. Пыталась простыми разговорами отвлечь человека, если чувствовала, что назревает что-то нехорошее», — пишет она в письме Forbes Woman. Но даже когда Гончарова нашла силы уйти, избавиться от бывшего партнера не удалось: Самусев жил в том же подъезде и не переставал караулить ее у дома и наведываться в ее квартиру. Съехать не позволяла ипотека, уйти к родственникам Гончарова тоже не могла: живых родных у нее не было. Она выплатила ипотеку буквально накануне последней ссоры с Самусевым и планировала переехать во временное жилье, найти которое попросила коллег. 

Сам Самусев был неоднократно судим.

«Нынешнюю ситуацию я воспринимаю как неизбежную. Впервые за 15 лет решила себя защитить. Не лежать на полу, свернувшись клубком и обхватив голову руками, а защищаться. Яблоко созревало-созревало и, наконец, рухнуло на землю. Надеюсь, меня не пнут ногой, не раздавят, а все же пожалеют, ведь любое падение — это очень больно», — продолжает Гончарова в письме.  

 

Лишение родительских прав

Полтора года Гончарова находится в заключении (в СИЗО), условия содержания в письме Forbes Woman она характеризует как хорошие. Она получает газеты и журналы по подписке, раз в неделю вместе с другими заключенными посещает молебную комнату. Единственное, на что жалуется Оксана, — у нее ухудшилось зрение и болит спина в том месте, куда ее бил Алексей Самусев в тот вечер, после которого она и оказалась в изоляторе. Но больше всего ее волнует не тюремный быт и не здоровье, а то, что она не может общаться со своими средним и младшим сыновьями. 

«Все мои сокамерницы получают письма и фотографии от своих детей и прыгают от счастья. Я же медленно сгораю», — пишет Оксана Гончарова в письме Forbes Woman. 

Год назад, в апреле 2023 года, Анапский городской суд лишил Оксану Гончарову родительских прав: опекуном двух сыновей, Арсения (пять лет) и Матвея (11 лет), стал брат умершего Петр Самусев (живущий в Краснодарском крае). Ранее он никакого участия в жизни племянников не принимал — об этом в разговоре с Forbes Woman рассказывал Петр, старший сын Оксаны. 

«Постоянно пишу в управление по делам семьи и детей Анапы. Мне ответили, что письма передавать детям я не могу, так решили анапские психологи, а подарки — пожалуйста (разумеется, не от моего имени)», — пишет Оксана Гончарова Forbes Woman. 

Общаться с младшими братьями не может и Петр. В последний раз он общался с ними по видеосвязи в январе 2023 года. С тех пор он не знает, что с ними происходит: опекун не отвечает на звонки, а старый телефон среднего брата Матвея больше не доступен. 

 

Петр рассказывает, что через органы опеки он хотел узнать, где учатся мальчики, чем они занимаются, но в ответ получил отказ со ссылкой на закон о персональных данных. «Мне сказали, что не имеют права предоставлять информацию о детях третьим лицам, хотя я приложил свидетельство о рождении, из которого понятно, что я являюсь им братом», — объясняет Петр. 

«Сокамерницы часто дают мне читать письма от своих родных. Дети, проживавшие ад день за днем и год за годом, не упрекают матерей и не задают вопросов, как жить дальше. Их волнуют простые земные проблемы: есть ли у мамы лекарства, теплая одежда и еда. Дети, которые еще вчера обижались и не понимали мать, пишут: «Мы с тобой и никогда тебя не оставим», — пишет Гончарова в письме Forbes Woman. 

Шансы на возвращение детей Оксане есть, замечает в разговоре с Forbes Woman адвокат Юнис Дигмар, который защищал ее в деле о лишении родительских прав. «Все будет зависеть от конкретных фактических обстоятельств и усмотрения суда — сложно спрогнозировать данные факты», — комментирует Дигмар.

Старший сын все это время каждый месяц приезжал к матери на краткосрочные свидания. Созваниваться с ней у него получается раз-два в неделю. Огромную поддержку, по словам Гончаровой, она черпает из писем, которые ей пишут Петр, коллеги и другие неравнодушные к ее ситуации люди. 

 

Петр посещает и все заседания по делу матери. Финансово ему помогают бывшие коллеги его матери: они организовали краудфандинг и публиковали призывы поддержать Оксану. Собранные средства покрывают не только расходы на работу адвокатов, которые согласились снизить стоимость своих услуг, но и на продукты и иногда каршеринг, чтобы довезти эти продукты до СИЗО в поселке Новое Гришино в Московской области. Петр говорит, что без машины из Электростали в одну сторону добираться приходится около пяти часов. 

Надежда на присяжных

Первое заседание по делу Оксаны Гончаровой прошло 3 апреля 2024 года в Электростальском городском суде Московской области. Адвокат Оксаны Александр Гаранин обращает внимание на то, что именно по ее инициативе ее уголовное дело рассматривают присяжные заседатели — так вероятность добиться положительного исхода выше. Коллегию из шести присяжных, среди которых четыре женщины и двое мужчин, отбирали с осени 2023 года. 

Как и на стандартном заседании, здесь есть судья, который следит за порядком этапов процесса. Судья выносит приговор, основанный на решении присяжных, даже если он с ним не согласен. Если присяжные решат, что подсудимый виновен, срок и размер наказания определяет судья. Однако если же заседатели сочтут подсудимого заслуживающим снисхождения, судья не сможет назначить наказание, превышающее 2/3 максимального срока. В случае Оксаны это может означать, что в такой ситуации судья будет не в праве назначить ей более 10 лет лишения свободы (статья, по которой обвиняется Гончарова, предусматривает лишение свободы на срок от шести до 15 лет). 

Процент оправдательных приговоров в России в целом — 0,33%, при этом, по статистике, присяжные оправдывают подсудимых в 26,6% случаев, то есть каждого четвертого. Однако около половины оправдательных приговоров присяжных затем отменяют, ссылаясь на «процедурные нарушения». Верховный суд может отправить дело на повторное рассмотрение.

 

Адвокат Александр Гаранин в разговоре с Forbes Woman отмечает, что шансы на оправдание у Оксаны есть из-за смягчающих обстоятельств — наличие детей (несмотря на то что Оксану лишили родительских прави противоправные действия со стороны убитого, который неоднократно применял насилие к Оксане. 

По словам коллеги Оксаны, который присутствовал на заседании 10 апреля, в качестве свидетеля был допрошен участковый полицейский Сергей Власов. Тот рассказал, что Оксана Гончарова с 2018 года систематически жаловалась на Самусева за рукоприкладство. По его словам, в отделение травматологии после ссор попадали оба, но Оксана — чаще. В день гибели Самусева участковый на место происшествия не выезжал.

Также показания дала соседка Оксаны по фамилии Базурова, которая жила в одной коммуналке с погибшим. Она рассказала присяжным, что в вечер происшествия видела Самусева уже лежащим на лестничной клетке, а к ней в квартиру стучал Валиуллин — просил вызвать скорую. Оксана Гончарова спросила Базурову, помнит ли она, как однажды Самусев пытался ударить ее, когда та была беременной, а Оксана защитила ее, — Базурова подтвердила это. 

17 апреля свои показания должен дать ключевой свидетель — Максим Валиуллин, который присутствовал при ссоре Гончаровой и Самусева. 

 

Адвокат Оксаны Александр Гаранин предполагает, что решение по ее делу будет вынесено в мае. 

Оксана — о своей ситуации 

«Всем и в особенности женщинам, которые оказались в ситуации домашнего насилия, хочу сказать вот что. Живя в аду, можно разругаться со всеми, так как будет казаться, что один дает неправильные советы, второй эгоистичен и ему не до чужих проблем, третий слишком благополучен, чтобы снизойти до человека, у которого случилась беда. Вопреки всей этой каше в голове выстраивайте прочные социальные связи, дружите с братьями, сестрами, коллегами, не обрывайте связь с родителями. Ваши контакты с людьми — ваше оружие против абьюзера, а в случае такой трагедии, как у меня, это еще и возможность не сойти с ума, сохранить рассудок», — говорит Оксана Гончарова в письме Forbes Woman. 

«Женщины, которые знают, что такое побои, нанесенные сильной мужской рукой, не прощайте, — продолжает она. — Не принимайте после каждого конфликта вину на себя. Не думайте, что все плохое происходит из-за вас. «Ударил, потому что я что-то сделала не так». «Оскорбил, унизил, значит, я этого заслужила». На двух стульях не усидите, обязательно упадете на пол. Вы не виноваты, помните об этом и принимайте решение, исходя из признания того, что вы никому ничего не должны». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+