К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Ширли»: фильм о первой темнокожей женщине, которая попыталась стать президентом

Кадр из фильма «Ширли»
Кадр из фильма «Ширли»
22 марта на стриминге Netflix вышел биографический фильм «Ширли». В центре сюжета — история политика Ширли Чисхолм, которая была первой афроамериканской женщиной, решившей баллотироваться на пост президента США. Forbes Woman рассказывает, почему стоит смотреть этот фильм, даже заранее зная, что героиня не добилась успеха

В 1968 году Ширли Чисхолм (Реджина Кинг), работавшая в сфере образования, становится первой афроамериканской женщиной в Конгрессе США. Новоиспеченная конгрессвумен сталкивается с презрением со стороны коллег, но, не привыкшая довольствоваться малым и мириться с дискриминацией, осаживает бестактных конгрессменов. А спустя четыре года и вовсе заявляет о своем намерении баллотироваться на пост президента США от Демократической партии. Участие в предвыборной кампании оказывается для Ширли суровым испытанием. 

Кадр из фильма «Ширли»

Вдохновляющая история Ширли Чисхолм, посвятившей свою жизнь борьбе с мизогинией и расизмом в политической системе США, давно привлекает кинематографистов. Например, в 2020 году вышел биографический сериал «Миссис Америка», созданный талантливой шоураннером Дави Уоллер («Безумцы», «Отчаянные домохозяйки»). В нем темнокожая конгрессвумен в числе других активисток добивалась принятия Поправки о равных правах. Сыгравшая роль Чисхолм актриса нигерийского происхождения Узо Адуба за эту роль получила премию «Эмми». Однако в «Миссис Америка» политическая карьера Ширли Чисхолм не выходила на первый план и в конце концов терялась среди биографий Глории Стайнем, Бетти Фридан и других известных активисток. 

Рассказать больше о достижениях и заслугах конгрессвумен решил режиссер Джон Ридли. Автор байопика о Джими Хендриксе (Jimi: All Is by My Side) и сценарист оскароносных «12 лет рабства» сосредоточил внимание на президентской кампании Чисхолм. Главную роль режиссер отдал Реджине Кинг, удостоенной премии «Оскар» за блистательную игру в романтической драме «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Актриса и ее сестра Реина Кинг не только воплотили сестер Чисхолм на экране, но и выступили продюсерами фильма для Netflix. 

 
Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Долгий путь за кадром

Фильм «Ширли» пропускает детство и юность Чисхолм и безо всякого предисловия стартует с момента ее назначения в Конгресс США. Из-за этого складывается впечатление, что она без труда избралась в законодательный орган. В действительности же Ширли, выросшая в бедной семье, прошла сложный путь от воспитательницы в детском саду до деятельной представительницы округа Бруклин в Ассамблее штата Нью-Йорк. 

Чисхолм с детства отличалась волевым нравом. Она стремилась получить достойное высшее образование — изучала социологию и испанский язык в Бруклинском колледже. Потом поступила в Колумбийский университет и получила магистерскую степень со специализацией в начальном образовании. Среди других студентов отличницу Чисхолм выделяли «невероятный интеллект» и желание изменить мир к лучшему. Преподаватели отмечали лидерские качества Ширли и то, как легко девушка могла заставить других людей слушать себя. Мысли о политической карьере посещали Чисхолм еще в университете, но из-за двойной дискриминации — гендерной и расовой — она гнала их прочь, боясь, что, выйдя на политическую арену, встретит лишь пренебрежение. 

 
Кадр из фильма «Ширли»

Чисхолм девять лет работала учительницей, затем стала директором Детского центра Гамильтон-Мэдисон и консультантом в Нью-Йоркском бюро по защите детей. Но проблемы расизма и сексизма с каждым днем волновали ее все больше. Не в силах оставаться в стороне от вездесущего неравенства, в 1964 году амбициозная Ширли избралась в Ассамблею штата Нью-Йорк, а в 1968-м баллотировалась в Конгресс. Благодаря прогрессивной кампании и чуткому подходу к избирателям Ширли в борьбе за место в Конгрессе удалось обойти гораздо более известного гражданского активиста и правозащитника Джеймса Фармера. В своей победе Ширли разглядела символ надежды для людей из дискриминируемых групп, которые не мечтали, что однажды смогут попасть в политику. 

Но хотя в фильме Джона Ридли Чисхолм сразу предстает первой афроамериканской конгрессвумен, будто на ее пути и не было множества препятствий, режиссер сразу дает понять: в Конгресс Ширли зашла аутсайдером. На групповой фотографии, сделанной на фоне Капитолия, Чисхолм стоит одна среди мужчин (преимущественно белых) в строгих костюмах. Вскоре один из 435 недавно избранных конгрессменов возмутится тому факту, что афроамериканская женщина получает оклад в $42 500 в год. Ширли поставит его на место: «Если для вас невыносимо, что я зарабатываю $42 500, то в следующий раз при нашей встрече просто испаритесь или отойдите в сторонку. Не забывайте, для чего я здесь. Я — живой пример того, что любой может выиграть выборы в Конгресс и зарабатывать $42 500». 

Символическая гонка

И все же на экране конгрессвумен выглядит более сдержанной, чем была в жизни. Пробивная Ширли говорит о волнующих ее вещах максимально вежливо и часто прислушивается к рекомендациям руководителя своей избирательной кампании Стэнли Таунсенда, который советует ей быть мягче. Реальная Чисхолм не стеснялась крепких выражений и обличала действия недобросовестных политиков, в том числе сотрудников администрации тогдашнего президента Ричарда Никсона. Выступая в Конгрессе, Ширли требовала прекращения войны во Вьетнаме. А во время предвыборной кампании в 1972-м объявила себя «кандидатом от американского народа» (кстати, на участие в выборах Чисхолм, как ни странно, вдохновили именно белые студенты, перед которыми она выступала в колледжах).

 

Предвыборная гонка 1972 года лишена интриги — зритель, ориентирующийся в политической истории Штатов, заранее знает, что главой государства Чисхолм не станет, выйдет из игры еще на этапе праймериз, а демократы выдвинут кандидатом на пост президента сенатора Джорджа Макговерна. Режиссера скорее волнуют личные переживания героини в период напряженного политического противостояния. В фильме Чисхолм приходится набираться смелости и работать над обретением уверенности, прежде чем она сможет высказаться против запрета абортов или против басинга (принудительной десегрегации, которая только вызывала протесты белого населения и агрессию в адрес темнокожих). 

Публичная жизнь Ширли противопоставлена семейной. Пока Чисхолм думает о том, как заслужить признание американцев, ухудшаются ее отношения с мужем Конрадом (Майкл Черрие) и сестрой Мюриэл (Реина Кинг). 

Современники запомнили Чисхолм бесстрашной бунтаркой, но режиссер Джон Ридли показывает многогранность ее характера. А Реджина Кинг тонко раскрывает его, обнажая слабые и сильные стороны Ширли. Она заряжает своей энергией толпу — и в то же время страдает хронической усталостью. Яростно критикует других кандидатов на праймериз Демократической партии — и переживает паническую атаку. Проявляет удивительную выдержку, когда не получает поддержку белых феминисток, — но заливается слезами во время долгожданного примирения с сестрой. С неординарной личностью резонирует роскошный и яркий стиль экранной Чисхолм — платья с геометрическим принтом, белая шуба, — вдохновленный реальными образами конгрессвумен.

Невзирая на уважительную репрезентацию женщины, которая «осмелилась стать катализатором перемен», «Ширли» мало интересуется реальными достижениями Чисхолм. Настоящая конгрессвумен трудилась над законом, который защищает людей от дискриминации при покупке или аренде жилья; продвигала программу поддержки студентов из малообеспеченных семей. Работая в комитете по сельскому хозяйству, повлияла на расширение программы продовольственных талонов.

Фокус на заведомо обреченной президентской кампании Чисхолм объясняется желанием создателей фильма продемонстрировать значимость этого события для американской истории. Режиссер видит в Ширли политика-вдохновителя, который подарил людям надежду на лучшее будущее. Чисхолм осознает, что у нее крайне мало шансов на победу, но не собирается сдаваться даже после покушения на ее жизнь. Фильм «Ширли», изредка миксующий игровое кино с архивными кадрами, смотрится скорее как слепок эпохи, а не как байопик. 

 

И все же с освещением отдельного эпизода из жизни выдающейся личности «Ширли» справляется достойно. Если своим фильмом Джон Ридли хотел вызвать у зрителей интерес к биографии женщины, которая добивалась права участвовать в политике, то ему это удалось. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+