Режиссер: Светлана Филиппова
Анна (Мария Смольникова) и Миша (Олег Ягодин) недавно развелись и живут отдельно друг от друга. Их дети-подростки, мальчик и девочка, остались с матерью. Мальчик готовится к поступлению в университет, девочка — к переезду в Лиссабон, где она получила стипендию. На дворе лето, герои гуляют, качаются на качелях, едят арбуз.
«Лиссабон» — игровой дебют аниматора Светланы Филипповой. Сюжет намечен в фильме пунктиром: в немногочисленных и немногословных диалогах герои обсуждают бытовые мелочи, а не то, через что проходит семья. В этом фильме много условного, театрального (например, абсурдные микросценки — в одной из них в парке женщина из пистолета убивает мужчину, но все случайные свидетели убийства продолжают гулять, как ни в чем ни бывало). Впрочем, иногда из-за условностей сложно понять, что происходит с героями.
Но «Лиссабон» все равно очарует зрителя: в этом черно-белом эстетском фильме каждый кадр тщательно выстроен — хочется поставить на паузу, чтобы внимательнее их рассмотреть (оператор Андрей Найденов).
Некоторым «Лиссабон» напомнит фильмы французской «новой волны», кому-то — советское оттепельное кино. Одна из сцен, в которой герои попадают под летний дождь, рифмуется с «Июльским дождем» Марлена Хуциева и с «Я шагаю по Москве» Никиты Михалкова. Даже Екатеринбург, в котором снимали фильм, преобразился — он похож на какой-то курортный приморский город. Сама режиссер наличие прямых параллелей опровергает и говорит, что снимала прежде всего про личные переживания. Хотя фильм не получил призов в Ханты-Мансийске, «Лиссабон» — самое сильное эстетическое переживание фестиваля.