Как фильм «Теория простых чисел» объясняет, почему математика — это женское дело
В тексте могут содержаться спойлеры
«Что для вас математика?» — спрашивает журналистка Маргариту (Элла Румпф). «Я не могу без нее жить», — отвечает героиня, не задумываясь. Маргарита Хоффман — гениальная ученая-математик, которая посвятила жизнь этой науке. Правда, на интервью она пришла с грязными волосами и в домашних тапочках. «Они удобные», — без тени сомнения уточняет Маргарита, замечая озадаченный взгляд журналистки.
Хоффман — аспирантка профессора Лорана Вернера (Жан-Пьер Дарруссен) в парижской Высшей нормальной школе (ENS, École normale supérieure). Уже три года она работает над диссертацией о простых числах. В сфере ее интересов — проблема Гольдбаха (реальная математическая гипотеза; как и в фильме, она до сих пор не доказана), к решению которой героиня может значительно приблизиться. Скоро ее ожидает публичный доклад на эту тему — Маргарита очень волнуется: публичные выступления не совсем ее конек.
Беда приходит откуда не ждали. Молодой аспирант Лукас (Жюльен Фрисон), переведшийся из Оксфорда, замечает серьезную ошибку в диссертации Хоффман. Пережив сокрушительный провал, девушка пребывает в расстроенных чувствах. От нее также избавляется профессор Вернер, заявляя, что теперь будет курировать аспиранта Лукаса, который занимается решением другой математической проблемы. Маргарита действует импульсивно: бросает ENS, перестает отвечать на звонки встревоженной матери (Клотильда Куро) и съезжает из общежития.
Пытаясь адаптироваться к миру за пределами научного сообщества, Хоффман осознает пропасть между ней и другими людьми. Много лет она была погружена в мир, состоящий целиком и полностью из формул, символов и уравнений, — у девушки не было ничего, кроме работы. На вопрос новой подруги Ноа (Соня Бонни Эбумбу), был ли у нее секс, Маргарита кратко бросает: «Да, пару раз была в отношениях, но недолго». После девушка интересуется, правда ли, что оргазм может быть приятным.
Это уже второй фильм Анны Новион о людях, выстроивших стену между собой и внешним миром. В предыдущей картине «Встреча в Кируне» главный герой — известный архитектор Эрнест Туссант — живет, как и Маргарита Хоффман, своей работой, не замечая ничего и никого вокруг. Поездка для опознания тела умершего сына, которого он много лет не видел, становится серьезным испытанием.
Хоффман точно такая же. Элле Румпф удалось создать потрясающий образ замкнутой, стеснительной и зажатой (во всех смыслах) героини. За эту роль актриса получила награду национальной французской премии «Сезар».
В «Теории простых чисел» персонажи не вербализируют очевидный перекос в среде математиков, однако авторы всякий раз напоминают зрителям об этом. В каждой из локаций ENS, будь то аудитория, столовая, коридоры или парк вокруг учреждения, мужчин всегда больше — камера Жака Жиро («То самое лето») подчеркивает это плавными движениями. На этом фоне Хоффман всегда кажется белой вороной — одиночкой, оторванной от социума, девушкой себе на уме. Визуально это часто подчеркивается крупными планами героини, на лице которой «проплывают» числа и формулы (прием будто вдохновлен «Игрой разума» с Расселом Кроу).
Впрочем, особого акцента на этом противопоставлении нет — гендерная проблематика не заявляется как основная тема. Пусть Маргарита и дает несколько раз понять, что ей крайне неприятно решение профессора. С ее точки зрения девушку-аспирантку «променяли» на мужчину из-за пола. Более того, девушке не простили ошибку при защите доклада, чего, по версии Хоффман, не случилось бы, не будь она женщиной.
И все же куда интереснее наблюдать, как героиня адаптируется к новым условиям. Кажется, впервые ей приходится использовать математику на практике — Маргарита, чтобы заработать, решает нелегально играть в маджонг на деньги (и значительно преуспевает в этом).
Финал картины можно трактовать двояко. Хоффман добивается признания научного сообщества: ей удается продвинуться в решении проблемы Гольдбаха и представить результаты коллегам-ученым. Но случилось бы это, если бы в ее жизни не появился Лукас? Фильм то ли подчеркивает вклад женщин в науку, то ли обесценивает его, вынуждая Маргариту делить достижения с мужчиной. Нужен ли ученой принц на белом коне? По версии «Теории простых чисел», вероятно, да. Спасибо, что обошлись без клише о девушке-заучке, которой, чтобы добиться внимания противоположного пола, нужно надеть туфли на каблуках, помыть голову, накрасить губы ярко-красной помадой и прийти в ночной клуб.