Договориться с собой: как построить карьеру в девелопменте и поддержать других женщин
С конца 2019 года Марина Руднева занимает должность управляющего партнера девелоперской компании VOS'HOD. Среди ее проектов — ревитализация Центрального телеграфа, клубный дом BRUSOV, комплекс с апартаментами AHEAD, жилой комплекс Armani/Casa Moscow Residences. Forbes Woman поговорил с Мариной о связи девелопмента и искусства, о женском взгляде на городское пространство и о том, как совместить материнство с карьерой, чтобы не испытывать чувства вины.
— Считается, что девелопмент — мужская сфера. Как вы в нее пришли?
— Это произошло довольно органично. После работы в иностранном юридическом консалтинге я пришла на позицию директора юридического департамента в Gleden Invest Group, в портфеле которой был ряд знаковых объектов недвижимости. И в ходе погружения в новую для меня сферу стала задумываться о принципах формирования концепции девелоперских проектов — о том, каким проект должен быть по своим характеристикам, как выглядеть, чтобы привлечь подходящих арендаторов. В то время только начинался редевелопмент «Даниловской мануфактуры», и тогда же я страстно увлеклась современным искусством. Загорелась идеей организовать в здании с промышленной архитектурой новую галерею и провести выставку одного понравившегося мне художника. Вот тогда стало понятно, что мне в принципе нравится заниматься девелопментом.
Позднее я пришла в компанию O1 Group уже как генеральный директор и на вопрос собственника, что могло бы стать для меня мотивацией, ответила: девелоперский проект, где есть творческая составляющая. Процесс созидания до сих пор мотивирует и вдохновляет меня.
— Какие сложности возникали в такой период поиска себя?
— Бесконечное множество. В этой сфере требуется не юридическое, а экономическое и специальное образование, чтобы понимать, как создать экономически эффективный проект. С барьерами помогли справиться упорство и насмотренность — бесконечные поездки в проперти-туры для знакомства с объектами девелопмента в Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке. Лучшая практика — это изучение мирового опыта и глубокое погружение в контекст, включая личное общение с профессионалами отрасли — архитекторами, проектировщиками, дизайнерами.
Ключевое в нашей работе — человек. И потому очень важно обладать эмпатией, понимать, как человек будет жить или работать в здании, которое ты создаешь. Важно на каждом этапе работы думать о том, как он будет чувствовать себя в создаваемом пространстве, будь то квартира, офис, ресторан или общественные зоны.
— Приходилось сталкиваться с сексизмом на рабочем месте?
— Так сложилось, что женщина-руководитель воспринимается чуть менее серьезно, чем мужчина, несмотря на все разговоры о равноправии. Это может казаться нормальным, когда тебе 25. Но когда взрослеешь, восприятие и отношение к этому вопросу сильно меняется.
Интересно, что сфера финансовых и банковских услуг — это скорее женский мир, чем мужской. Возглавив компанию «Будущее», я стала первой женщиной — генеральным директором, которая вывела эту компанию на IPO. И поскольку это были пенсионные фонды, женщин там работало много. А в девелопменте в целом женщин намного меньше, и это не совсем правильно.
Девелопмент — это не столько про строительство, сколько про продуктовую концепцию и детали. Здесь нужно продумать каждый нюанс будущего дома, и с этим, мне кажется, женщина справляется лучше.
— Как обстоят дела с гендерным балансом внутри VOS'HOD?
— У нас есть бэк-офис и фронт-офис. В первом в основном женщины, и все руководящие должности занимают именно они. А вот во фронт-офисе руководят проектами в основном мужчины, они взаимодействуют со строителями и проектировщиками.
Мы долго росли и развивались, проходя через многие трудности. Вначале была пандемия, потом началась спецоперация*, и объективно женщины лучше справлялись в эти непростые времена. Они больше погружены в заботу о семье, и потому им лучше удается «заземляться», что в итоге позволяет спокойно и планомерно работать. Они стабильные, ответственные и системные. Но в целом мне легко работать и с женщинами и с мужчинами.
— Должны ли работодатели особо поддерживать именно сотрудниц-женщин?
— У нас программы карьерного развития есть для всех. Единственное, в чем я отдельно поддерживаю именно женщин, — это беременность и рождение детей. Мы даем беременным сотрудницам возможность работать «до победного» и всегда ждем их обратно из декрета. Однажды я вышла на новое место работы, а через пару недель узнала, что беременна. Пришла к своему руководителю с намерением уволиться, но он остановил меня и поддержал. В итоге я проработала до девятого месяца. Думаю, работодатель должен в этой ситуации поддерживать сотрудниц — давать им ощущение стабильности и уверенности в своей профессиональной ценности, предоставлять возможность удаленной работы, если это позволяет профессия.
Рождение ребенка — это очень большое изменение в жизни, кажется, будто мир становится совсем другим. У меня трое детей, и я знаю об этом не понаслышке. Важно активнее оказывать матерям психологическую помощь, чтобы они могли легче адаптироваться и принять новую реальность. Это сильно изменило бы рынок труда.
— Тут напрашивается вечный вопрос о том, как совмещать карьеру и материнство.
— Важно понимать: ребенку необходимо иметь счастливую стабильную маму, на которую можно положиться, но совершенно необязательно иметь ее 24 часа в сутки. Не нужно отказывать себе в спорте, подругах, развлечениях и общении с мужем.
Мне кажется, нужно не бояться оставлять работу на какое-то время, спокойно уходить в декрет и наслаждаться материнством. Потому что, когда женщины бесконечно разрываются, оставляют ребенка, идут в офис и потом из-за этого переживают, испытывая сильное чувство вины, ни о какой продуктивности уже речи нет. Важно договориться с самой собой и найти собственный баланс между работой и семьей. У меня он достигается за счет системности и дисциплины.
— Кстати, о продуктивности. Вам приходилось сталкиваться с выгоранием?
— Приходилось. Важно не доводить до такого, конечно. В молодом возрасте ты порой не чувствуешь, в какой момент попадаешь в это состояние.
У всех свой способ переживать трудные времена — меня очень сильно восстанавливает, когда я наедине с собой. Еще люблю трекинг и хайкинг. И обязательно искусство — посещаю всевозможные художественные выставки, регулярно езжу на Art Basel и Венецианскую биеннале, изучаю архитектуру. Это мой источник энергии и вдохновения.
— Как вы стали коллекционером?
— Мои родители увлекались и увлекаются искусством, у нас всегда были картины в доме, вместе ходили в Центральный дом художника, но тогда у меня особого интереса к этой сфере не было. А спустя время я оказалась в мастерской художника. И буквально заболела искусством, купила работу, стала ходить по выставкам.
Чем больше изучаешь искусство, тем сложнее становится вкус. Если смотреть на работы, которые я покупала 15 лет назад и покупаю сейчас, заметна существенная эволюция вкуса. Например, я понимаю, почему купила эту картину тогда, но сейчас она мне совершенно неинтересна. Правда, есть полотна, которые до сих пор нравятся, но это в основном касается не концептуальных, а более традиционных работ.
Многие прошли эти этапы: сначала нравится что-то очень простое, затем максимально непонятное, а потом уже просто хочется в Третьяковскую галерею! Я на последней стадии сейчас: очень важно обращаться к классическому искусству, все строится на нем.
Но я искренне люблю молодых российских художников и стараюсь их поддерживать, им очень сложно сегодня.
— VOS'HOD активно сотрудничает с культурными институциями. Что такие проекты дают компании?
— Любое взаимодействие считается успешным, только если идет взаимный обмен. В целом такие союзы позволяют найти единомышленников — людей, кто точно так же смотрит на жизнь и ценит то, что мы можем им предложить. Концептуальная и духовная близость — вот что важно. Прямого отношения к бизнесу компании такое взаимодействие не имеет, но мы все черпаем в них вдохновение и мотивацию, желание сделать мир лучше. Искусство — всегда про созидание. С ним ты выходишь из рутины. Так мы стали партнерами Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и Государственного музея архитектуры им. Щусева, Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и НемировичаДанченко и фортепианного фестиваля Pianissimo.
— Как опыт коллекционирования помогает в профессиональной деятельности?
— Это сильно развивает вкус, побуждает к совершенствованию и позволяет иначе посмотреть на то, что ты делаешь. Девелопмент во многом персонифицированный бизнес, и девелоперский продукт — все равно результат творчества команды во главе с ее руководителем. Понятно, что в проекте присутствуют профессиональные архитекторы и дизайнеры, что это командная работа, но окончательное решение принимает именно руководитель. Поэтому крайне важно постоянно развивать вкус и поддерживать насмотренность.
— Раз уж мы заговорили о вкусе и культурном наследии, спрошу о реставрации зданий, которой компания также занимается. В чем особенность таких проектов, где вы не создаете что-то с нуля, а взаимодействуете с объектами, которые уже включены в исторический контекст?
— Это самое сложное. Мы занимаемся не столько реставрацией объектов культурного наследия, сколько их ревитализацией — приспособлением к современным нуждам. Пример — здание Центрального телеграфа на Тверской. Можно просто поменять окна, отреставрировать фасад — и все. Но я не вижу в этом смысла. Суть именно в том, чтобы понять, как построенное 100 лет назад здание можно использовать сегодня, при этом сохранив его исторический облик и конструктив, как вернуть его благодаря новому функциональному наполнению в городскую среду. Это именно сохранение и очень деликатное переосмысление того, что было создано до нас.
— В строительстве так же?
— Думаю, задача любого девелопера заключается в том, чтобы вписать здание в городскую среду. Оно должно быть естественной частью города. Поэтому я всегда против «резких» решений, экспрессивных архитектурных форм. В этом смысле у нас нет проблем, мы с городом мыслим одинаково. Но важнее всего, конечно, выстраивать отношения с клиентами.
— И как именно?
— Я всегда говорю, что репутация — это все, особенно в девелоперском бизнесе. Все, с кем мы взаимодействуем, — это люди, с которыми мы хотим построить отношения на долгосрочной основе. Условно говоря, даже если сегодня мы заработаем меньше, завтра будет еще один проект. Мы стремимся к тому, чтобы каждый из них был исключительным по качеству продуктом с безупречным исполнением. И для долгосрочного взаимодействия важно то, как ты реагируешь на претензии, ведь они есть у любого клиента. Это опять же про эмпатию. Человеческие отношения могут решить любые проблемы.
— За последние годы появился тренд на переосмысление урбанистики с точки зрения феминизма. Что вы думаете о нем?
— Мы, безусловно, все эти особенности изучаем и стараемся учитывать в своей работе. Мир меняется — взять хотя бы пандемию: появились новые паттерны проживания в городе. Люди стали по-другому использовать транспорт, питаться, ходить в гости. Мне кажется, что мужчина чаще всего живет по принципу «работа-дом», а женщина ведет себя более разносторонне: дети, уход за собой и так далее. Очень круто, что урбанисты вообще начали думать о таких различиях.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.