Любовь против стигмы: как Эми Шумер шутит о муже и разрушает стереотипы об аутизме
Первый сезон «Жизнь и Бет» (Life and Beth) вышел в 2022 году. В нем авторы смешно и честно говорили о сложном периоде, который переживают женщины в возрасте около 40 лет, о страхе перед новыми отношениями, о личностном и профессиональном кризисе. Главная героиня Бет построила карьеру в винном бизнесе в Нью-Йорке, а потом вдруг вернулась в родной город и начала совершенно новую жизнь. Там она встретила симпатичного, но немного «странного» фермера Джона (Майкл Сера), и хотя ей было очень страшно начинать серьезные отношения, она в конце концов сдалась перед его искренностью и прямолинейностью.
Сериал стал органичной частью «вселенной Эми Шумер» — звезды стендапа, которая в 2019 году стала единственной женщиной в списке богатейших комиков США по версии Forbes. Тот период вообще был богат на события в ее жизни: в 2018 году Шумер вышла замуж за шеф-повара Криса Фишера. А через год после свадьбы ему диагностировали аутизм. В отличие от большинства людей, которые стесняются диагноза «расстройство аутистического спектра» (РАС) и предпочитают не рассказывать о таких вещах в публичном поле, Шумер и Фишер решили своим примером показать, насколько вредна стигматизация: страхи и стереотипы, да и просто неосведомленность, приводят к тому, что люди годами не знают о своем диагнозе или не могут распознать симптомы у близких.
Поэтому комик рассказала историю своего мужа и в новом стендапе «Контакт для экстренных ситуаций», и на интервью Эллен Дедженерес, а затем и вовсе посвятила этому весь второй сезон «Жизнь и Бет». И ей удалось в каждом из случаев найти очень точную интонацию для разговора на эту чувствительную для многих людей тему. Во-первых, потому что она, как и положено комику, не драматизирует, а иронизирует: как известно, юмор — отличное оружие против стереотипов. Во-вторых, потому что у Шумер получился сезон не про аутизм, а про любовь. Просто так получилось, что она любит человека с аутистическим спектром.
«Я с самого начала знала, что мозг мужа немного отличается от моего. И как только ему поставили диагноз, меня осенило, насколько это забавно. Потому что все характеристики, которые указывают на то, что он находится в спектре, одновременно являются теми самыми причинами, по которым я безумно влюбилась в него», — рассказывала она в стендапе «Личный рост» на Netflix. А в другом выступлении она шутит: «Иногда я не понимаю — это аутизм или он просто мужчина».
В интервью The Hollywood Reporter Шумер рассказала, что ее муж Крис стал консультантом при написании сценария второго сезона, и многие из создателей сериала тоже глубоко погрузились в тему аутизма. Во время работы над проектом они консультировались с клиническим психологом, специализирующимся на РАС, который, по словам Шумер, «просмотрел каждое слово, чтобы убедиться, что они все правильно показали». Таким образом они хотели продемонстрировать свое уважение к людям, которые живут с этой особенностью развития.
По сюжету, Бет заметила «странности» Джона еще в первом сезоне — он слишком прямолинейный, задает вопросы в лоб, а иногда и вовсе игнорирует светские и даже социальные нормы. Хотя этим он ей и понравился: именно благодаря общению с Джоном Бет поняла, чего не хватало в ее жизни на Манхеттене. Но во втором сезоне мы видим, что некоторые проявления любимого человека могут ранить героиню — он не всегда сразу понимает ее чувства, бывает зациклен на своем. Но это приносило дискомфорт только до тех пор, пока она не поняла истинную причину. «Теперь все его поведение как будто оправдано, — рассказывала Эми Шумер в интервью Эллен Дедженерес о своем муже. — Если кто-то рассказывает длинную и скучную историю, он сразу же просто уходит. Он просто уходит, а я там застреваю!». Кстати, именно такая сцена есть в сериале — и она очень смешная.
И в стендапах, и в сериале Шумер говорит об аутизме не как о заболевании (важно помнить, что с точки зрения современной западной психиатрии аутизм не является болезнью, это особенность развития), а как о суперсиле. Но суперсилой он становится, только если человек и его близкие знают о диагнозе и понимают, как правильно оказывать поддержку таким людям. «Инструменты, которые нам дали, сделали его жизнь намного лучше, а наш брак и нашу жизнь более управляемыми. Поэтому я просто хочу призвать людей не бояться этой стигмы», — объясняет комик.
«Жизнь и Бет» — практически идеальный пример того, как в рамках развлекательного, по-настоящему смешного и качественного массового контента можно говорить о серьезных социальных проблемах. Авторы не стали множить бесконечные узнаваемые клише про людей в спектре (чем грешат другие проекты на эту тему), но в то же время честно показали, как воспринимают эти особенности окружающие, особенно если они не в курсе диагноза.
Для зрителя, которому не интересна или малопонятна тема аутизма, «Жизнь и Бет» станет просто отличным сериалом про забавные отношения женщины и мужчины, которые притираются друг к другу после свадьбы и переживают знакомые всем молодоженам ситуации. Но одновременно он ненавязчиво транслирует мысль о том, что люди с аутистическим спектром имеют полное право на полноценную, счастливую жизнь, а еще на поддержку и понимание от близких и социума. И оказывается, шутить можно даже на самые острые и сложные темы.
А это, судя по всему, и есть главное секретное оружие Эми Шумер: она годами снимала стигму со многих аспектов в жизни женщин с помощью смеха, а теперь успешно проделывает этот трюк со стереотипами о РАС.