К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Принцесса была ужасная: как две королевские дочери устроили бунт в монастыре

Средневековые монахини
Средневековые монахини
Многие из нас были воспитаны на сказках, в которых принцессы — милейшие создания. Но история знает пример Базины и Клотильды, которые организовали восстание в женском монастыре из-за того, что им не понравился деспотизм настоятельницы. В результате одна принцесса добилась для себя комфортных условий проживания, а вторая и вовсе получила свободу от монашеского обета. Forbes Woman рассказывает про принцесс, с которыми шутки были плохи

В Средние века принцесс в монастыри приводила отнюдь не любовь к Богу, а интриги мужа, родителей или политических оппонентов. Так против своей воли оказались в обители две франкские принцессы, Базина и Клотильда.

Интересно, что попадание в монастырь для амбициозных женщин иногда оказывалось счастливым случаем, ведь там они могли «построить карьеру». Настоятельницы богатых монастырей влияли на политику, манипулировали королями и вступали в конфликты с иерархами Церкви. Например, бабушка двух мятежных принцесс, святая Радегунда, настраивала короля против местного епископа, так как не хотела делить с ним сокровища своего монастыря. 

Базина и Клотильда пошли дальше своей предшественницы: в 589 году они устроили восстание. Женщины громили епископские армии с помощью нанятых наемников. Захватили в плен аббатису и сказали, что убьют ее, если местное духовенство и знать не пойдут на уступки. По описаниям Григория Турского можно догадаться, что крови было много, но он не делает на этом акцент — кровопролитие в те годы не шокировало никого. А для принцесс это было единственным выходом, чтобы отстоять свою королевскую честь. 

 

Революция VI века в женском монастыре в Пуатье вошла в историю, поскольку стала шоком для средневекового общества. Но обо всем по порядку. 

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Как вообще принцессы оказались в монастыре? Несмотря на то, что Базина и Клотильда были особами королевской крови, распоряжаться собственной судьбой они не могли, как и другие женщины их положения. В те годы вариантов было всего два: либо замуж, либо в монастырь, и решали это сначала родители, а потом муж. В монастырь отправляли надоевших или бездетных жен, политических конкурентов, изнасилованных или обедневших родственниц. Часто девочек «обещали» Богу сразу же после рождения сами матери. 

 

Лишняя принцесса Клотильда

Отцом Клотильды был король франков Хариберт I, представитель первой династии франских королей Меровингов. В историю этот король вошел не столько благодаря военным и политическим подвигам, сколько благодаря запутанной личной жизни и отлучению от церкви из-за женитьбы на свояченице (которая к тому же была монахиней, что являлось одновременно и святотатством, и кровосмешением). После смерти Хариберт оставил несколько жен и дочерей, включая Клотильду. Чтобы не выделять деньги на их содержание и приданое, девочек решили отослать в монастырь.

Почему с ними так церемонились, хотя дочери не были рождены в традиционном браке и де-юре прав не имели? Дело в том, что в династии Меровингов (и в некоторых других династиях тех лет) был распространен конкубинат — «гражданский брак» между женщиной низшего сословия и более статусным мужчиной. Например, отец девочек, Хариберт, был официально женат на Ингоберге, но параллельно состоял в отношениях с двумя дочерьми валяльщика шерсти, Мерофледой и Марковейфой. И еще сожительствовал с дочерью пастуха по имени Теодогильда. 

«Король Хариберт I предлагает свое кольцо Теодогильде», 1824 год, Джей Ди Ласкур

Их дед Хлотарь также имел трех жен. Одна из них приходилась сестрой первой жене. В «Истории франков» об этом решении говорят так: «В поисках богатого и умного мужа для твоей сестры я не нашел никого лучше, чем я сам. Так знай, что я взял ее в жены, и я не думаю, чтобы это тебе не понравилось». И жена приняла это решение. 

 

Конкубинат не был незаконным или недостойным в глазах общества. Мужчинам он давал шанс получить наследника, если его не было в законном браке, а женщинам — получить мужа высокого статуса и дать детям лучшее будущее. Конкубина не могла претендовать на свадьбу и не обладала всей полнотой прав первой жены, не могла разделить статус мужа и подняться до его социального уровня. Но, например, могла уйти к другому мужчине, могла претендовать на часть его имущества по завещанию, а в византийском праве — получить четверть имущества, если мужчина изгнал ее «без причины». 

Дети от таких браков могли расти вместе с детьми от первой жены, могли также наследовать титул и трон. Поэтому Клотильду нельзя было просто удалить — нужно было сделать это сообразно ее социальному положению. 

Принцесса Базина и ее невезучая королева-мать

Отцом Базины был король франков Хильперик I, тоже из династии Меровингов. Базина приходилась Клотильде двоюродной сестрой. 

Ее мать Аудовера происходила из аристократического рода Вормса (города на территории современной Германии). В «Историю франков» вошла ее личная трагедия. Когда Аудовера была замужем за королем, у нее в услужении находилась женщина по имени Фредегонда. Та убедила королеву, чтобы она не утруждала себя поисками крестной для своей дочери, а взяла эту роль на себя. Но таким образом королева стала кумой — что было равносильно родству — собственного мужа. Их брак теперь считался кровосмесительным. Хильперик отправил Аудоверу в монастырь, где она была убита.

«Изгнание Аудоверы», Альберт Меньян, 1882

Но Фредегонда не остановилась на этом — важно было не допустить мести Аудоверы и притязаний на трон со стороны ее детей. Автор «Истории франков» описывает, как были последовательно устранены трое сыновей изгнанницы. Базина же была изнасилована в том монастыре, куда она отправилась с матерью. После этого позора никакого будущего у молодой женщины не было. Она больше не представляла опасности, и ее можно было отправить доживать свои дни. Так она оказалась в аббатстве Святого Креста в Пуатье. 

 

Нельзя просто так взять и обидеть принцессу

Две принцессы оказались в одном монастыре. Выбор обители не был случаен — его настоятельницей была их бабушка Радегунда. Монахинями становились женщины из богатых семей, а также те, кто спасался от домашнего насилия. 

Радегунда ела только сырые фрукты и овощи, сама мыла полы, стирала грязное белье и омывала прокаженных. Она почиталась как святая еще при жизни, имела репутацию целительницы, и когда умерла, ее гроб стоял в обители две недели, чтобы каждый желающий мог попрощаться.

Радегунда обладала непререкаемым авторитетом и была ласкова с монахинями. Ее место заняла аббатиса Леубовера, которая стала полной противоположностью святой. Атмосфера в монастыре резко изменилась. Григорий Турский, со слов которого мы знаем о восстании, говорит, что принцессы описывали свой монастырский опыт как «голод, наготу и избиения». 

Есть основания предполагать, что слова про избиения не были фигурой речи. Например, Теодогильду, четвертую жену Хариберта I, отца Клотильды, после его смерти обманом заточили в монастыре. Когда женщина пыталась сбежать, ее схватила «заботливая аббатиса»: «Разгадав ее замысел, она приказала ее сильно высечь и содержать под стражей. Под стражей она пробыла до конца дней своих, перенося немалые тяготы». 

 

По праву рождения Базина с Клотильдой, тоже оказавшиеся в заточении, могли претендовать на почтительное отношение. Хоть Григорий Турский и описывает их как своевольных и крайне избалованных девиц, но сам отмечает, что «…они признались, что уже не могли более переносить лишения в пище и одежде и, сверх того, жестокое обращение. Кроме того, они добавили, что в их бане мылись посторонние люди, чему быть не подобает, что сама аббатиса играла в кости и миряне проводили с ней досуг, что, помимо того, в монастыре совершались даже помолвки. К тому же аббатиса безрассудно сшила для своей племянницы платье из шелкового алтарного покрова, а золотые листочки, кои были по краю покрова, она отпорола и бесстыдно повесила на шею племянницы».

Учитывая сам характер преступлений и то, что Леубовера была более низкого происхождения, вынести страданий девушки не могли. Историк Поль Фуракр говорит в своей книге: «Базина и Клотильда были настоящими принцессами. Они не могли допустить, чтобы кто-то с меньшим статусом имел над ними власть, даже несмотря на то, что они были монахинями, а этот человек был их настоятельницей. В эпоху Меровингов за социальное оскорбление нужно было мстить насилием». И принцессы решили мстить.

Бунт в женском монастыре

Изначально принцессы старались договориться. Они отправились в город Тур к епископу Григорию, описавшему это событие. Позже Клотильда обратилась к своему дяде, королю Гунтруму, с просьбой устранить настоятельницу Леубоверу. Тот обещал прислать королевскую комиссию для независимого расследования, но комиссия так и не прибыла. От девушек отмахнулись.

Недовольство росло, и к принцессам примкнули еще 40 монахинь. Они укрылись в монастыре Святой Хилари и обратились к банде наемников — попросили их разгромить отряд, посланный, чтобы отлучить женщин от церкви. Операция прошла успешно для мятежниц, и тогда принцессы взялись за сам монастырь. Они приказали похитить настоятельницу Леубоверу. Сначала по ошибке похитили другую монахиню — племянницу епископа Григория. На второй раз похищение удалось, и Базина лично возглавила охрану пленницы. 

 

Епископы были вынуждены объявить переговоры и начать диалог. Девушки требовали отставки Леубоверы и ее наказания, а также признания заточения в монастырь некоторых из восставших незаконным и богопротивным. Это — нонсенс по средневековым меркам. Пойти на это требование было невозможно по ряду политических причин. Принцессы стояли на своем. Их поддерживало местное население. 

Тогда епископы объявили, что не будут никого крестить в округе, пока сестры не капитулируют. В те времена была высокая младенческая смертность, а некрещеный ребенок не мог отправиться в рай. Угроза была серьезной: человек мог пожертвовать этой жизнью, но никак не мог утратить надежду на вечный покой.

На это давление Клотильда ответила жестко — она сказала, что заложница будет казнена, если ее попытаются спасти. Церковным иерархам пришлось отступить: население все равно поддерживало принцесс, а их армия многократно превосходила по уровню мастерства солдат епископских войск. 

В ситуацию вмешался случай. Принцессы были близки к победе, но поссорились. Неизвестно, что стало причиной, но восстание стало раскалываться. Базина перешла на сторону заложницы, и вскоре армия принцесс была разбита. Леубоверу освободили, а принцессы и их солдаты предстали перед судом, по решению которого их отлучили от церкви. Это было суровым наказанием, в которое входил не только запрет на посещение храма — человека социально изолировали, делали изгоем. Например, с ним запрещалось общаться хорошим христианам. Человек не мог вступать в брак, а его завещание утрачивало юридическую силу, то есть без социальной защиты оставались и его потомки. Более того, в некоторых регионах церковь имела право конфисковать имущество человека в свою пользу. Поэтому отлучение было мощным инструментом политической борьбы, и этого боялись даже представители знати. 

 

Спасла принцесс их королевская кровь — через некоторое время прощение было получено благодаря просьбе короля. Их вернули в лоно церкви. Базина вернулась в монастырь и, по словам летописцев, прожила там спокойную жизнь под руководством своей бывшей пленницы. Хоть суд и оправдал Леубоверу, вернув ей положение, произошедшая история заставила ее присмиреть и вести себя с принцессой с гораздо большим уважением. «Женщины подвергались насилию, когда у них не было власти, но те, кто имел власть в силу королевской крови или брака, могли править железной рукой», — говорит Фуракр.

Клотильде повезло больше. Она не вернулась в обитель и обрела свободу. Ей подарила поместье королева Брунгильда, которая, по словам историков, приложила руку к убийствам множества королей династии Меровингов. Она ненавидела отца Базины Хильперика, поскольку приходилась сестрой его жене, которую тот убил, чтобы жениться на другой. Вероятно, Брунгильда испытывала симпатию к соратнице Базины и уважала девушку за силу характера. Под опекой королевы Клотильда прожила счастливо до самой смерти. Она наконец получила свободу и положение, за которые так долго боролась. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+