«Элсбет»: как спин-офф «Хорошей жены» переосмысливает образ женщины-детектива
Если вы смотрели «Хорошую жену» и «Хорошую борьбу», героиня Элсбет Тасиони (Кэрри Престон) вам знакома. Это жизнерадостная и непосредственная, как ребенок, женщина-адвокат, которая в сольном проекте покидает родной Чикаго. У Элсбет (или Лиззи) легкая форма расстройства аутистического спектра, что не мешает решать сложные профессиональные задачи. Вот и в Нью-Йорк она приезжает по приглашению местной мэрии, чтобы помогать полиции. Те навязчивому «надзору» не рады, но быстро сменяют гнев на милость — Лиззи обаятельна и обладает удивительной наблюдательностью и остротой ума.
«Элсбет» — вертикальный детектив, в котором каждая серия является законченной историей. И сам спин-офф смотрится как сольное произведение — если вы не смотрели предыдущие два шоу, где уже появлялась Элсбет, это не помешает. На новом месте Лиззи подключается к расследованию. В своей квартире найдена мертвой студентка театрального института, чья смерть то ли имитирует самоубийство, то ли им является. Пока следователи склоняются к последнему, Лиззи начинает собственное расследование.
Лиззи — героиня нового толка для детективного жанра. Искренна в эмоциях, часто неуклюжа, болтлива. Даже потерянная в имени Элсбет буква «и» — словно утраченная деталь ее самой. Формально она не сотрудница полиции, но и не частный детектив — не имеет никакой специально отведенной роли. Но в наборе, казалось бы, неподходящих для профессии качеств и статуса заключена ее сила. В расследованиях Элсбет нет равных. Подозреваемые не видят в ней противницу и даже не предполагают, насколько та хороша в своем деле.
В пилотном эпизоде «Элсбет» актриса Кэрри Престон встречается с коллегой по другому сериалу — «Настоящая кровь» — Стивеном Мойером. Актер, который несколько лет играет в подростковой франшизе «После» и снялся в недавнем сериальном ремейке «Сексуальной твари» Джонатана Глейзера, переживает новый подъем в карьере. Традиционно авторы используют его внешне отрицательную харизму, взгляд и оскал хищного зверя. Это же внешнее свойство Мойера удачно контрастирует с располагающей очаровательностью Престон в роли Лиззи.
Героиня близка к экранному образу героя Питера Фалька в сериале «Коломбо»: так же может заболтать подозреваемых на отвлеченные темы, незаметно выуживая из них ценную информацию и ошарашивая нетривиальными дедуктивными способностями, которым мог бы позавидовать сам Шерлок Холмс. Собственно, по принципу «Коломбо» выстраивается и сам сериал — в начале каждой серии мы видим, кто и как совершил преступление, что отнюдь не лишает удовольствия наблюдать за тем, как Лиззи постепенно разматывает запутанный клубок и находит виновного.
Благодаря личным качествам Лиззи «Элсбет» сильно отличается от подчеркнуто серьезных процедуралов «Хорошая жена» и «Хорошая борьба». Спин-офф далек от адвокатской вычурности строгих детективов и по жанру тяготеет к драмеди. Все в нем очень живо, уместно смешно и освежающе для всего детективного направления. А Лиззи — идеальный экранный детектив не благодаря, а вопреки.
В этом заслуга не только авторов шоу, но и самой Кэрри Престон — недооцененной актрисы комедийного таланта. Она успешна на телевидении, но мало раскрыта в большом кино. Даже в прошлогоднем грустном новогоднем хите «Оставленные» Александра Пэйна она сыграла роль второго плана. Но теперь «Элсбет» будто бы намерена восстановить справедливость и подарить Престон заслуженное сольное шоу, в котором она главная звезда. Тем более что экранный образ причудливой Элсбет Тасиони оказывается не так-то прост. В финале пилота выясняется, что ее командировка в Нью-Йорк инициирована не одной лишь мэрией, а у самой героини есть тайна — как часто и бывает с хорошо прописанными характерами.