Темная сторона сексуальности: как актриса Шэрон Стоун противостояла обесцениванию
В 1980 году на экраны вышел фильм Вуди Аллена «Звездные воспоминания» о комедийном режиссере, который переживает творческий кризис: он хочет снимать серьезные фильмы, но публика ждет от него развлекательного кино. В одном из эпизодов главный герой (его сыграл сам Аллен), бегущий от навалившихся проблем, едет в поезде, и неизвестная пассажирка посылает ему воздушный поцелуй. Это было первое появление в кино актрисы Шэрон Стоун. Школьная отличница и интеллектуалка с высоким IQ чем-то была похожа на героя Аллена: она хотела играть серьезные роли, но надолго застряла в амплуа опасной красотки.
Впрочем, позже актриса заявила, что нисколько не жалеет, что слава пришла к ней не сразу: «Я снялась в 15 провальных фильмах, мини-сериале для телевидения, фильмах недели практически для всех телеканалов. К 30 я уже знала достаточно, чтобы понимать: если бы я стала большой звездой в 18 лет, это бы меня убило. Я бы просто не выжила». В том числе и потому, что к славе прилагались унижения, обесценивание и домогательства.
Шэрон Стоун родилась в 1958 году в провинциальном городке в штате Пенсильвания. Будущая актриса с детства тянулась к знаниям и уже в пятилетнем возрасте пошла в школу, причем ее зачислили сразу во второй класс. Друзей среди одноклассников, которые были старше ее на несколько лет, Шэрон так и не завела и регулярно становилась объектом насмешек. Зато уже в 15 лет поступила в Пенсильванский университет в Эдинборо на отделение художественной литературы.
За этими достижениями скрывались детские травмы и болезненные отношения с родителями. Отец страдал неконтролируемыми вспышками агрессии и часто избивал дочь, тогда как мать оставалась безучастной. Только став подростком, Шэрон смогла остановить насилие: «Я подошла к отцу и сказала: «В чем дело — тебе нужно еще ударить меня, чтобы почувствовать себя мужчиной?» Мне было 14. Он начал плакать. Я сказала ему, что не люблю его. Что я никогда не любила его. Что я никогда не полюблю его». Он больше никогда никого из нас не ударил».
Поступление в университет позволило Шэрон сепарироваться от токсичной семьи. Она перебралась из отчего дома в общежитие, прилежно училась, хотела стать писательницей. В 18 лет попытала счастья в местном конкурсе красоты, завоевала титул «Мисс Пенсильвания» и всерьез задумалась о карьере модели. Шэрон довольно быстро подписала контракт с агентством и перебралась в Нью-Йорк, участвовала в съемках, пару раз появилась на обложках глянцевых журналов, затем отправилась покорять Европу. А потом осознала, что хочет добиться успеха в другой сфере. В 20 лет она вернулась в Нью-Йорк и отстояла огромную очередь, чтобы стать статисткой в том самом фильме Вуди Аллена.
Актриса первого плана
Эпизодическая роль, пусть и у известного режиссера, не принесла Стоун известности. 1980-е стали для нее временем проб и ошибок. Она брала уроки актерского мастерства, но снималась в основном в проходных фильмах и сериалах. Например, сыграла в приключенческом блокбастере «Копи царя Соломона» (1985) девушку, которая отправилась в Африку, чтобы найти пропавшего отца. Заявленный в синопсисе эмпауэрмент оказался ложным: главная героиня полностью полагалась на помощь мужчины-напарника и была классической «девой в беде».
Поворотным моментом в актерской карьере Стоун стала встреча с голландским режиссером Полом Верховеном, который предложил ей роль в фильме «Вспомнить все» (1990). Изначально актриса не планировала сниматься в очередном фантастическом боевике («Я играла во всех дурацких боевиках, которые только успели снять»), но Верховен ее убедил. В фильме, вдохновленном рассказом Филипа К. Дика «Мы вам все припомним», Стоун сыграла жену главного героя, по совместительству секретного агента Лори Куэйд.
Съемки оказались испытанием (о некоторых опасных сценах ее даже не предупредили). К тому же никак не складывались отношения с партнером по фильму, Арнольдом Шварценеггером. «Однажды кто-то сказал мне: «Знаешь, Арнольду ты не нравишься». Подумав об этом, я позвонила этому человеку и спросила: «Кто-нибудь задавался вопросом, нравится ли мне Арнольд? Или учитывается только его мнение, потому что он большая звезда?» — парировала Стоун. Тем не менее, благодаря брутальной роли Лори Куэйд актрису стали воспринимать всерьез. «Вспомнить все» заработал в мировом прокате $261 млн и стал первым кассово успешным фильмом в карьере актрисы.
Еще больше — $353,9 млн — собрал фильм «Основной инстинкт», вышедший в 1992 году. Правда, съемки в нем принесли Стоун на $13,5 млн меньше, чем ее партнеру по фильму Майклу Дугласу. «Я была новичком, а он — большой звездой», — рассуждала актриса. Впрочем, после выхода «Основного инстинкта» в мировой прокат большой звездой стала уже она.
Секс и насилие
Долгожданного триумфа Стоун в «Основном инстинкте» могло и бы не случиться, если бы не упорство актрисы. Несмотря на мощное перевоплощение в неуязвимую Лори Куэйд во «Вспомнить все», Пол Верховен не рассматривал Стоун на роль писательницы с маниакальными наклонностями. Ее менеджер объяснял: в Голливуде актрису не считали сексуально привлекательной. Стоун, которую по-настоящему заинтриговала скандальная история о связи между фанатичным следователем и писательницей, подозреваемой в убийстве (сценарий ее менеджер буквально украл), решила доказать обратное и снялась для журнала Playboy.
Другие 12 актрис, которых рассматривал режиссер (Ким Бейсингер, Мишель Пфайффер, Джина Дэвис, Кэтлин Тернер и другие), в итоге испугались сниматься в столь откровенном фильме. Стоун же считала «Основной инстинкт» сенсационным проектом: «Я думаю, что этот фильм был создан в самый правильный исторический момент, потому что он запечатлел все наши страхи и сомнения, а также момент, когда для женщин начала меняться расстановка сил». Роль серийной убийцы она называла «самым освобождающим поступком» в своей жизни.
После премьеры «Основного инстинкта» на открытии 45-го Каннского кинофестиваля актриса Фэй Данауэй сказала Шэрон: «Теперь ты большая звезда, и пусть все поцелуют тебя в задницу!» Однако никто не подозревал, насколько травмирующими для Стоун были съемки в фильме, принесшем ей номинацию на «Золотой глобус». Верховен обманул ее во время работы над культовой сценой допроса в полицейском участке: режиссера не устраивало, что, когда актриса перекидывала ногу на ногу, было видно ее белье, и он попросил актрису снять его, пообещав, что камера не поймает ничего лишнего. В то время как критики и зрители восхищались провокационной игрой Стоун, голливудские звезды посмеивались над коллегой. «Это было ужасно. Я была так унижена. Этот сложный фильм действительно ломал все границы, но многие в индустрии протестовали против него и давили на меня. В тот момент я просто хотела исчезнуть», — признавалась Стоун.
К середине 1990-х Стоун утвердилась в статусе королевы эротических триллеров. В остросюжетной «Щепке» (1993) по роману Айры Левина она сыграла журналистку, которая переехала в новую квартиру в фешенебельном небоскребе, где, как выяснилось, орудовал маньяк. На глазах зрителя актриса переживала сексуальное влечение, отчаяние и парализующий ужас. В «Перекрестке» (1994) с Ричардом Гиром перевоплотилась в хладнокровную женщину, угодившую в любовный треугольник. В «Специалисте» (1994) с Сильвестром Сталлоне сыграла мстительницу, которая чужими руками расправилась с гангстерами, убившими ее родителей.
Канал MTV называл Стоун «самой желанной женщиной», а британский журнал Empire включил ее в список самых сексуальных звезд всех времен. Но на съемках актрисе приходилось проявлять немалую выдержку, чтобы отстоять свои границы. Режиссеры и продюсеры замечали не ее драматический талант, а лишь привлекательное тело. Были и те, кто домогался ее, угрожая в случае отказа уничтожить ее карьеру. Стоун спасал громкий смех, который ставил харассеров в тупик.
«Я часто была одна на съемочной площадке с сотнями мужчин. Сотни мужчин и я. Можете ли вы представить, каково было быть единственной женщиной на съемочной площадке, быть единственной обнаженной женщиной на площадке? Это страшно», — признавалась Стоун.
И мало кто знал о том, что насилие было знакомо актрисе с детства. В своих мемуарах «Красота жизни, прожитой дважды» Стоун рассказала о домогательствах со стороны деда, которым подвергались она и ее сестра Келли. Облегчение пришло только когда тот умер: «Я ткнула его бездыханное тело, и странное удовлетворение от того, что он наконец-то умер, ударило меня, как тонна льда. Я посмотрела на Келли, и та все поняла. Сестре было 11, и все было кончено». Но воспоминания о прожитом кошмаре продолжали ее преследовать.
Жизнь после карьеры
После многолетней сексуализации на экране продемонстрировать силу актерского мастерства Шэрон позволил гангстерский триллер Мартина Скорсезе «Казино» (1995). Героиня Стоун наслаждалась роскошной жизнью жены владельца казино (Роберт Де Ниро), но не справилась с алкогольной и наркотической зависимостями. Чтобы передать стремительное ее угасание и впечатлить Скорсезе, актриса не ела неделю перед съемками решающей сцены. «Я хотела быть худой и не в себе. Я просто превратила себя в полную развалюху. Я практически убила себя на съемках», — признавалась актриса. За эту роль Стоун получила «Золотой глобус» и номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль.
В 1996 году Шэрон убедительно сыграла раскаявшуюся убийцу, которая провела 12 лет в ожидании смертной казни. В том же году вышел психологический триллер «Дьяволицы» (1996), где героини Стоун и Изабель Аджани обдумывали план убийства непорядочного любовника. Роль в этой картине — одна из самых зловещих за всю фильмографию актрисы. А потом карьеру пришлось поставить на паузу.
В 2001 году актриса перенесла геморрагический инсульт. «Я выздоравливала семь лет, и с тех пор у меня не было достойной работы», — рассказывала Стоун. Актриса мгновенно лишилась профессии, потеряла контракты со студиями и статус одной из самых востребованных актрис Голливуда. «Моя карьера могла бы пойти совершенно другим путем: я думаю, что я — больше, чем просто секс-звезда. Когда я заболела, я не смогла вернуться в бизнес из-за мужчин. Меня отправили в конец очереди, и мне пришлось сниматься в эпизодах телесериалов, чтобы проложить себе дорогу обратно», — признавалась Стоун.
Легендарное возвращение актрисы состоялось в криминальном сериале «Мозаика» (2018). В проекте Стивена Содерберга Стоун сыграла успешную и богатую детскую писательницу Оливию Лейк, чье шокирующее убийство рассматривалось с точки зрения разных героев. Критики писали, что актриса привнесла в «Мозаику» свою «ледяную харизму» и исполнила одну из лучших ролей за всю карьеру. Но с тех пор она снимается редко. «Я пережила все — сексуальные домогательства, девять выкидышей, кровоизлияние в мозг, развод, удар молнии. У меня нет времени валять дурака. Я здесь, чтобы быть здоровым и настоящим родителем и заинтересованным гражданином. Все остальное не имеет значения», — говорит она.
Гражданская позиция Стоун выражается в благотворительности. Помогать другим людям актриса начала еще в 1995 году, когда находилась на вершине славы. Тогда она поддержала некоммерческий Фонд исследования СПИДа (amfAR) и сменила Элизабет Тейлор в качестве хозяйки ежегодного благотворительного вечера в Каннах.
Позже Стоун признавалась, что деятельность по борьбе с ВИЧ навредила актерской карьере — в 1990-х говорить о вирусе, который тогда ассоциировался с дискриминируемыми группами, в публичном поле было не принято. «Мне сказали, что если я еще раз скажу «презерватив», то проекты, в которых я снимаюсь, лишатся финансирования. Моя жизнь неоднократно была под угрозой, но я решила, что должна с этим смириться», — делилась Стоун.
Когда «противовирусные лекарства стали рекламировать по американскому телевидению, как аспирин», актриса продолжила помогать тем, кого общество отвергало. Несколько лет назад вместе с известным дантистом Джеем Гроссманом она запустила программу «Бездомные — не беззубые», в рамках которой бездомным людям помогали получать стоматологическую помощь. Актриса не прекратила занятия благотворительностью даже после того, как в 2023-м потеряла половину своего состояния (оно оценивалось примерно в $60 млн) из-за банкротства банка Silicon Valley Bank.
Сегодня Шэрон Стоун почти не снимается. Отчасти это связано с эйджизмом и лукизмом, из-за которых актрисам с возрастом становится все сложнее получать заметные роли. Иногда это принимает совсем уж дикую форму: когда в 2001 году актрисе удалили крупные опухоли в груди и она решила сделать маммопластику, пластический хирург без согласования поставил ей более крупные импланты, чем была ее настоящая грудь. «Сейчас мое тело нравится мне гораздо больше. И я благодарна за это. Когда я была моложе, все говорили мне, что не так с моим телом. Сейчас я все больше похожу на европейскую женщину, которая с возрастом становится красивее и которая может понять, что женщины красивее девочек, потому что они многое знают», — признается Стоун.