К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не слить бюджет и позаботиться о сотрудницах: как отпраздновать 8 Марта со смыслом

Фото TheStandingDesk / Unsplash
Фото TheStandingDesk / Unsplash
Ежегодно в преддверии 8 Марта редакция Forbes Woman получает многочисленные пресс-релизы о том, как бизнес поздравляет сотрудниц с этим праздником. К сожалению, большая часть из них оставляет впечатление, что о женщинах в российских компаниях вспоминают раз в год. А главное, что там не осознают истинный смысл этого важного в истории дня, который был придумал в начале ХХ века как символ борьбы за права женщин (в том числе, на рынке труда). Поэтому мы попросили основательницу консалтинговой компании Gender Equality Management Марину Ментусову собрать для Forbes Woman по-настоящему полезные практики и акции, которые должны работать весь год, а не только в первую неделю весны

Несмотря на то, что изначальный смысл 8 Марта далек от «праздника весны и красоты», большое количество российских компаний все еще поздравляют сотрудниц цветами, арками из воздушных шаров и тостами за «украшения коллектива». Вот несколько идей, как отметить этот день без сексизма и популизма, но со смыслом и реальной пользой для женщин. Если не успели в этом году — подготовьтесь к следующему.

8 марта: как отметить Международный женский день в компании

Лекция по гендерному равенству. Организуйте лекции или образовательные тренинги с экспертами по гендерному равенству, чтобы повысить осведомленность в этих вопросах среди всех сотрудников. Можно сделать акцент на вовлечение мужчин в продвижение гендерного равенства на рабочем месте. 

Награждение за достижения. Важно признать и отметить вклад женщин в успех компании, выделив их достижения на публичных мероприятиях или в корпоративных коммуникациях. При этом необходимо подчеркивать, что вы отмечаете не гендерную принадлежность, а профессиональные достижения, которых женщины добились вопреки сложностям.

 

Маркетинговые бюджеты против сексизма. До 80% решений о покупке в мире принимают именно женщины, и ваша рекламная коммуникация может как как усугублять стереотипы, направленные против них, так и бросить им вызов.

Например, Google отмечает Международный женский день, публикуя на странице Google Doodle дудлы (тематические открытки), посвященные достижениям женщин со всего мира, из разных культур и профессиональных областей.

 

Многие помнят кампанию Dove #ShowUs (#ПокажитеНас) в партнерстве с фотоагентством Getty Images и креативным агентством Girlgaze —  в преддверии 8 Марта 2019 года они объявили о создании библиотеки стоковых фотографий, свободной от стереотипов о женской внешности.

Честный разговор о проблемах. Многим кажется, что фокусируясь на позитиве, компании помогают женщинам отвлечься от проблем, но на самом деле эти проблемы в итоге часто игнорируются. Говорить о преградах, которые встречаются женщинам на пути к успешной карьере, можно по-разному. 

Например, в этом году к 8 Марта «Сбер», СИБУР, ОМК, СДЭК и «Звук» объединились для проекта «Решить Неравенство», в котором рассказывают о женщинах в «мужских» сферах — о сложностях, которые им приходится преодолевать, и о том, как с годами стирается само понятие «неженская профессия». Дополнить этот проект могла бы кампания за ликвидацию списка профессий, запрещенных для женщин, или конкретные шаги по поддержке женщин в нетипичных для них областях.

 

Благотворительность. Организации, которые помогают пострадавшим от домашнего насилия, поддерживающие работающих матерей и т.п., могут многое рассказать о том, с какими трудностями сталкиваются женщины и какая поддержка им действительно необходима. Такие организации могут помочь организовать 8 Марта со смыслом.

День равной оплаты труда. Обычно дата Дня равной оплаты труда символически отмечает среднюю разницу в заработке женщин и мужчин. Например, в Германии гендерный разрыв в оплате труда — 18%. Если пересчитать эту долю в годовую зарплату, то окажется, что женщины работают фактически бесплатно 66 дней — с 1 января до 7 марта. В России разница зарплат составляет 25% — значит, женщины работают бесплатно четверть года, до 1 апреля. Вы можете отметить этот день и 8 марта, напомнив о существовании проблемы, а можете подготовить ее обсуждение в компании — например, в формате отчета, лекции или публичной дискуссии — к апрелю.  

Пример Германии не случаен: там День равной оплаты труда помог производителю лабораторного оборудования KNAUER добиться полной ликвидации гендерного разрыва в зарплатах своих работников, а доля женщин на руководящих должностях достигла 50%. Для этого компания более 10 лет принимала комплексные меры — проводила исследования положения своих сотрудниц, запускала для них программы повышения квалификации, следила за соблюдением антидискриминационного законодательства. На такой длинной дистанции символическое празднование Дня равной оплаты труда помогало компании не забывать о своих целях и ежегодно отслеживать прогресс.

Корпоративный отчет. Подготовьте и обнародуйте реальные цифры и факты: сколько в компании мужчин и женщин, особенно на руководящих должностях, каковы их средние зарплаты, какие есть меры поддержки работающих матерей, что компания делает, чтобы сократить гендерный разрыв. Само наличие подобных данных подскажет вам, на что необходимо сделать упор именно вашей компании в достижении гендерного равенства. Если подобных исследований в компании пока нет, то 8 Марта — отличное время, чтобы их анонсировать. 

9 марта: как запустить долгосрочные проекты гендерного равенства 

Запустите инициативы или проекты, направленные на поддержку и развитие женщин в компании, чтобы в следующем году 8 марта рассказать о том, чего удалось достичь.

 

Участие в глобальных инициативах. Например, можно стать частью международного движения He for She, в рамках которого в борьбу за гендерное равенство выступают мужчины. На их сайте есть инструкции для участников и кейсы компаний.

Или внедрить несколько практик поддержки женщин, рекомендованных Международной организацией труда. 

До 2022 года многие российские компании принимали на себя обязательство обеспечить равные права для женщин и мужчин на рабочем месте в соответствии с Пятой целью устойчивого развития ООН — она как раз продвигает гендерное равенство. Это означало не только разместить на сайте компании специальный знак, но и действовать в интересах женщин согласно задачам, которые перечислены в описании этой цели на сайте ООН. Несмотря на распространенное мнение, что в подобных инициативах участвовали лишь западные компании, многие работодатели с российскими корнями (Сбербанк, «Русагро», X5 Retail Group) также подписались под ЦУР №5. А всего к 2023 году более 5000 крупнейших мировых компаний подписались под Принципами расширения прав и возможностей женщин.

Однако важно отслеживать прогресс и реализацию программ, чтобы слова и декларации сопровождались конкретными действиями.

 

Гендерный аудит. Системные проблемы решаются только системной поддержкой, однако любые инструменты необходимо внедрять, точно понимая, для чего они вашей компании. Проведите гендерный аудит, который покажет, на чем необходимо сфокусироваться при разработке инструментов и внедрении специальных программ. 

Обучающие и менторские программы. Запустите программы, которые помогут женщинам развивать профессиональные и лидерские качества. Создайте программы менторства и наставничества для женщин, чтобы поддержать их карьерный рост. Если собственных ресурсов для этого недостаточно, предложите оплатить сотрудницам внешние тренинги.

Книжный клуб. Подарите сотрудницам бумажные или электронные книги — классику феминистской мысли. Например, «Невидимых женщин» Кэролайн Перес, «Миф о красоте» Наоми Вульф или «Второй пол» Симоны де Бовуар. Предложите желающим поучаствовать в их обсуждении.

Гибкие условия работы. Лучший подарок для женщины — признание невидимого труда во «вторую смену». Работодатели не могут повлиять на то, как распределяются домашние обязанности в семьях сотрудниц, но могут признать существование проблемы с балансом между работой и личной жизнью, с которой сталкиваются работающие женщины. Введите условия труда, которые будут учитывать разнообразные потребности сотрудниц и сотрудников, включая возможность удаленной работы и гибкий график. 

 

Поддержка материнства и отцовства. Улучшайте условия для сотрудников с детьми. Рассказывайте сотрудникам о важности вовлеченного отцовства. Организуйте проекты, продвигающие ценности равенства — в том числе равного распределения домашних обязанностей. Компенсируйте сотрудницам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, разницу между зарплатой и пособием. 

Политики по борьбе с дискриминацией и харассментом. Безопасность важнее любых цветов. Разработайте и строго соблюдайте политики, направленные на предотвращение любых форм дискриминации и харассмента на рабочем месте. В странах, где нет специальных законов по противодействию домашнему насилию, заботу о безопасности сотрудниц могут частично взять на себя их работодатели. Например, в некоторых компаниях женщина, столкнувшаяся с домашним насилием, может обратиться в отдел кадров, в котором не только поделятся контактами помогающих организаций, но и предоставят небольшой отпуск на время решения проблемы. 

Для того, чтобы все эти меры сработали, руководители компании должны понимать: гендерного равенства невозможно достичь, проведя просветительскую лекцию раз в году. Создание поддерживающей и равноправной рабочей среды требует системного подхода и осознанной работы. Добиться ощутимых изменений помогут совет по гендерному равенству внутри компании (из числа сотрудников и руководителей), регулярный мониторинг и оценка эффективности действующих в компании программ.

Но начинать можно с малого — возможно, перечисленные выше идеи помогут поддержать гендерное равенство и принести пользу женщинам, особенно в контексте празднования 8 Марта.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+