К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Постколониальный док и борьба с зависимостью: лучшие женские работы на Берлинале

Кадр из фильма «Выгон»
Кадр из фильма «Выгон»
С 15 по 25 февраля в Берлине проходил 74-й Берлинский международный кинофестиваль, на котором зрителям показали 239 работ. Доля женщин-режиссеров при этом составила 39%. Forbes Woman рассказывает о фильме — победителе смотра, а также о других работах женщин, которые заявили о себе на Берлинале
«Дагомея»

«Дагомея»

Dahomey

Режиссер: Мати Диоп

Жюри под председательством актрисы Лупиты Нионго присудило главный приз фестиваля документальному фильму «Дагомея», который сняла французский режиссер сенегальского происхождения Мати Диоп. Второй год подряд «Золотого медведя» получает документальная работа. Диоп дебютировала в кино в конкурсе Каннского фестиваля с фантастической картиной «Атлантика», и такой резкий переход к сухой документальной форме довольно неожиданный. Правда, без фантастики в повествовании все равно не обошлось.

В ноябре 2021-го, через 61 год после освобождения государства Бенин в Западной Африке от колониальной зависимости от Франции, французы решили вернуть 26 артефактов — из тысяч вывезенных еще в конце XIX века. Некоторые рассматривают это как красивый жест и начало постколониального диалога между угнетенными и угнетателями. Другие считают этот проект издевательством.

Режиссер дает нам посмотреть на происходящее как бы глазами центрального артефакта, деревянной статуи короля Гезо, который в середине XIX века правил королевством Дагомея — оно, в частности, известно тем, что там существовало женское войско. Гезо бережно оборачивают в защитные слои бумаги, кладут в специально сконструированный для него ящик и закрывают крышку. Но дух старого короля просыпается и начинает говорить со зрителем о возвращении из «цивилизованного мира» к себе на родину.

Небольшой фильм чуть более часа длиной поднимает целый букет тем. Вернувшиеся в Бенин артефакты дают возможность местным жителям узнать больше об истории и идентичности своего народа. Мати Диоп избирает в качестве центрального персонажа короля Гезо не просто так — он достиг процветания благодаря колонизации прилегающих к его королевству территорий и работорговле. Конечно, гораздо приятнее происходить от амазонок, чем от кровавых диктаторов, но даже этот небольшой эпизод показывает нам, что в истории нет черного и белого.

«Планета Джанет»

«Планета Джанет»

Janet Planet

Режиссер: Энни Бейкер

«Планета Джанет» — дебютный фильм пулитцеровского лауреата и талантливого драматурга Энни Бейкер. Он настолько тихий и ненавязчивый, что его проще представить в программе какого-нибудь американского фестиваля, чем политизированного Берлинале. Надо сказать, что именно в родной Америке картина и начинала свой путь — впервые ее показали на фестивале в Теллурайде (штат Колорадо) в прошлом году, — но теперь дошла и до Европы.

Действие происходит в западном Массачусетсе в 1991 году. 11-летняя Лейси требует от матери, Джанет, забрать ее домой из летнего лагеря, где ее «все ненавидят». Она приезжает обратно в большой дом в лесу, где их спокойную рутину постоянно кто-то нарушает — многочисленные ухажеры и подруга, которая пытается сбежать из местной секты. Фильм напоминает не столько череду событий, формирующих какой-то сюжет, а скорее ожившие воспоминания, которые одно за другим воссоздают картину одного уникального жаркого и очень ленивого лета.

Фильм явно носит автобиографический характер, но при этом настолько детально и чутко исполнен, что заставляет каждого перенестись в свое лето, которое запомнилось на всю жизнь. Из череды фантазий, воспоминаний, ссор и недосказанностей возникает ностальгическое чувство, в которое так приятно укутаться хотя бы на коротких два часа.

«Дьявольская баня»

«Дьявольская баня»

Des Teufels Bad

Режиссеры: Вероника Франц и Северин Фиала

После изучения судебных записей было установлено, что в Австрии XVIII века существовала жутковатая, но при этом популярная практика. Люди, страдающие от депрессии (которую в те времена называли меланхолией, а в народе — дьявольской баней), вместо того, чтобы кончать жизнь самоубийством и попадать за это в ад, совершали какое-нибудь тяжкое преступление, чтобы их казнили, а от ада в этом случае спасало предсмертное покаяние и отпущение грехов.

Для женщин самым распространенным было убийство собственных детей.

Австрийские режиссеры Вероника Франц и Северин Фиала исследуют этот мрачный вопрос с точки зрения молодой крестьянки Аньес, которую выдают замуж за местного фермера. Муж смотрит на Аньес исключительно как на бесплатную рабочую силу, которая может убираться, готовить и помогать ему в поле. Девушке же хочется душевной близости, чтобы хоть как-то разбавить свое одиночество. Из-за отсутствия поддержки она все больше погружается в меланхолию, от которой не помогают ни пиявки, ни заговоры.

«Дьявольская баня» — настоящее исследование той эпохи, которая отделена от современности всего несколькими столетиями. Режиссеры максимально детализируют быт героев, усиливая эффект присутствия и угасающей надежды. Отличия нашей системы ценностей от ценностей людей XVIII века поражают, но чем больше погружаешься в мир Аньес, тем понятнее становятся ее действия.

«Выгон»

«Выгон»

The Outrun

Режиссер: Нора Фингшайдт

Одной из самых интересных премьер фестиваля стала драма «Выгон». Немецкий режиссер Нора Фингшайдт начинала свою карьеру в основном конкурсе Берлинале с энергичной драмой «Крушительница системы», которая оказалась настолько яркой, что обеспечила режиссеру работу в Голливуде. Позже немка сняла «Непрощенную» с Сандрой Буллок для Netflix. Премьера ее нового фильма прошла на фестивале независимого кино «Сандэнс».

Главная героиня, девушка Рона в исполнении Сирши Ронан, возвращается на родные острова в Шотландии после 10 лет жизни в Лондоне. Она уезжала туда строить академическую карьеру, но вместо этого провела годы в пьяных кутежах, из-за которых потеряла и партнера, и друзей. Дома она рассчитывает избавиться от алкогольной зависимости под влиянием мощной природы Шотландии. Внутреннее состояние героини постоянно рифмуется с впечатляющими картинами природы: от нежных водорослей и веселых морских котиков до мощных волн, угрюмых скал и непобедимого ветра.

Фингшайдт показывает себя невероятно чутким и умным режиссером, когда берется за материал, который не навязан студией, а интересен ей самой. «Выгон» — экранизация автобиографической книги шотландской писательницы Эми Липтрот, поэтому центральной проблемой здесь становится внутреннее перерождение и становление героини. Режиссер использует нелинейный нарратив и впечатляющий саунд-дизайн, чтобы рассказать историю исцеления.

«Иностранный язык»

«Иностранный язык»

Langue Étrangère

Режиссер: Клер Бюргер

Берлинале любит уделять внимание вопросам молодежи — в программе фестиваля для этого есть две отдельные секции. Но если в фильме молодые люди пытаются определить себя через политические взгляды, такие работы удостаиваются места в основном конкурсе смотра.

17-летняя Фанни — стеснительная студентка по обмену, которая приезжает из родного Эльзаса, где ее травили в школе, в незнакомый Лейпциг, где все говорят по-немецки и вообще не очень-то ее ждали. Знакомство с принимающей семьей — мамой (Нина Фосс) и дочерью Леной — выходит довольно сумбурным, но позже две девушки начинают дружить. Особенно их объединяет то, что они борются против всего плохого и за все хорошее. Фанни даже рассказывает Лене про свою сестру, которая якобы участвует в подпольном антифашистском движении. Однако когда приходит очередь Лены приехать в Эльзас в гости, та понимает, что многие слова Фанни могут оказаться большим преувеличением.

Француженка Клер Бюргер приехала в Берлин с впечатляющим багажом — на ее счету есть «Золотая камера» Канн, которую вручают лучшим дебютантам, премия «Сезар» и награда Венецианского кинофестиваля. В «Иностранном языке» она представляет интимный, но при этом спорный портрет молодого поколения, которое, по мнению режиссера, не столько хочет спасти планету от фашистов и глобального потепления, сколько залезть друг другу в штаны. Хотя на самом деле одно другому никогда не мешало.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+