Медитативный видео-арт: каким получился сезон «Настоящего детектива» с Джоди Фостер
С научной станции, расположенной на Аляске, с наступлением полярной ночи исчезают все сотрудники — семь исследователей, приехавших из разных стран мира (включая Россию). Чем они занимались, никто из жителей расположенного поблизости шахтерского городка Эннис не знает — по слухам, там изучали происхождение жизни.
Четвертый сезон «Настоящего детектива» начинается захватывающе. С первых кадров — сериал открывается цитатой про уснувшего во время длинной ночи бога — зрителям намекают, что в событиях на станции не обошлось без потусторонних сил.
Один из ученых перед исчезновением бормочет «она проснулась», а после в деле появляются оккультные символы (интерес к мистике — уже традиция для сериала). Зарубежным зрителям странные события на затерянной во льдах станции напомнят культовый фильм Джона Карпентера «Нечто». Российским (и эта аналогия даже ближе) — загадочную историю, произошедшую с группой туристов под руководством Игоря Дятлова на Урале. Участники этого лыжного похода погибли, их замерзшие и полураздетые тела обнаружили рядом с палаткой (четыре года назад про эти события вышел российский сериал «Перевал Дятлова»).
Расследовать дело поручают начальнице местной полиции Дэнверс (Джоди Фостер). Интересуется случившимся на станции и ее бывшая напарница Наварро (Кали Рейс), которую за нарушения на службе разжаловали из детективов в патрульные. Наварро считает, что исчезновение ученых как-то связано с делом, стоившим ей карьеры. Ранее она занималась расследованием жестокого убийства активистки, боровшейся с шахтой, на которой работает половина города.
Кроме детективной интриги, главным героям не дают покоя и личные драмы из прошлого — новое дело, разумеется, эти душевные раны разбередит. Есть в сериале и остросоциальная ветка: воду в городе отравляет горнодобывающая компания, ее владельцы — белые люди, которые сначала отняли у коренных жителей земли, а теперь их эксплуатируют.
Все эти истории связала в тугой узел, который предстоит распутать зрителям (как и всегда в «Настоящем детективе»), мексиканка Исса Лопес. Она написала сценарий четвертого сезона и сняла все эпизоды (их шесть, а не восемь, как обычно). Таким образом, над сценарием впервые в истории сериала не работал шоураннер первых трех сезонов Ник Пиццолатто, создавший феномен «Настоящего детектива». Однако имя Пиццолатто в новом сезоне все же можно увидеть в титрах: вместе с Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсоном он теперь исполнительный продюсер.
В новом сезоне больше женщин, чем когда-либо в «Настоящем детективе». Главная из них — героиня Джоди Фостер. Для нее роль прямолинейной и безапелляционной Дэнверс — лучшая за долгие годы. Ее напарницу играет бывшая чемпионка по боксу Кали Рейс, которая, кажется, принесла с собой в кино дикую, безудержную энергию с ринга. В сериале есть и важные второстепенные персонажи-женщины (например, приемная дочь Дэнверс или сестра Наварро). А детально прописанных персонажей-мужчин не так много — некоторые появляются только для того, чтобы стать «любовным интересом» героинь (Лопес тут перевернула гендерную формулу: обычно все наоборот). Сериал также говорит о домашнем насилии. Сильные женщины, озабоченность экологией, проблемы коренных народов — все эти темы он затрагивает.
Режиссеру Иссе Лопес ловко удается удерживать баланс между мистическим и рациональным объяснением событий на станции. «При переохлаждении начинаются галлюцинации», — пытается найти логичную причину произошедшему Дэнверс — и тут же режиссер заигрывает с потусторонним (героев, которые видят мертвых, в городе Эннис едва ли не больше, чем тех, кто их не видит), дразнит необъяснимым, напоминая о местном фольклоре. Все это происходит на фоне бесконечной полярной ночи, выхваченных светом фар снежинок, занесенного пургой города.
Начиная с титров, в которых звучит голос Билли Айлиш, нежно напевающей про разные ужасные вещи, это завораживающе красивое кино. Казалось бы, что могло пойти не так? Но удачные эпизоды чередуются с проходными. А отличные сцены (Лопес очень любит параллельный монтаж) — с клише и самоповторами.
Герои, окруженные бесконечной ночью и страшным холодом, как и в прошлых сезонах, говорят об оставленности Богом и одиночестве человека. Эти нарочито приземленные диалоги, в которых Бог упоминается «через запятую» с сериалами («Что ты делаешь, когда тебе одиноко? — Смотрю Netflix. На самом деле я молюсь») могут показаться практически откровениями. Но если бы вместо бескрайней ночи был день, их глубина, возможно, исчезла бы.
Лучше всего четвертый сезон «Настоящего детектива» работает как своего рода медитативный видео-арт: когда героини едут по зимней дороге, которую выхватывает из темноты свет фар, на это можно смотреть вечно. Но когда они стараются говорить о том, что происходит, магия улетучивается.