К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Нет голоса — нет поцелуев: как «валентинки» стали инструментом борьбы за равные права

Суфражистская «валентинка», 1900 год ( Фото Ken Florey Suffrage Collection / Gado / Getty Images)
Суфражистская «валентинка», 1900 год ( Фото Ken Florey Suffrage Collection / Gado / Getty Images)
В XIX веке можно было встретить открытки ко Дню святого Валентина, на которых, помимо признаний в любви, присутствовали политические лозунги. Рассказываем, как праздник влюбленных стал поводом поговорить о равноправии

В викторианскую эпоху возникла традиция «уксусных валентинок» — сейчас их назвали бы хейтерскими. Дешевые карточки с безвкусными картинками и издевательскими посланиями (а иногда и скабрезными стишками) посылали анонимно тем, кого хотели уколоть. Например, надпись на открытке под названием «Старая дева» гласила:

К чему турнюры и корсет?
С такой жеманной миной
Не уломать тебе вовек
Беднягу Валентина.

Доходило до того, что учителя в школах проводили с учениками беседы о недопустимости таких открыток — ведь праздник должен оставлять добрые воспоминания, а не боль от насмешек и оскорблений.

 

Но этот низкий жанр пришелся по нраву тем, кто пытался воевать с суфражистками, которые с середины XIX века последовательно боролись за право голоса. Их выставляли опасными и агрессивными, уродливыми старыми девами и полоумными нарушительницами спокойствия, с которыми приличному человеку лучше не связываться.

Другой вариант антисуфражистской открытки — изображение покорной девушки как идеала женственности. Такие карточки, напротив, дарили тем, кто соблюдал нормы морали, как бы подчеркивая: веди себя хорошо — и будешь достойна любви.

 

Впрочем, сами суфражистки не отставали и использовали праздник как повод напомнить о гендерном неравенстве. Мужчин они призывали поддерживать кампанию за предоставление женщинам избирательного права, а женщин — принимать знаки внимания только от тех, кто не следует стереотипам. 

Вот несколько примеров таких «валентинок».

Ken Florey Suffrage Collection·Gado·Getty Images

На этой суфражистской открытке девочка отдает свое сердце мальчику, который стоит с плакатом «Право голоса для женщин». Надпись на заднем плане гласит: «Мой герой!».

Ken Florey Suffrage Collection·Gado·Getty Images

Герой этой открытки присел на окрашенную скамейку с суфражистскими лозунгами. Стихотворное послание — каламбур, который приблизительно можно перевести как «Не могу больше сдерживать свою любовь, ведь ты оставила глубокий отпечаток в моей душе».

Ken Florey Suffrage Collection·Gado·Getty Images

«Вот мой кандидат, которого я выбрала своим Валентином!» — говорит героиня этой открытки, восхищенная тем, что ее избранник голосует за предоставление избирательных прав женщинам.

Johns Hopkins University

А это уже антисуфражистская открытка. На ней происходит нечто «ужасное»: женщина, добившаяся права голоса, пала так низко в своем стремлении нарушить традиционный уклад, что сама делает предложение мужчине. И угрожающе добавляет: «Не вздумайте отказать мне, сэр!»

Johns Hopkins University

Антисуфражисткая открытка, изображающая идеальную девушку — скромную, трудолюбивую, покорную и занятую рукоделием, а не политикой. «Место женщины — дома», — гласит надпись.

Johns Hopkins University

Трудно с уверенностью сказать, какой посыл несет эта открытка, героиня которой, одетая в полицейскую форму, готова арестовать всякого, кто украдет ее сердечко. Но скалка, которой она вооружена, — частый элемент антисуфражистских карикатур. Этот предмет был символом женской агрессии и одновременно напоминанием о том, где «их место».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+