Нет голоса — нет поцелуев: как «валентинки» стали инструментом борьбы за равные права
В викторианскую эпоху возникла традиция «уксусных валентинок» — сейчас их назвали бы хейтерскими. Дешевые карточки с безвкусными картинками и издевательскими посланиями (а иногда и скабрезными стишками) посылали анонимно тем, кого хотели уколоть. Например, надпись на открытке под названием «Старая дева» гласила:
К чему турнюры и корсет?
С такой жеманной миной
Не уломать тебе вовек
Беднягу Валентина.
Доходило до того, что учителя в школах проводили с учениками беседы о недопустимости таких открыток — ведь праздник должен оставлять добрые воспоминания, а не боль от насмешек и оскорблений.
Но этот низкий жанр пришелся по нраву тем, кто пытался воевать с суфражистками, которые с середины XIX века последовательно боролись за право голоса. Их выставляли опасными и агрессивными, уродливыми старыми девами и полоумными нарушительницами спокойствия, с которыми приличному человеку лучше не связываться.
Другой вариант антисуфражистской открытки — изображение покорной девушки как идеала женственности. Такие карточки, напротив, дарили тем, кто соблюдал нормы морали, как бы подчеркивая: веди себя хорошо — и будешь достойна любви.
Впрочем, сами суфражистки не отставали и использовали праздник как повод напомнить о гендерном неравенстве. Мужчин они призывали поддерживать кампанию за предоставление женщинам избирательного права, а женщин — принимать знаки внимания только от тех, кто не следует стереотипам.
Вот несколько примеров таких «валентинок».