«Один день»: мини-сериал Netflix о романтической эмоциональной зависимости
Двое молодых выпускников Эдинбургского университета Декстер Мэйхью (Лео Вудалл) и Эмма Морли (Амбика Мод) знакомятся на выпускном вечере 15 июля 1988 года. Они решают провести ночь вместе, едва не занимаются сексом, но в итоге просто болтают до утра. Эмма и Декстер обмениваются телефонами и обещают оставаться на связи. Между девушкой и парнем зарождается крепкая дружба, которую они поддерживают, несмотря на то, что их жизненные пути почти не пересекаются. Проходят годы, а Эмма и Декстер стараются проводить каждое 15 июля вместе, но не решаются признаться в чувствах.
Мини-сериал Netflix «Один день» — новая экранизация одноименного бестселлера британского писателя Дэвида Николса, вышедшего в 2009 году. В книге описывалось каждое 15 июля из жизни героев, поэтому читатель мог проследить внутреннюю трансформацию, которую Эмма и Декстер переживали из года в год. Герои были полными противоположностями. Амбициозная девушка мечтала изменить мир к лучшему, а юноша из богатой семьи — прославиться и наслаждаться успехом. Эмма, мечтавшая стать писательницей, вынуждена была работать официанткой в закусочной и школьной учительницей. Декстер много путешествовал, и благодаря финансовой поддержке родителей, а затем и высокооплачиваемой работе на телевидении, ни в чем себе не отказывал.
Роман о токсичных отношениях
В романе Николс сделал акцент на противоположных характерах, взглядах и ценностях героев, но при этом подчеркивал, насколько доверительным было их общение. Они открыто делились тревогами, сомнениями и планами, однако неоднозначность их отношений скорее носила токсичный характер. Складывалось ощущение, что Декстер более 10 лет держал Эмму на «эмоциональном крючке» фразами в духе «ты мне правда нравишься, но я пока не готов к серьезным отношениям». Шли годы, а героиня не теряла надежды, что однажды дружба перерастет в нечто большее. А стоило ей съехаться с бойфрендом, Декстер начинал ревновать, хотя сам постоянно менял партнерш.
Книга Николса вышла в эпоху нормализации деструктивных отношений. Фильмы и романы 2000-х и 2010-х часто показывали «настоящую любовь» как нечто, что обязательно сопровождается бурными ссорами, эмоциональными качелями, непредсказуемостью, страданиями и самопожертвованием ради партнера. Яркие примеры — экранизации «Дневника памяти» (2004), «Сумерек» (2008) и «Трех метров над уровнем неба» (2010). Премьера первой адаптации «Одного дня» состоялась в 2011 году, когда эмоциональная зависимость еще не воспринималась как признак абьюза.
Ту мелодраму с Энн Хэтэуэй сняла датская постановщица Лоне Шерфиг. Режиссер обострила турбулентность отношений Эммы и Декстера. Фильм выглядел как набор обрывочных фрагментов из биографий героев, и некоторые их встречи сильно настораживали накалом страстей. К примеру, во время ссор Декстер не раз упрекал Эмму в несостоятельности. Его фраза «кто может, тот делает, а кто не может, тот учит» — пример обесценивания из уст человека, который если и работал, то только ради удовольствия, но не ради выживания. В финале роль героини, ставшей популярной писательницей, и вовсе свелась к тому, чтобы сделать Декстера счастливым. Некоторые критики даже назвали «Один день» самой токсичной мелодрамой 2011 года.
За новую экранизацию бестселлера для стриминговой платформы Netflix взялись режиссеры Молли Меннерс («Городские легенды»), Люк Снеллин («Мой безумный дневник») и Джон Хардвик («Голяк»). Одним из сценаристов выступила Николь Тейлор, написавшая «Белую королеву» и «Тайный дневник девушки по вызову». У всех в этой команде уже есть опыт создания историй об отношениях и поиске себя, поэтому авторское чутье не должно было их подвести. Молли Меннерс, к примеру, сняла мини-сериал «На моем месте» (2018) о школьной учительнице из Уэльса, которая скрывала от всех, что ее семья — неблагополучная. Именно она привнесла в «Один день» элементы соцреализма.
Какой получилась новая экранизация
Сериал, разделенный на четырнадцать 20-30-минутных эпизодов, — подробнейшая адаптация книги Николса. Шоураннеры сделали ставку на погружение в атмосферу эпох, которые застали главные герои. Зритель отправляется в захватывающее путешествие по 1980-м, 1990-м и 2000-м. Дух каждого десятилетия создатели сериала передают с помощью яркого антуража, политического контекста и ностальгического саундтрека. Перед глазами проносятся разные страны — Великобритания, Италия, Греция и Франция, где Эмма и Декстер проводят время вместе или порознь. Именно романтики странствий так отчаянно недоставало предыдущей экранизации.
Авторы проекта также намеренно выделяют разницу в социальном положении друзей. Пока Декстер купается в лучах славы на телевидении, Эмма едва сводит концы с концами, работая в забегаловке. С годами пропасть между героями увеличивается, пока в один день они не меняются ролями. Как и в романе, авторы шоу заостряют внимание на нестабильности успеха и непредсказуемости жизни. Тщеславный телеведущий лишается статуса, когда в его жизнь приходит алкогольная и наркотическая зависимости, зато Эмма, которую он недооценивал, заявляет о себе миру как писательница.
В сериале пути Эммы отводится куда больше времени, чем в фильме. Шоураннеры явно хотели раскрыть характер героини, которая в предыдущей адаптации «Одного дня» выглядела неудачницей на фоне востребованного Декстера. Они старательно избегают клише о «серой мышке», которая внезапно и случайно расцветает, — напротив, показывают Эмму прогрессивной и умной, но при этом верной своим идеалам. Знакомясь с ней впервые, зритель видит в ее комнате в общежитии труды Бертольда Брехта и брошюру «На пути к феминистскому театру», плакат с лозунгом «Мы требуем лишь честной оплаты труда» и афишу спектакля «Суровое испытание» по исторической пьесе Артура Миллера. А сама она дома носит футболку с символом движения против ядерного вооружения. Все эти детали говорят об интересах и мировоззрении героини, которые она пронесет через всю жизнь. Ее пьесы посвящены движению суфражисток; она не просто работает учительницей, но помогает ученикам поступать в престижные вузы; свою дебютную книгу пишет о девочке-подростке; тяжело воспринимает войну в Афганистане 2001 года; обличает повсеместный сексизм.
Наблюдать за самореализацией Эммы и тем, как она справляется с разными трудностями, намного интереснее, чем следить за метаниями Декстера. Здесь избалованный отпрыск богатых родителей получился скорее отталкивающим персонажем. Он часто пренебрегает личными границами подруги — например, просит Эмму отменить планы и срочно приехать всякий раз, когда ему паршиво на душе. И перекладывает ответственность за собственное ментальное здоровье на подругу, даже когда ему исполняется тридцатьи он заводит собственную семью.
В сериале, как и в книге, все взаимодействие давних друзей строится на эмоциональной зависимости. Конечно, во время совместных путешествий и редких романтических моментов между Эммой и Декстером летят искры — в фильме такой химии между персонажами не было. Актеры Амбика Мод («Будет больно») и Лео Вудалл («Белый лотос») невероятно хороши, как в дуэте, так и по отдельности. И все-таки нездоровые тенденции в отношениях персонажей, пронесенных через всю жизнь, вызывают опасения. Да, Эмма и Декстер в итоге понимают, что не могут друг без друга, но можно ли назвать происходящее между ними их любовью?
Новая экранизация «Одного дня» периодически напоминает «Нормальных людей» Салли Руни. В романе-бестселлере и удачной адаптации Hulu герои тоже не знали, как быть со своими чувствами, бежали от ответственности, встречались и расходились. Но если отношения героев Руни скорее представляются свободными, то у Эммы и Декстера все намного сложнее. Авторы сериала словно пытаются оправдать инфантильность мужчины тем, что он многое пережил, когда удача от него отвернулась. Но желание героини вечно вытаскивать его с эмоционального дна напоминает синдромом спасателя. Когда конфликты уступают место идиллии, совместная жизнь героев не выглядит счастливой. Даже на пути к роковой кульминации, которая обязательно разобьет вам сердце, Эмма и Декстер не приходят к взаимопониманию — они слишком разные.
Зато Эмма по-новому раскрывается в дружбе с сокурсницей Тилли (Эмбер Грэппи). Такие разные девушки — одна карьеристка, другая домохозяйка — прекрасно дополняют друг друга и поддерживают сестринскую связь на протяжении всего сериала. Жизнеутверждающая линия отношений Эммы и Тилли органично вплетается в общую сюжетную канву.
«Один день» — волнительный, динамичный и красивый сериал, который смотрится на одном дыхании. Но хотя авторы тонко показывают эмоции героев и создают гипнотическую атмосферу, проект вызывает смешанные эмоции. Кажется, такая героиня как Эмма достойна большего, чем нестабильная, выматывающая любовь. Романтизирует ли сериал токсичные отношения или просто описывает сложный опыт двух людей — вопрос открытый, но разобрать и проанализировать такую историю в любом случае полезно.