Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья
Эжени (Жюльет Бинош) и Доден (Бенуа Мажимель) работают поварами бок о бок вот уже 20 лет. Они проводят на кухне по несколько часов в день, оттачивая мастерство на уже знакомых рецептах. Иногда Эжени и Доден предаются экспериментам, в результате которых рождаются новые блюда. Большую часть картины зритель находится рядом с главными героями на кухне. Кулинария, по сути, становится третьим центральным персонажем этой истории.
Благодаря крупным и сверхкрупным планам (оператор Джонатан Рикебург) зрителю в равной степени доступны и оттенки эмоций на лицах героев, и степень готовности различных ингредиентов очередного шедевра. Камера передвигается плавно, без резких движений, переводя фокус с лиц на блюда, тарелки, кастрюли, разделочную доску и снова на лица. Словно в немом кино, в первой половине картины «Рецепт любви» почти нет диалогов и абсолютно отсутствует музыкальное сопровождение — герои растворяются в звуках кухни (шипении масла, бурлении воды), но зрителям сразу понятны нюансы их взаимоотношений. «Я общаюсь с вами при помощи угощения, которое я для вас готовлю», — говорит Эжени в одной из сцен. Точно так же с ней будет «общаться» Доден, выражая свои многолетние чувства с помощью замысловатых блюд, приготовленных специально для нее. Слова пусты и неосязаемы, в отличие от вкуса.
Доден давно в нее влюблен и несколько раз делал предложение, но всякий раз получал отказы. Причины такого решения Эжени зрителю не раскрывают, равно как и внезапную перемену в ее настроении. Возможно, долгожданное для Додена согласие связано с таинственным заболеванием Эжени, из-за которого она периодически посещает местного врача. Но вскоре главная героиня начнет относиться к свадьбе как к печальному событию. Так в водовороте кулинарии созревает, а после рушится их с Доденом человеческое счастье — хрупкое, как слоеное тесто, жгучее, как молотый перец, и мимолетное, как первое знакомство с новым, доселе неизвестным блюдом. Буквально по Чехову: «люди едят, пьют чай, носят свои пиджаки, а в это время рушатся их судьбы».
В основе сюжета «Рецепта любви» — роман Марселя Руффа «Жизнь и страсть гурмана Додена Буффана», вышедший в 1924 году. Удивительно, насколько точно режиссеру удалось передать тонкость французской кулинарной эстетики. Хотя и отношения взрослых людей — со всеми перипетиями чувств и эмоций — Чан Ань Хунг тоже транслирует с экрана без намека на фальшь. Хунг с 1975 года живут во Франции, куда переехав вместе с семьей. После полнометражного дебюта «Аромат зеленой папайи» Чан Ань Хунга отметили как мастера неторопливого, созерцательного кино, направленного скорее на процесс, чем на результат. Этот почерк виден и в «Рецепте любви» — картине, которой стоит наслаждаться, но не искать множественных смысловых слоев и четких выводов. «Это блюдо — сама Франция», — говорит о пот-о-фе (жарком) Доден в одном из диалогов. Вероятно, со времен мультфильма «Рататуй» французский кинематограф не порождал настолько национальное, патриотическое кино.
События разворачиваются в прошлом веке, когда еще сильны некоторые консервативные нормы. К примеру, в одной из сцен Доден вместе с товарищами садится ужинать, а женщина в это время находится на кухне, руководит последними приготовлениями и занимается сервировкой. По сути, полноправный соавтор Додена, которая, возможно, куда более талантлива, чем он, выбирает разделить трапезу в компании других женщин, работающих на кухне, — таковы нормы.
Однако режиссер Хунг явно не сторонник стереотипов о женщине у плиты. Впоследствии именно Эжени оказывается в центре картины. Актриса Жюльет Бинош создает образ профессионала, чьи движения проворны, а реакция молниеносна. Кажется, она точно понимает, кто правит бал.
Здесь же, на кухне у Додена, проходит обучение юная Полин (дебютантка Бонни Шанье-Равуар) — талантливая девочка, у которой настоящий дар, призвание к кулинарии. Она безошибочно может определить состав соуса, попробовав его, и интуитивно понимает, какие продукты сочетаются идеально, а каким лучше даже не оказываться на соседних конфорках. Именно Эжени подталкивает Додена к идее воспитать из нее нового «Наполеона кулинарии» (так зовут мужчину друзья). Здесь рушится стереотип о том, что лучшие повара мужчины, а женщины на кухне могут быть только обслугой.
Что касается брака, то в конце концов главная героиня выступает против официальной церемонии, хотя двери ее спальни для любовника не закрыты. Церемониал остается для главной страсти в жизни — кулинарии. Часами стоя у плиты, Эжени переворачивает с ног на голову стереотип о месте женщины: да, она на кухне, но для нее это — профессия.