«Экспаты»: как сериал с Николь Кидман рассказывает о проблемах женщин в эмиграции
В центре сюжета несколько героинь разных возрастов, объединенных тем, что по воле случая они оказались в Гонконге. Маргарет (Николь Кидман) — жена успешного бизнесмена и мать двоих детей. У пары был еще один, третий ребенок, но он погиб при трагических обстоятельствах. Теперь Маргарет страдает от посттравматического стрессового расстройства и не может поделиться всей необъятностью своей боли даже с мужем, который поддерживает ее, но как будто продолжает жить дальше. Ее подруга Хилари (Сарайю Блю) тоже живет в достатке, но тоже несчастна. Она отчаянно пытается спасти свой брак с Дэвидом (Джек Хьюстон), но последний сопротивляется. И есть молодая девушка Мерси (Ю Джи-ён) — в прошлом няня детей Маргарет, косвенно виновная в гибели младшего из них.
Именно с закадрового голоса Мерси начинается сериал. Она перечисляет несколько, казалось бы, никак не связанных друг с другом трагических историй, завершившихся чьей-то смертью. Наведя жути, девушка уточняет, что в подобных сюжетах симпатии людей всегда на стороне жертв, но мало кто интересуется тем, как сложилась судьба виновных в трагедии, вынужденных продолжать жить с непосильным чувством вины. С аналогичного художественного приема начинается культовая драма «Магнолия» Пола Томаса Андерсона (где перечислялись истории чудесного спасения или причудливых несчастных случаев). Как и там, вступление связывает воедино истории совершенно разных женщин. Кто-то ищет в Гонконге убежище, кто-то — новые карьерные возможности; для одних это точка нового старта в жизни, для других — возможность остановиться, бесследно скрывшись в толпе.
Предыдущий большой хит постановщицы Лулу Ван «Прощание» рассказывал о китайской семье, в которой у бабушки диагностировали рак. Женщине ее родственники о диагнозе не рассказали, чтобы не омрачать последние годы жизни. Однако под ложным поводом они организовали пышный праздник, чтобы каждый мог проститься с умирающей. Любой хороший сценарист скажет, что экранного героя определяют те действия, которые он совершает. Но картина Ван шла от обратного — ключевой задачей персонажей «Прощания» стала необходимость не совершать лишних движений и сохранить страшный диагноз бабушки в тайне. Вся их активность сводилась не к внешним поступкам, а к внутреннему усилию.
«Экспаты», в основе которых одноименный роман Дженис Ю. К. Ли 2016 года, тоже следуют от обратного. Вопреки своему названию, проект исследует эмиграцию не внешнюю, а внутреннюю. Буквально экспат — это человек, проживающий в другой стране, не имея ее гражданства. Но в сериале экспатриация рассматривается не просто как релокация, а как побег от себя при трагических обстоятельствах.
Если сравнивать проекты Лулу Ван, то фильм «Прощание» был историей о том, как скрыть надвигающуюся угрозу, а сериал «Экспаты» размышляет о том, как продолжить жить, когда все самое страшное уже случилось. В обоих проектах особенно ощущается твердая женская рука — не только в кадре, но и за ним. Писательница Дженис Ю. К. Ли и адаптировавшая ее текст для малых экраном Лулу Ван сразу решаются на откровенный разговор, не заигрывая с аудиторией и не пытаясь ей понравиться. В кадре героини то и дело делятся друг с другом откровенными признаниями, которые до сих пор для женщин в обществе считаются непозволительными.
Маргарет, например, честно рассказывает, что когда забеременела в третий раз, не хотела еще одного ребенка и не была к нему морально готова. Но сохранила и беременность, и эту тайну — поделиться своими чувствами она не решилась даже с мужем. А когда ребенок появился на свет, ее первым словом к нему было «прости».
Хилари, которая разрывается между карьерой и семьей, втайне от мужа начинает пить противозачаточные, хотя они оба мечтают о ребенке. Но их брак уже висит на волоске, и решиться родить ребенка на фоне семейного разлада — не лучшая идея. Слишком велик шанс, что она останется одна в чужой стране с малышом на руках и свидетельством о разводе, на который ей все чаще намекает такой же несчастный муж.
А Мерси делится воспоминаниями о болезненных отношениях с родителями, с которыми она прекратила общаться и ничуть не жалеет. Без них ей живется легче, а дышится свободней. Подобные откровения, звучащие в моменты особой близости или во время обычного ужина в ресторане, можно услышать с экрана все еще катастрофически редко.
«Экспаты» приглашают зрителя на не самый приятный, но важный разговор. Это сложный и местами мучительный проект, в котором много боли и рефлексии о ней. Но в этой обезоруживающей честности есть и свой целебный эффект — она разрешает женщине быть неидеальной, не осуждая ее.