К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ушла за мамонтом: как антропологи доказывают, что женщины прошлого тоже охотились

Иллюстрация DR
Иллюстрация DR
«Сильные и выносливые мужчины охотились на мамонтов, женщины ждали в пещере или занимались собирательством» — примерно так многие представляют себе жизнь доисторических людей. Современные исследования показывают, что эти представления часто ошибочны. Разбираемся, как ученые опровергают гендерные стереотипы о каменном веке и современности

В 1966 году антропологи Ричард Б. Ли и Ирвен ДеВор провели в Чикагском университете конференцию «Человек-охотник» (Man the Hunter). Антропологи, историки и ученые из разных научных сфер съехались обсудить примитивные общества охотников и собирателей. Изучение таких обществ помогает понять, каким было прошлое нашего вида. Основная идея конференции сводилась к тому, что, раз именно охота позволила человеку существовать, то построить любую теорию общества будет невозможно без понимания, как именно жили и эволюционировали охотники: кем они были, как и на кого охотились. В 1968 году издательство Aldine Transaction опубликовало книгу «Человек-охотник», под обложкой которой собрало доклады с конференции. В ней окончательно оформилась одна из самых влиятельных и известных идей антропологии. Кратко ее называют «мужчина — охотник, женщина — собирательница». В упрощенном виде она предлагает нам следующую картину прошлого: пока мужчины рисковали жизнью и храбро шли на мамонтов, женщины сидели с детьми в пещерах. В книге, например, сказано: «Жизнь человека как охотника предоставила все основные ингредиенты для достижения цивилизации: генетическую изменчивость, изобретательность, системы речевой коммуникации, координацию социальной жизни». 

Слово «мужчина» в названии конференции, книги и концепции Man the Hunter вообще-то используется как гендерно-нейтральный термин, подобный термину «человечество». Однако редко интерпретируется или подразумевается именно так. Довольно быстро сложилась несколько искаженная картина. Получилось, что «мужские» виды деятельности способствуют развитию человечества, добавляя в рацион пищу, богатую питательными веществами, а женский труд эволюционно неважен. 

Сборник статей «Женщина-собиратель» под редакцией Дальберг, изданный в 1981 году, был феминистским ответом на концепцию о мужчинах-охотниках. Исследователи в ней предложили считать, что работа женщин не менее важна и что мужчины и женщины сотрудничали для создания уникальной социальной организации нашего вида. Однако обсуждение к тому времени уже вышло за пределы академических залов и укрепилось в обществе стереотипной установкой «мужчина — охотник, женщина — собирательница». Современные исследования из многих областей оспаривают ее.

 

В первую очередь под сомнение эту парадигму ставят археологические исследования. С развитием более точных методов анализа данных (палеогенетики, исследующей древние ДНК, и палеопротеомики, изучающей древние белки) ученые стали точнее определять пол древних людей. Довольно скоро появились доказательства, что женщины охотились (и воевали) на протяжении всей истории Homo sapiens.  

Скелет с оружием

Например, в 2018 году в высокогорной зоне Анд Виламайя Паджа обнаружили захоронение, возраст которого оценивается в 9000 лет. В погребении находилась взрослая женщина, а также ее охотничий инвентарь — каменные метательные наконечники и инструменты для обработки животных. В 2020-м исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе провели метаанализ подобных захоронений в Америке. Из погребений позднего плейстоцена и раннего голоцена они идентифицировали 429 особей. От 30% до 50% охотников в популяции оказались женщинами. Причем речь идет об охоте на крупную добычу. 

 
Женщины-охотницы древней Америки в Андах на высокогорном участке Виламайя Паджа (Фото DR)

Наличие охотничьего инвентаря в захоронении, как правило, указывает, что похороненный был воином. Но в случае с женскими захоронениями ученые стабильно пытаются найти другие объяснения. Например, антрополог Бретерниц и его команда, работая с палеоиндийским захоронением Гордон-Крик, замечали: «Поскольку было установлено, что захоронение принадлежало женщине, включение наконечника трудно объяснить». И это при том, что основная охотничья технология того времени — метание копья — способствовала широкому участию всех членов племени, независимо от пола, в охоте на крупную дичь. 

Женщины, по-видимому, были и воинами. Уже в раннем Средневековье ходили рассказы о свирепых женщинах-викингах, сражавшихся бок о бок с мужчинами. Хотя воительницы постоянно встречаются в искусстве, их обычно считают только мифологическим явлением. В Северной Европе археологические свидетельства могил воинов довольно многочисленны. Одними из самых масштабных и изученных считаются захоронения в Бирке: известно более 3000 могил, из которых как минимум 1100 раскопаны. Могила Bj 581 выделяется полной комплектацией. Ее погребальный инвентарь включает меч, топор, копье, стрелы, боевой нож, два щита, а также останки двух лошадей. Кроме того, полный набор фигурок настольной игры вроде современных шахмат указывает на стремление развивать навык стратегического мышления. Человек, чьи останки хранила Bj 581, долгое время считался мужчиной только на основании набора погребального инвентаря. Генетический анализ показал, что это была женщина. Воительница из Бирки стала первой найденной женщиной-воином столь высокого ранга. 

Воительница из Бирки — женщина, захороненная в погребальной камере в Бирке (Фото DR)

Еще в 1993 году российские археологи работали с женскими погребениями, в которых обнаруживали наконечники стрел, дротиков и копий. Самой известной из разработанных ими гробниц обычно считается 2500-летнее захоронение четырех скифских женщин. Известно, что в этом обществе в целом женщины участвовали в войнах и охоте: треть женских захоронений содержит оружие. Всего известно свыше 100 скифских захоронений вооруженных женщин — с копьями, дротиками, колчанами стрел, мечами. Конечно, это не все, данные о воительницах обновляются и актуализируются каждый год. Поиском информации о них занимаются не только археологи.

 

В 2023 году команда исследователей из Тихоокеанского университета Сиэтла проанализировала этнографическую литературу обществ охотников-собирателей, чтобы оценить, упоминается ли там участие в охоте женщин. Для работы использовалась база данных D-PLACE: она содержит полную информацию о более чем 1400 человеческих обществах. Из общего массива Андерсон и коллеги выбрали 391 общество собирателей со всего мира. У 63 из них оказались зафиксированы данные об охоте. 

В это число входили 19 различных сообществ из Северной Америки, шесть из Южной Америки, 12 из Африки, 15 из Австралии, пять из Азии и шесть из Океании. Документы 50 групп из 63 (79%) содержали упоминания об участии в охоте женщин. У 36 обществ такая охота была преднамеренной, у пяти — оппортунистической (женщина могла случайно заметить мелкого хищника и воспользоваться удобным моментом). В обществах, где охота считалась наиболее важным видом существования, женщины активно участвовали в ней.

Из 50 обществ, имевших подтвержденные данные об охоте женщин, 45 располагали также данными о размерах дичи. В 21 сообществе охотились на мелкую дичь, в семи — на среднюю дичь, в 15 — на крупную дичь и в двух — на дичь всех размеров. Данные 18 обществ содержали информацию об охоте женщин с собаками и даже детьми.

Сильные и выносливые

Сторонники теории «мужчина — охотник, женщина — собирательница» нередко указывают, что женщины физически не способны принимать участие в долгих и трудных охотах прошлого. Биологические антропологи из Делавэрского университета считают, что это не так.

С точки зрения физиологии действительно существуют различия между женщинами и мужчинами. В целом, женщины метаболически лучше подходят для нагрузок, требующих выносливости, тогда как мужчины скорее преуспевают в коротких упражнениях вроде «взрывной нагрузки». Условно нас можно разделить на марафонцев (женщин) и пауэрлифтеров (мужчин). Большая часть этой разницы, по-видимому, обусловлена действием гормонов. Все человеческие тела, независимо от пола, нуждаются в гормонах эстрогене и тестостероне. В среднем у женщин больше эстрогена, а у мужчин — тестостерона. Когда дело доходит до спортивных успехов, часто вся заслуга приписывается тестостерону. Но с эволюционной точки зрения важно другое. Рецептор эстрогена — белок, с которым эстроген связывается, чтобы выполнять свою работу, — очень древний. Исследователи из Чикагского университета подсчитали, что ему от 1,2 млн до 600 млн лет — примерно вдвое больше, чем рецептору тестостерона. Эстроген влияет на мелкую моторику и память, усиливает рост и развитие нейронов, улучшает жировой обмен. Более высокие концентрации эстрогена у женщин дают им преимущество в выносливости. В древней охоте, где с добычей не вступали в схватку, но подолгу выслеживали и загоняли, выносливость должна была много значить. 

 

Антропологи также изучают повреждения скелетов наших предков, чтобы понять их поведение. Неандертальцы — наиболее изученные вымершие представители человеческого семейства. Неандертальские женщины и мужчины не различаются по характеру травм, а также не демонстрируют половых различий в патологии от повторяющихся действий. Их скелеты показывают одинаковые закономерности износа. Это открытие позволяет предположить, что они занимались одним и тем же: от охоты из засады на крупных диких животных до обработки шкур для производства кожи. Такая картина не вызывает удивления, если представить себе жизнь небольшой группы. Каждый должен был вносить свой вклад в выполнение задач, необходимых для выживания, — главным образом, в производство еды и жилья, в воспитание детей. 

Младенца в слинг — и на охоту

Археологи-феминистки неоднократно выступали против теории о мужчине-охотнике, и эта критика шла преимущественно по двум направлениям. Во-первых, они много говорили о том, что «женские» виды деятельности, в том числе воспитание детей, приготовление пищи, производство одежды и т. д., так же важны для определения того, что значит быть человеком, как и охота.

Другой подход подвергает критике саму идею, будто деятельность в прошлом могла быть «женской» и «мужской» — по крайней мере, в том смысле, в каком мы понимаем эти термины сейчас. Кроме того, сторонники концепции о мужчинах-охотниках как двигателе эволюции фетишизируют охоту и мясоедение как определяющие черты нашего развития. Добычу и потребление мяса часто называют основополагающим поведением Homo. Тем временем в известных палеолитических памятниках существует географический перекос: те, кто живет ближе к экватору (и, соответственно, потребляет гораздо больше растительной и углеводной пищи), часто просто не включены в выборку. 

Интересно, что культуры, в которых мужчины и женщины вносят равную долю калорий в свои семьи (а это не только мясо, но и богатая белком, клетчаткой и углеводами растительная пища, которую можно добыть собирательством), как правило, более эгалитарны.

 

Акцент на мужчинах-охотниках также игнорирует многие группы, в которых, как известно, женщины участвуют в охоте. Например, женщины айнов Северо-Восточной Азии охотились на крупную дичь с помощью собак, женщины матсес из региона Амазонии охотятся вместе со своими мужьями, австралийские аборигены из племени марту обеспечивают свои племена мясом. Особенно интересен пример женщин из племени агта (аэта) на Филиппинах, которые проводят на охоте столько же времени, сколько мужчины. Они на собственном опыте опровергают мнение, что кормление грудью или менструация непременно мешают активному участию в любой деятельности. 

О том, как жили наши предки, нам предстоит узнать еще много. Но уже сейчас открытие останков женщин-воительниц и женщин-охотниц, а также повторная атрибуция ранее найденных останков позволяют пересмотреть стереотипную установку о том, что женщины испокон веков покорно ждали мужчин, ушедших «добывать мамонта».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+