К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Лучи», «химия», гормоны: как сегодня лечат рак груди

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Рак молочной железы — самый распространенный вид рака среди женщин. И если раньше этот диагноз подразумевал обязательное хирургическое вмешательство, то теперь в арсенале медиков есть и другие методы лечения. С разрешения издательства «Альпина Паблишер» Forbes Woman публикует отрывок из книги онколога Владимира Ивашкова «Все о груди»

Лучевая терапия 

Лучевая, или радиационная терапия, на медицинском сленге просто «лучи» — это метод лечения злокачественных опухолей с помощью ионизирующей радиации. Радиация повреждает ДНК клеток, и они перестают делиться. В отличие от химиотерапии, лучи воздействуют не на весь организм, а только на место локализации опухоли. Лучевая терапия, как правило, проводится через 3–4 недели после операции, чтобы уничтожить оставшиеся после удаления опухоли злокачественные клетки в молочной железе и подмышечных лимфоузлах. 

Процедура проходит в специальных онкологических центрах на больших аппаратах. Курс включает в себя от 15 до 25 сеансов по 15–30 минут. 

У многих пациентов лучевая терапия вызывает страшное сопротивление. «Не хочу облучаться», — это онкологи слышат едва ли не чаще всего. Но лучевая терапия — это крайне важный этап лечения, отказавшись от которого можно свести на нет все предыдущие усилия и в разы повысить вероятность рецидива. 

 

Несмотря на дурную репутацию, физически лучевая терапия переносится проще, чем химия. Но это один из самых травматичных для внешнего вида груди видов лечения. Ожог, изменение цвета кожи вплоть до коричневого, болезненность, припухлость, а также тяжесть в груди и общая усталость — лишь часть неприятных изменений. 

Поэтому, если после лечения рака у пациентки планируется реконструкция (восстановление) груди, важно делать ее после лучевой терапии. Объясню почему. 

 

Однажды под Новый год мне написала молодая женщина. Она просила принять ее как можно скорее, хоть завтра, потому что в груди у нее образовалась большая дыра. 

Выяснилось, что у девушки был рак молочной железы, лечить который она решила в Турции. Там ей предложили удалить грудь и сразу поставить имплант. Звучало очень заманчиво: после операции грудь должна была стать еще красивее, чем до болезни. Единственное, чего хирурги не учли, — что после мастэктомии девушка будет проходить курс лучевой терапии. В итоге красивый новый имплант вместе с тканями груди во время облучения просто сожгли, началась инфекция, рана становилась больше с каждым днем. Пациентка была в панике. Мне удалось убедить ее, что на данном этапе важно закончить лучевую терапию, а уж после первым рейсом лететь в Москву, где мы будем исправлять последствия. Сейчас пациентка в ремиссии, грудь мы «починили», но это было совсем не просто. 

Химиотерапия 

Это метод, при котором пациент получает комбинацию препаратов, уничтожающих или замедляющих рост быстро делящихся клеток. Увы, мишенями становятся не только злокачественные клетки, поэтому решение о химиотерапии должно быть очень взвешенным — она нужна не всем пациентам. Доктор принимает решение на основании следующих данных: 

 
  • тип опухоли; 
  • стадия болезни; 
  • размер опухоли; 
  • молекулярно-биологический подтип; 
  • количество пораженных лимфатических узлов и степень их поражения; 
  • риск распространения рака на другие органы. 

Как правило, химиотерапия назначается в комбинации с другими методами лечения. Ее задача — максимально уменьшить размер опухоли, а также воздействовать на метастазы, если они есть. 

В зависимости от типа опухоли «химия» может быть проведена до операции (неадъювантная) — чтобы уменьшить размер опухоли, или после операции (адъювантная) — чтобы добить оставшиеся злокачественные клетки. Иногда — и до, и после операции. 

Лечение происходит циклически, курсами. Чаще всего промежуток между «химиями» составляет 2–3 недели. Количество курсов зависит от большого набора факторов. 

Химиотерапия — крайне агрессивный метод лечения, поэтому переносится пациентами тяжелее всего. Утешает лишь то, что все эти неприятные симптомы временны. 

Снижение количества эритроцитов — красных кровяных телец. Это может привести к инфекции, кровотечениям, сильным слабости и усталости. 

 

Снижение количества лейкоцитов — клеток крови, образующихся в костном мозге и лимфатических узлах. При сокращении их числа резко сдает иммунитет со всеми вытекающими из этого осложнениями. 

Выпадение волос, бровей и ресниц. Отрастут. Возможно, вас порадует тот факт, что у многих женщин после химиотерапии волосы начинают виться, даже если до этого были абсолютно прямыми. 

Плохой аппетит, тошнота и рвота, диарея, язвы во рту и на губах. «Химия» влияет на клетки желудочно- кишечного тракта, провоцируя неприятные симптомы на разных его участках. Все эти симптомы корректируются: полоскание ротовой полости, щадящая пища, противорвотные препараты и другая симптоматическая терапия, которая назначается врачом. 

Покалывание и онемение. Препараты действуют также на нервные клетки. Иногда во время химиотерапии рекомендуют держать ноги и руки на пакетах со льдом. Это позволяет снизить доступ препаратов к конечностям, где расположено наибольшее количество нервных окончаний. 

 

Среди пациентов распространен миф, что, если на химиотерапии не тошнит, значит, она не работает. Это не так — просто не у всех препаратов есть такой побочный эффект. Можно только порадоваться, если пациент хорошо переносит лечение. А если плохо, очень важно не молчать и о любых неприятных симптомах сообщать лечащему врачу. Пациент не обязан страдать и терпеть! Лечение рака и так героизм, не нужно усложнять и без того непростой путь к ремиссии. В современном мире есть масса препаратов и способов, которые могут уменьшить неприятные симптомы химиотерапии. 

Холодовый шлем 

Потеря волос — еще один стресс-фактор лечения онкологии, на который женщины реагируют крайне тяжело. И тут на сцене появляются холодовые шлемы — специальные охлаждающие шапочки, которые пациенты надевают непосредственно в момент введения химии. Под воздействием холода деление клеток замедляется, и есть шанс, что волосы будут выпадать не так интенсивно или не все. На практике этот метод пока не очень эффективен и помогает не всем, но наука не стоит на месте. 

С одной из моих пациенток мы решили проблему выпадения волос максимально креативным способом. Мы все никак не могли начать лечение, потому что женщина категорически отказывалась принимать мысль, что уже через месяц станет лысой. Ей пришлось бы объяснять потерю волос на работе, а рассказывать коллегам о диагнозе она не хотела. Я нашел фирму, которая делает парики из натуральных волос. Они срезали волосы пациентки и из них же сделали ей парик. Выглядело настолько натурально, что никто не заподозрил подмены. Такой маленький нюанс, а в итоге — позитивный настрой пациентки, своевременно начатая химия и ремиссия 

 

Гормональная терапия 

Назначается, когда нужно прекратить контакт раковой клетки с женскими гормонами. Механизм подавления этой связи может быть разным. Есть препараты, которые блокируют рецепторы к эстрогену и прогестерону на поверхности клеток, и гормоны, циркулирующие в крови, не могут присоединиться к опухоли и дать ей сигнал к делению. 

Другие препараты, так называемые ингибиторы ароматазы, снижают количество половых гормонов в крови. Соответственно, опухолевую клетку больше нич то не может стимулировать. Дополнительно женщине могут медикаментозно «отключить» или удалить яичники, которые также производят гормоны, чтобы снизить их концентрацию в крови. 

Антигормональная терапия назначается минимум на 5 лет. Да, знаю, это очень долго. И многие женщины, несколько лет прожив в ремиссии, начинают колебаться: нужно ли вообще продолжать прием препаратов с таким-то количеством побочных эффектов: скованность в костях и суставах, приливы, снижение либидо, повышение риска тромбозов, гиперплазия эндометрия. НУЖНО! Ни в коем случае нельзя отменять терапию, если даже пациент чувствует себя хорошо. Дело в том, что злокачественные клетки могут спать в организме как раз около 5 лет после постановки диагноза. А еще они могут проснуться в любой момент. Если при этом в крови пациента будет достаточно гормонов, эффект будет как от искры в наполненной газом комнате. Согласитесь, играть в русскую рулетку, едва справившись с болезнью, как минимум безответственно. 

Таргетная терапия 

Из названия понятно, что речь идет о прицельном, точечном лечении — с английского target переводится как «цель, мишень». 

 

Таргетная терапия воздействует на конкретные рецепторы или особенность опухолевой клетки, заставляя ее погибнуть или стать менее агрессивной. Такое лечение не контактирует со здоровыми клетками и, соответственно, переносится пациентами легче, без выраженных побочных эффектов, как в случае «химии». 

Звучит отлично ! Почему бы тогда не давать такие препараты всем пациентам с онкологией? Проблема в том, что только опухолей молочной железы — десятки. И чтобы создать для них прицельные лекарства, нужно сначала найти эти специфические мишени, потом понять, за что именно в канцерогенезе они отвечают, а затем из миллиардов вариантов найти верный способвоздействовать на данную конкретную мишень. Далее нужно создать лекарство, которое будет поражать только мишени, не оказывая никакого губительного эффекта на организм человека. 

Пока идет вся эта работа, параллельно нужно также создать диагностический тест, чтобы из толпы пациентов с онкологией груди выявить тех, у кого такая мишень есть. Все это означает десятилетия кропотливой работы тысяч ученых и стоит миллиарды долларов. 

Я убежден, что медицина когда-нибудь придет к тому, что для каждой опухоли будет свое таргетное лечение. Пока у нас есть всего несколько таких препаратов, и это уже огромная удача. 

 

Иммунотерапия 

Препараты из кластера иммунотерапии могут дать организму пациента суперсилу бороться со злокачественными клетками самостоятельно. Этот вид терапии изучается прежде всего для тройного негативного рака молочной железы. Как вы помните, при таком подтипе на клетках опухоли нет ни рецепторов к гормонам, ни известных сегодня науке белков, на которые можно было бы воздействовать. 

Суть метода заключается в том, что иммунотерапия «ломает» механизм, благодаря которому злокачественная клетка становится невидимой для иммунитета. Как только опухоль снова появляется на радаре защитника нашего организма, он направляет все свои силы на уничтожение чужаков. Пока для онкологии груди иммунотерапия является методом самого последнего выбора, но ученые активно работают над тем, чтобы найти новые подходы к лечению.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+