«Что происходит потом»: каким получился первый ромком, где Мег Райан стала режиссером
Аккурат к началу рождественского сезона двое бывших возлюбленных Уильям (Дэвид Духовны) и Вильгельмина (Мег Райан) случайно сталкиваются в аэропорту. Из-за сложных погодных условий сразу несколько рейсов оказались отложены на неопределенный срок, главные герои вынуждены коротать время в компании друг друга. После обмена дежурными любезностями Уильям и Вильгельмина ожидаемо начинают вспоминать общее прошлое, припоминая друг другу старые обиды. По ходу дела выясняется, что спустя 25 лет после расставания некоторые спорные моменты их отношений утратили свое значение, а другие внезапно обернулись вопиющим недоразумением. В конце концов главные герои понимают, что их расставание, возможно, и вовсе было досадной ошибкой, а жизнь могла сложиться совсем по-другому.
С начала 2020-х годов американские стриминги наводнили так называемые новые ромкомы — современные истории любви, переосмысляющие жанр, который долгое время продвигал в массы весьма архаичные представления об отношениях между взрослыми людьми. С приходом новой этики и популяризацией психологии снимать мелодрамы о красивой, но абсолютно нереалистичной любви в Голливуде не только стало неактуально, но и буквально превратилось в признак дурного тона. Основная проблема жанра заключалась в том, что большинству героев романтических комедий прошлого века — будь то «Свадьба лучшего друга» с Джулией Робертс и Рупертом Эвереттом или «Это все она» с Фредди Принцем —младшим и Рэйчел Ли Кук — не хватало элементарной сознательности и стремления учиться на собственных ошибках. Кроме того, ряд популярных мелодрам тех лет, например «Развод по-американски» Пейтона Рида, и вовсе оправдывает использование абьюзивных паттернов в отношениях между романтическими партнерами, что абсолютно неприемлемо в наше время.
Впрочем, на сотни аляповатых и карикатурных ромкомов 1990-х всегда приходилась пара по-настоящему достойных фильмов, таких как «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера или «Когда Гарри встретил Салли» Роба Райнера. Они не уделяли особого внимания сюжету, но фиксировались на динамике отношений между героями, раскрывая их психологическую подоплеку. Эти успешно прошедшие проверку временем ромкомы в итоге и стали вдохновением для второй режиссерской работы Мег Райан «Что происходит потом».
Примечательно, что романтический жанр сыграл особую роль в карьере самой Райан, которая прославилась благодаря ролям смешливых и страстных женщин в фильмах «Неспящие в Сиэтле», «Вам письмо», «Город ангелов», «Когда мужчина любит…». Таким образом, «Что происходит потом» стал для Райан не только долгожданным возвращением к любимому жанру, но и возможностью переосмыслить собственное актерское амплуа, которое сделало ее не только звездой, но и в каком-то смысле заложницей формата.
Как и культовый «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера, «Что происходит потом» во многом напоминает пьесу: главные герои блуждают по многочисленным локациям полупустого аэропорта, обсуждая буквально все на свете — мемы, зумеров, тренд на духовность, в конечном итоге — собственные неудавшиеся отношения. Уильям и Вильгельмина устраивают импровизированный сеанс психотерапии, приглашая зрителей стать молчаливыми наблюдателями. При этом действие «Что происходит потом» никогда не выходит за пределы аэропорта, а сами «бывшие» не покидают общество друг друга.
Героями классических ромкомов обычно становятся молодые, не испорченные жизненным опытом люди, находящиеся на пороге взросления. В противовес устоявшейся традиции Уильям и Вильгельмина из «Что происходит потом» — персонажи «в возрасте», рефлексирующие на тему прошлых ошибок. Мелодрамы часто показывают нам счастливое зарождение отношений, но никогда не задумывается о том, что происходит после сакраментального «и жили они долго и счастливо». В своем новом фильме Райан пытается раскрыть зрителю неприглядную правду о романтических отношениях, которые никогда не бывают стабильны, а в большинстве случаев и вовсе разрушаются под натиском страхов и скрытых комплексов партнеров. Случайная встреча Уильяма и Вильгельмины в аэропорту дает им уникальный шанс пройти путь от взаимного недоверия до истинной близости еще раз, однако получается у них далеко не сразу.
Несмотря на достаточно неизбитую для ромкома тему исправления прошлых ошибок, «Что происходит потом» серьезно буксует на поворотах, когда дело касается развития персонажей. В череде многочисленных диалогов обо всем и ни о чем Уильям и Вильгельмина едва ли кардинально меняются — возможно, потому что им уже далеко за 60. Именно закостенелость персонажей мешает сюжету двигаться вперед. В какой-то момент стенания бывших любовников начинают утомлять. Вероятно, по этой причине с точки зрения драматургии удобнее, чтобы главными героями ромкомов становились именно молодые люди — куда более гибкие и открытые, имеющие впереди жизненную перспективу. В случае с картиной Мег Райан психотерапевтическое погружение вглубь себя как трюк не сработало — главные герои не захотели разглядеть там что-то новое.