К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ведьма или чья-нибудь мама: почему актрис старше 40 лет ждет забвение в Голливуде

Кадр из фильма «Малефисента»
Кадр из фильма «Малефисента»
Современная киноиндустрия уделяет все больше внимания репрезентации разных социальных групп и соблюдению гендерного баланса как за кадром, так и перед камерой. Однако это никак не помогает решить проблему дискриминации актрис по возрасту. Forbes Woman рассказывает, как эйджизм по отношению к женщинам укоренился в кино и почему от него страдают даже такие мировые звезды, как Анджелина Джоли и Николь Кидман

«Мечты действительно сбываются. И, дамы, никогда не позволяйте другим говорить, что ваши лучшие годы уже позади», — сказала 60-летняя Мишель Йео, победительница в категории «Лучшая актриса» на 95-й церемонии вручения премии «Оскар». Это был первый «Оскар» не только для самой Йео, но и для актрис азиатского происхождения за всю историю награды. 

Наградной сезон 2022/2023 в Голливуде был довольно удачным для актрис старшего возраста. Помимо Йео, «Оскар» получила ее партнерша по фильму «Все везде и сразу» 64-летняя Джейми Ли Кертис, номинированная на премию американской киноакадемии впервые. Среди номинанток была 63-летняя Анджела Бассетт, на которую «Оскар» обратил внимание спустя 30 лет после того, как она была впервые номинирована за фильм «На что способна любовь». И 53-летняя Кейт Бланшетт, номинированная за фильм «Тар». На телевидении картина складывалась тоже удачно — 61-летняя Дженнифер Кулидж получила «Эмми» за роль во втором сезоне сериала «Белый лотос», а 66-летняя Шерил Ли Ральф — за работу в сериале «Начальная школа «Эббот». 

Но этот наградной сезон является скорее исключением из правил, чем наметившимся трендом: исследования показывают, что киноиндустрия была и остается невероятно дискриминационной по отношению к женщинам старше 40 лет.

 
Дженнифер Кулидж (Фото Kevin Mazur·Getty Images)

Все роли 20-летним

Согласно исследованию Анненбергской инициативы по инклюзии Университета Южной Калифорнии, в 2022 году женщины присутствовали в ролях первого плана в 44 фильмах, но только в 10 из них возраст актрис превышал 45 лет (в то же время для мужчин этот показатель составил 35 из 44 соответственно). В 2021 году таких проектов оказалось семь из 41, что в любом случае лучше, чем показатели 2007 года, когда из 22 картин роль для женщины старше 45 лет нашлась только в одной. При этом средний возраст оскаровского лауреата в случае с женщинами составляет 39 лет, у мужчин — 47. 

Актрисы страдают не только от недостатка ролей, но и из-за постепенно понижающейся зарплаты. Например, еще одно исследование показало, что чем старше становится актриса, тем меньше она зарабатывает по сравнению с ее коллегами-мужчинами. Самого высокого карьерного потенциала женщины достигают в среднем в 34 года, после чего их гонорары начинают уменьшаться, а мужчины — в 51 год, и потом их гонорары не меняются. 

 

Эти тенденции — не продукт нового времени, а глубоко укоренившаяся гендерная и возрастная дискриминация. Согласно анализу американских фильмов с 1920-го по 2011 год, актрисам легче всего получить главную роль в возрасте 20 лет. Затем их шансы на это начинают постепенно уменьшаться. Актрисы от 20 до 29 лет получают 80% ролей, от 30 лет — только 40%, а после 40 — только 20%. При этом мужчинам за 40 достается около 50% главных ролей.

Мишель Йео (Фото AP·TASS)

«[Эйджизм] в Голливуде возмутителен. Это просто смешно. И так было всегда. Мы все наблюдали за Джеймсом Бондом и тем, как он становится все более гериатрическим, а его подружки — все моложе и моложе. Это так раздражает», — говорила актриса Хеллен Миррен. 

На телевидении и стримингах ситуация складывается не лучше. Да, мы все можем вспомнить такие замечательные сериалы, как «Грейс и Фрэнки» с Джейн Фондой и Лили Томлин на Netflix, «Звездный путь: Дискавери» с Мишель Йео на Paramount+, «Медленные лошади» на Apple TV+ с Кристин Скотт Томас в роли жесткого и расчетливого замдиректора британской разведки Дианы Тавернер или захватывающий триллер с Кейт Уинслет «Мейр из Исттауна». Однако грустная статистика свидетельствует о том, что женщины за 40 получают около 15% ролей на ТВ, а актрисы старше 60 лет — всего 3%.

 

Конечно, везде есть исключения, и на ум сразу приходит великая рекордсменка, 74-летняя 21-кратная номинантка на премию «Оскар» Мэрил Стрип, или 66-летняя Фрэнсис Макдорманд, в 2020 году получившая свой третий «Оскар» за фильм «Земля кочевников». Их примеры вдохновляют, но в то же время показывают, что пробиться наверх и находить достойные роли после 60 лет могут единицы. Даже Мэрил Стрип столкнулась с «проклятием 40 лет». Актриса вспоминает, что чем ближе к 40-летию, тем больше ей казалось, что каждая новая роль будет для нее последней. При этом когда актрисе исполнилось 40, ей предложили роль ведьмы три раза за год. 

Как хлестко сказала актриса и продюсер Голди Хоун: «У женщин существует только три возраста: Детка, Окружной прокурор и «Шофер Мисс Дэйзи» (речь о фильме, главная героиня которого — 72-летняя учительница в исполнении Джессики Тэнди). И даже если вспомнить об оскаровском триумфе Мишель Йео, то она получила роль в фильме «Все везде и сразу» только потому, что от нее отказался Джеки Чан.

Молодая Миссис Робинсон

Когда смотришь фильм «Сабрина» 1954 года о любви дочери шофера и богатого плейбоя, бросается в глаза разница в возрасте между двумя главными персонажами в исполнении 25-летней Одри Хепберн и 54-летнего Хамфри Богарта. В фильме эта разница никак не обыгрывается и воспринимается как естественное положение вещей. Через 13 лет на экраны американских кинотеатров вышла картина Майка Николса «Выпускник» о любовной связи 21-летнего студента в исполнении Дастина Хоффмана и ровеснице его родителей миссис Робинсон в исполнении Энн Бэнкрофт. Их связь в фильме обыгрывается как нечто необычное и запретное. При этом разница между Хоффманом — невинным студентом и соблазнительницей Бэнкрофт в реальной жизни составляла всего семь лет. Ему было 29, а ей 36. 

В современном Голливуде ничего не изменилось — разница в возрасте у экранных пар все также огромна. В «Красотке» Джулии Робертс было 22, а Ричарду Гиру 50. Но возьмем пример посвежее. Так, 28-летней Оливии Уайлд отказали в роли жены 39-летнего Леонардо ДиКаприо в «Волке с Уолл-Стрит», потому что она была «слишком старой». Вместо нее в фильм взяли 22-летнюю Марго Робби. В 2015 году 24-летняя Робби сыграла на пару с 44-летним Уиллом Смитом в фильме «Фокус». Чем моложе и «свежее» актриса, тем больше интереса к ней. Женщинам «в возрасте» уготованы роли матерей, бабушек и ведьм. И с этим сталкиваются не какие-то гипотетические актрисы, а мировые знаменитости. Анджелина Джоли, Риз Уизерспун, Николь Кидман, Скарлетт Йоханссон, Энн Хэтэуэй — все столкнулись с недостатком ролей, как только переступили порог 40-летия. 

И дело не только в том, что в кино не хватает женских персонажей старшего возраста. Кастинг-директоры отдают роли таких женщин 20-летним актрисам. Из-за этого на экране формируется неадекватный образ женской зрелости. Один из самых ярких примеров — карьера Дженнифер Лоуренс. В фильме «Мой парень — псих» 22-летняя актриса играет 39-летнюю вдову, в 23 года в «Афере по-американски» актриса играла женщину среднего возраста, а в «Джой» 25-летняя Лоуренс исполнила роль женщины за сорок. Еще один забавный пример — «Александр» Оливера Стоуна, где 29-летняя Анджелина Джоли каким-то образом оказалась матерью 28-летнего Колина Фаррелла. В «Манке» Дэвида Финчера 62-летний Гэри Олдман и 33-летняя Таппенс Миддлтон играют мужа и жену, которым в реальной жизни было по 43 года.

 
Дженнифер Лоуренс (Фото AP·TASS)

Подобная политика студий приводит к давлению на женщин как на экране, так и перед ним. В Голливуде царит культ вечной молодости, когда актрисы должны выглядеть всегда на 20 лет, а не согласно своему возрасту. Это порождает паранойю, многомиллионные траты в косметических салонах и помешанность на собственной внешности. «Для мужчин нормально становиться старше, потому что они обретают власть и становятся желаннее. Для женщин все зависит от их внешности. Мужчины — визуалы, они хотят молодых женщин, так что для нас все превращается в попытку оставаться вечно молодой», — заявила актриса Джейн Фонда. 

Больше женщин за камерой

«Я хочу поблагодарить вас всех за роли, которые вы исполняли на протяжении вашей карьеры, и сказать, как прекрасно, что мы можем продолжать наши карьеры после 40 лет», — сказала Николь Кидман на церемонии вручения наград Гильдии актеров, принимая приз за роль в сериале «Большая маленькая ложь». В шоу 50-летняя Кидман сыграла жену 41-летнего Александра Скарсгарда. В 2022 году в фильме «Варяг» Роберта Эггерса 55-летняя актриса уже сыграла мать Скарсгарда. В чем разница между этими двумя проектами?

«Большая маленькая ложь» была спродюсирована самой Кидман и ее коллегой по сериалу Риз Уизерспун, которая основала свою продюсерскую компанию Hello Sunshine. Столкнувшись с «кризисом 40 лет», некоторые актрисы нашли выход в том, что основали собственные компании, чтобы продюсировать проекты, которые им интересны, или стали режиссерами.

Риз Уизерспун и Николь Кидман (Zuma·TASS)

У индустрии очень простое оправдание институционального эйджизма: зритель не привык видеть «возрастных» актрис на экране, да и истории героинь за 60 не смогут никого заинтересовать. Однако многие эксперты считают, что проблема в гендерном дисбалансе в профессиях режиссеров, сценаристов и продюсеров. Несмотря на громкие слова о гендерном паритете в киноиндустрии, за последние 10 лет он так и не был достигнут, и на решающих позициях все равно находятся мужчины. Так, в 2022 году женщины составили 24% режиссеров, сценаристов, продюсеров, монтажеров и операторов в топе 250 самых кассовых фильмов года. В 2023-м единственным фильмом, снятым женщиной, в десятке самых кассовых проектов оказалась «Барби» Греты Гервиг. 43-летнему Райану Гослингу в роли Кена до выхода фильма изрядно досталось за его возраст. Однако, даже несмотря на этот эйджизм по отношению к актеру, сложно представить на месте 33-летней Марго Робби 43-летнюю Барби. Впрочем, как и 40-летнюю Барби в принципе. Даже в толерантном Барбилэнде, где можно найти Барби в инвалидной коляске или Барби-президента, нет места для куклы старше 40 лет.

 

Борьба с дискриминацией отчасти находится в руках самих женщин. Например, в 2015 году Кайл Стоукс, Элизабет Кайден и Нитца Уилтон основали Писательскую лабораторию, в которую принимают женщин-сценаристов старше 40. В то же время статистика свидетельствует о том, что за 2020 год число пользователей девайсов, подключенных к интернету в прайм-тайм, среди женщин 50–64 лет выросло на 41%, а среди женщин 65 лет и старше — на 51%. Это может подтолкнуть стриминги и потенциальных рекламодателей обратить внимание на аудиторию старшего возраста и начать подстраиваться под ее вкусы. Однако не стоит полагаться исключительно на волю рынка или ждать, когда у Голливуда проснется совесть. Гендерный эйджизм в кино — одна из острых проблем, которую принято не замечать, и первый шаг в ее решении — сделать ее не просто заметной, но неприемлемой в глазах большинства. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+