Девки не сидели в теремах: какой была интимная жизнь на Руси
Книга «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» в 2023 году. Ее авторы, этнограф Надежда Адамович и журналист Наталья Серегина, провели совместное исследование, посвященное личной и интимной жизни на Руси. И хотя основная часть их работы описывает быт и нравы в допетровскую эпоху, зачастую авторы упоминают XIX и XX век, чтобы продемонстрировать, как прошлое влияет на нас сегодня.
— Была ли интимная жизнь на Руси не только «ради продления рода», и если да, то откуда вам это стало известно?
— Очень большой пласт сведений об интимной жизни на Руси сохранили церковные источники, в частности епитимийники (епитимья или епитимия — вид церковного наказания для мирян. — Forbes Woman). В них было расписано, как и о чем священник должен спрашивать паству, чтобы выяснить, грешили люди или нет, и как именно наказывать, если грешили. Поэтому на исповедях священники задавали вопросы женщинам в таких деталях, от которых мы и сегодня бы сквозь землю провалились. Практически «русская Камасутра», понимаете? Индийская отдыхает.
Например, прихожанка говорит: «Грешна, батюшка». Тогда священник выясняет конкретный грех и назначает наказание, за него полагающееся: тайное — молитву, милостыню, или публичное — приходить в церковь и стоять, а мимо тебя проходят односельчане и понимают, что ты серьезно провинилась. Такого наказания не избежал даже Иван Грозный — за четвертый брак решением Собора 1575 года на него наложили епитимию. Царю предписывалось поститься, молиться и «плакать коленопреклоненно до конца жизни».
А, собственно, почему священники так активно боролись с грехом? Потому что на Руси была кипучая интимная жизнь.
— Но как же представление о том, что на Руси все было чинно, мирно, благородно, а девушки сидели в теремах?
— Данное представление сложилось примерно в XIX веке, когда историки, скажем так, натянули на всю Россию «домостроевскую» картину. «Домострой» и «домостроевские традиции» сложились под влиянием византийских поучений (а написал его русский протопоп Сильвестр). Это был свод правил, который в дальнейшем представители элит пытались на себя примерить. Тогда Москва активно строила «Третий Рим» (концепция, утверждающая, что Московское княжество является преемником Римской империи и Византии. — Forbes Woman). А знатные люди на Руси старались подражать знати Византии, так же, как много столетий спустя говорили на французском и одевались по французской моде. Поэтому боярышни, может, в теремах и сидели, но остальные ходили в баню друг с другом. Это сейчас все включили телевизор и услышали, как надо жить. А тогда — в деревнях и селах веками ничего не менялось. Ну, ходит сельский священник, ругается. Такая у него работа. Кстати, за совместные походы в баню епитимийники, как ни странно, не ругали.
— С другой стороны, про ночь Ивана Купалы многие в курсе: молодые люди через костер прыгали, а потом уединялись. Это ваше исследование подтверждает?
— Нестору Летописцу мы благодарны за ту картинку, которая вошла в живопись, потом в фильмы, можно сказать, проникла в самую плоть нашей культуры. Он писал в «Повести временных лет» о том, как собирались на поляне вятичи, северяне, радимичи и творили всякие непотребства в праздники, в том числе на Ивана Купалу. Нестор Летописец, как мы с вами понимаем, это православный монах. И пишет он, в том числе, чтобы показать, как плохо жили до принятия христианства.
При Иване Грозном был такой документ «Стоглав» — это сборник решений Стоглавого собора 1551 года, касавшихся в том числе и нравственности. Вот цитата: «сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление». Несмотря на принятие христианства, языческие праздники продолжали отмечать, как и в старину. Хотя это уже были не такие далекие от нас времена.
— То есть было все: интим во всех его проявлениях?
— Были, например, «гаски» — это интимные игры. Тосканец, служивший при дворе Карла V, описывает, как в XVI веке в Московии стал свидетелем обычая: сначала пляски, потом тушат лучину, каждый мужчина хватает ближайшую от него женщину, совершается половой акт. Потом лучину зажигают, и вечеринка продолжается. Очень напоминает «гаски» описание местного «обычая» в Пошехонском уезде Ярославской губернии в XVIII–XIX веках.
— В книге приведено изображение полового акта, найденное в Киеве. Это штукатурка на вратах XI века. Но других изображений нет, это не было распространено?
— Изображений мало. Не цвела у нас эта традиция. Вместо порнографии у нас было то, что иностранные путешественники описывают как срамословие. Когда словами описывали то, что могло возбудить. Мат стал восприниматься как ругательство уже под сильным воздействием христианства. Но я должна отметить: ранее древние заклинания ругательствами не были.
— Можно ли сказать, что сам русский мат — это наиболее точное свидетельство того, что интимная жизнь бурлила?
— Да, конечно. Но русский мат — это не просто про мужские и женские половые органы. Это про рождение, сотворение новой жизни, мира. У мата была глубокая обережная, сакральная суть, которую мы сегодня почти потеряли.
Изображение женских половых органов до сих пор встречается в обережной практике в деревнях. Чтобы защититься от черной силы, от зла, от колдовства, нужно послать именно в женский половой орган. Сам половой акт грязным и запретным стал уже под воздействием Византии. Для славян в нем нет ничего табуированного, скорее наоборот.
А срамные свадебные песни в деревнях фиксируют в этнографической практике вплоть до нашего времени. Их исполняют на свадьбах как пожелание молодым, и никто никогда не воспринимал (и не воспринимает) их как что-то стыдное или негативное.
— У женщин лично свободных сословий была возможность выбирать, как именно строить свою личную жизнь?
— Совсем недавно, в XIX веке, в Архангельской губернии девушки приплывали на ярмарки невест на плотах и лодках, вытаскивали их на землю и стояли в них. А вокруг ходили парни и выясняли, какое у кого приданое, руковита или нет. Ярмарка была поводом покрасоваться в нарядах, привлечь внимание. Сходив на нее, девушка повышала свой статус. Такие смотрины были у славян, похоже, с глубокой древности.
Другой способ устроить свою личную жизнь — умыкание невест. Умыкали их на языческие праздники, которые назывались «русалии». Как правило, происходило это по взаимному желанию. То есть понравился парень девушке, они договариваются заранее, и в один из праздников убегают вместе.
А было так называемое женское сватовство. Представляете? Женщина сваталась, выбирала себе жениха. Этот тип заключения брака был широко распространен в Рязанской губернии. Родственники невесты приходят в дом парня и предлагают ему жениться. В ряде сел Шиловского района Рязанской области экспедицией этнокультурного центра «Заряна» записан и такой вариант женского сватовства: девушка может забежать в дом к приглянувшемуся жениху и сесть на дежу (это такая кадка, в которой тесто месили). После этого он обязан жениться.
Картину жизни свободных женщин нам демонстрируют новгородские берестяные грамоты, в одной из них женщина пишет своему возлюбленному: «Я посылала к тебе трижды... Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо». А он взял эту записку, порвал и выбросил.
В общем, женщины на Руси были намного более свободны, чем может показаться. Они имели право владеть имуществом, торговать, работать и зарабатывать. Кстати, свахи очень неплохо зарабатывали. Мы видим, опять же, в берестяных грамотах, что они давали деньги в долг. Порой они были более состоятельны, чем их мужья, и давали мужьям наказы.
— Каким было отношение к женской невинности?
— Остались потрясающие заметки этнографа Ольги Семеновой-Тян-Шанской, жившей в XIX веке. Она описала крестьянский быт в Рязанской губернии. По ее свидетельствам, редко какая девушка до свадьбы сохраняла невинность. Хотя это уже не Русь, это XIX век.
Молодежь собирается на вечерках, играет в весьма вольные игры, после расходится по парам, и чем занимается — всем известно. И это не порицается. По сохранившимся данным, это происходило в некоторых селениях Пинежского уезда Архангельской губернии и встречалось в Пермской губернии.
В других губерниях невесту, не сохранившую невинность до свадьбы, могли заставить голой обежать всю деревню. Вот такой высший позор. Существует историческая информация, что свахи советовали петуха убить, а кровь на простынь брызнуть, если вдруг что не так. Но если это знатная семья, боярская, то боже упаси. Они своих дочерей берегли.
— Была ли на Руси распространена идея романтической любви?
— «Любовь с большой буквы» — это прежде всего любовь к Богу. А те представления о романтической любви, которые мы подразумеваем, сформировались в Средние века в Европе: мужчина стоит перед женщиной на коленях, поет ей серенаду и называет дамой сердца. Дамы — обязательно замужние. И поэтому с ними — только стихи. Сами рыцари жениться не могут, потому что это обычно младшие сыновья феодалов, у них нет своего имущества. На Руси такого не было.
У нас сложилась совершенно особая любовная традиция. У нас вместо слова «любить» говорили «жалеть». Надежда Тэффи в начале XX века писала, что «любовь» — это исключительно интеллигентское слово. Народ говорит «жалеть». Жениха, возлюбленного могли назвать «болезненький». Это совсем не значило, что он болеет, просто еще одно ласковое слово. А я его «жалею», значит «люблю».
— А выражение «бьет — значит любит» — из той же серии?
— Оно связано с уже упомянутым «Домостроем». Там описывается, что муж должен жену воспитывать. Это святая обязанность. А воспитывать — значит наказывать. Но аккуратно: по лицу не бить. Поэтому «бьет — значит любит». Любящий мужчина наказывает свою жену, чтобы она соответствовала всем нормам «Домостроя».
— Было ли определение для полового акта? Или как в СССР — «секса нет»?
— Да, и это тоже выяснилось благодаря епитимийникам. Колотье — это половой акт, не доходящий до семяизвержения. Были такие определения, как «залежать», «разжение плоти», «похотьствовать», «любосластие». И «спать с тем-то».
— Могла ли женщина противостоять сексуализированному насилию?
— Могла и даже активно это делала. Например, княгини. Почему они? Потому что они попадали на страницы исторических документов. Одна из них, Евпраксия Всеволодовна (дочь Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха), вышла замуж. Сначала ее выдали за саксонского маркграфа, но супруг быстро умер, и через год она вышла замуж за императора Священной Римской империи Генриха IV. Судя по всему, она была красивой женщиной и, похоже, сильной, волевой и умной.
Евпраксия бежала от супруга и не побоялась публично обвинить его в том, что он заставлял ее вступать в интимные отношения со своими подданными (история это темная), хотя это могло бросить тень на нее саму. Генрих IV предстал перед судом папы римского, где его отрешили от престола. Отомстив мужу, Евпраксия покинула Германию и вернулась в Киев, где постриглась в монахини в монастыре своей сестры Анны Всеволодовны (Янки).
— Но не все могли противостоять насилию, увы.
— У рабынь на Руси не было возможности как-то влиять на свою личную интимную жизнь. Их продавали и покупали, и делали все, что хотели. А женщин-рабынь и мужчин-рабов было очень много.
— На какие еще источники вы опирались?
— Кроме епитимийников есть упомянутые уже воспоминания иностранных путешественников, дипломатов и купцов, которые примерно с XV-XVII веков стали активно бывать на Руси. Мы их подробно изучили. Но, на наш взгляд, они несколько тенденциозны. Например, они активно возмущаются по поводу того, что русские женщины красят себе лица белилами, пишут — мол, себя уродуют. В то же время королева Елизавета I также пользовалась белилами.
Самое интересное — это этнографические экспедиции. Оказывается, очень много чего сохранилось в русской деревне. В рязанской деревне бабушка нам рассказала: «Мы ходили в клуб, — это примерно середина XX века, — выходим из клуба, а парни на нас нападают, юбку на голову наденут, начинают хватать» за всякие части тела. Это похоже на «гаски».
— Вам не страшно такую «нескрепную» книгу публиковать?
— Мы же пытаемся показать, что было на самом деле! Легко, наверное, жить в иллюзиях, но зачем? Это ведь тоже часть культуры, которую мы сегодня плохо понимаем. Кажется, что предки жили тем же, чем сегодня живем мы: влюбляемся, женимся, рожаем детей, ссоримся, миримся, провожаем в последний путь. Но на самом деле их духовный мир нам сегодня сложно понять.
Например, для нас с вами тело — это просто тело. Для наших предков оно было сакрально. Взять хотя бы волосы — это наше соединение с окружающим миром, поэтому женщина, которая распустила волосы, имеет колдовскую силу. Женщину заставляли волосы собирать. Каждый выпавший волосок надо было положить с собой в могилу, потому что волосы — это пряжа Божьей Матери. На том свете тебя спросят: а где тот волосок? — а ты его потерял (проявление «народного православия»).
Самые сакральные части тела — это половые органы. Потому что они связаны с рождением новой жизни. Поэтому про «нескрепность» — не согласна.