Арест режиссерки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук продлили до января
Замоскворецкий районный суд Москвы продлил арест режиссерки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, которые обвиняются по делу об оправдании терроризма в спектакле «Финист Ясный Сокол», до 10 января 2024 года. Об этом сообщает Telegram-канал «Адвокаты Pro людей» защитников Ксении Карпинской и Елены Орешниковой. Режиссерка и драматург находятся в СИЗО с 5 мая.
Во время заседания в Замоскворецком суде следователь Дмитрий Полещук заявил, что срок задержания и следствие по делу Беркович и Петрийчук необходимо продлить еще на два месяца, поскольку комплексная экспертиза режиссерки и драматурга закончится лишь в ноябре. «Расследование дела представляет особую сложность», — заявил следователь в суде, добавив, что, помимо этого, правоохранителям требуется время, чтобы допросить свидетелей, часть из которых находится вне Московского региона.
Адвокаты Беркович, в свою очередь, приложили к материалам дела медицинско-психологические документы и сведения об инвалидности двух приемных дочерей режиссерки, которые «подтверждают необходимость нахождения мамы с ее детьми». За семь полных месяцев расследования следователи допросили лишь 12 лиц, отметили защитники. В ходе предыдущих заседаний адвокаты заявляли, что продление ареста Беркович и Петрийчук противоречит решению Пленума Верховного суда об обоснованности продления меры пресечения из-за необходимости проведения следственных действий.
О том, что Беркович и Петрийчук стали фигурантами дела об оправдании терроризма, стало известно 4 мая. Им предъявлены обвинения по части 2 статьи 205.2 УК («Публичное оправдание терроризма с использованием средств массовой информации»). Максимальное наказание по ней предполагает штраф в размере до 1 млн рублей или лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Спектакль «Финист Ясный Сокол» (проект независимого театра «Дочери СОСО») рассказывает о женщинах, решивших выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию. Кроме того, в нем использовались реальные приговоры и протоколы допросов таких женщин в России, Казахстане и Узбекистане. В прошлом году спектакль победил в двух номинациях в рамках театральной премии «Золотая маска» и получил премии за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы.
В основу обвинения по делу об оправдании терроризма легла «комплексная деструктологическая экспертиза», проведенная лабораторией деструктологии профессора МГЛУ Романа Силантьева. Ранее стало известно, что Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) при Минюсте сообщил в ответ на запрос адвоката драматурга и режиссерки, что «деструктологическая» экспертиза не может быть доказательством по делу. Такие экспертизы, по словам представителей центра, не могут использоваться в суде из-за «отсутствия в них научной обоснованности».