Дорогу молодым: зачем одна из самых богатых женщин Китая Венди Ю инвестирует в моду
Венди Ю — наследница одной из самых богатых семей Китая, инвестор и филантроп. Проходила обучение в Лондоне и начинала карьеру в компании Mengtian Group, которую основал ее отец. В 2015 году Ю занялась развитием собственного проекта Yu Capital — инвестиционной фирмы, деятельность которой направлена на развитие бизнесов в сфере моды, технологий и образа жизни.
С 2017 года компания существует под названием Yu Holdings. Венди Ю инвестировала в такие проекты, как DiDi (китайский сервис по аренде автомобилей) или Tujia (продажа недвижимости), а также организовала финансовую поддержку британского дизайнера греческого происхождения Мэри Катранзу. В 2021 году Ю учредила премию Yu Prize, которая вручается молодым китайским дизайнерам.
— Вы помните свои первые инвестиции в моду?
— Мои первые инвестиции были направлены в британскую экомарку Bottletop, которая делает аксессуары из крышек от бутылок. Затем я вложилась в модный поисковик ASAP 54, который позже приобрел Farfetch. Это были мои два первых модных приключения, а уже потом я инвестировала в Мэри Катранзу и Cefinn. Но одновременно с этим я вкладывалась и в технические компании, например в Didi — это китайский аналог Uber, и Airbnb в Китае.
— Все ли модные инвестиции для вас были успешными?
— На данный момент я пока ни о чем не жалею. Все они соответствовали моему видению и ценностям Yu Holdings. К тому же я достаточно четко просчитываю свои риски: когда я вкладываюсь в дизайнеров, понимаю, каким может быть худший сценарий. Все, что лучше самого плачевного сценария, — уже огромный бонус. И я горжусь тем, что могу быть с молодыми дизайнерами с самого начала их творческого пути — они уже добились таких вершин! И, к счастью, все бренды, в которые я инвестировала, смогли пережить кризис в пандемию COVID-19.
— Мы видим все больше выпускников престижных европейских школ из Китая — будь то Parsons Paris, Marangoni, Королевская Академия в Антверпене, Central Saint Martins или London College of Fashion. Можно ли говорить о новом поколении китайских дизайнеров?
— Во-первых, не стоит забывать, что у нас в Китае действительно очень большое население — 1,4 млрд человек. Во-вторых, и мое поколение, и поколение после меня сильно отличаются от наших родителей, потому что нам не нужно было задумываться о базовых потребностях и выживании: мы оказались единственными детьми в семье, все было намного проще. Как можно думать о творчестве, если нужно постоянно бороться за выживание? Вам хочется раскрыть себя, понять себя лучше. И творчество — лучший способ самовыражения.
В-третьих, в Китае уникальная история искусств, ей больше 5000 лет — у нас особенный взгляд на мир, на красоту, на творчество. Был период, когда нам нельзя было вообще самовыражаться, поэтому теперь, когда все открылось, выросло более свободное поколение. Как после эпидемии коронавируса — появилось желание наконец-то зажить по полной, ведь творческая энергия бьет ключом.
— Что бы вы посоветовали молодым дизайнерам, которые делают первые шаги в индустрии?
— Важно иметь опыт работы в крупных модных домах, прежде чем создавать свой собственный бренд. Например, Хуашань Чжан работал в Dior Couture, его фантазии нет предела, его творческое мышление очень сильно развито, но при этом он знает и деловые аспекты бизнеса. Именно поэтому его бренд существует уже десять лет. Важно и полезно учиться на ошибках и уроках из прошлого. Конечно, творчество каждого дизайнера достойно уважения, но я уверена, что эти крупные бренды настолько успешны не просто так. Присмотритесь к ним.
Работая на большую компанию, вы можете изнутри понять, как устроена система управления, какая у нее логика, как работает цепочка поставок. Я сама попробовала это на себе, мне очень повезло, что научилась смотреть на опыт прошлых поколений с самого начала своей карьеры. Поэтому, если вы хотите стать успешным дизайнером, всегда важно иметь хорошего наставника, надежную систему поддержки, круг единомышленников — и я вижу свою миссию в том, чтобы помогать молодым и талантливым дизайнерам создавать именно эти связи. Вы увидите от них еще больший результат, чем от любых финансовых вложений.
— Венди, расскажите, как появился проект премии Yu Prize? С чего все началось?
— Мне всегда хотелось помогать молодым дизайнерам. Когда команда Парижской недели моды в 2018 году предложила мне стать их международным амбассадором, мы начали работать над сближением с Шанхайской неделей моды — например, привозить китайских дизайнеров в шоурум Sphère при Федерации моды или предлагать показываться французским дизайнерам в Шанхае. Уже тогда я начала задумываться о том, что есть столько модных премий, как LVMH Prize, Andam или Woolmark, но ни одна из них не рассчитана на китайских дизайнеров. А им тоже нужна поддержка — не только финансовая, но и системная, чтобы у них была платформа, возможность заявить о себе на международной арене.
Пять лет назад появилась премия BOF China — так как у меня был опыт инвестирования в дизайнеров, но не организации премии, я решила объединить свои усилия с индустриальным медиа The Business of Fashion и холдингом OTB (владеет Maison Margiela, Diesel, Jil Sander, Marni, Viktor&Rolf — прим. ред.). Позже стало понятно, что BoF — слишком глобальное издание для нас, у них ограниченное видение китайского потребителя, азиатского рынка. Поэтому вот уже три года у меня есть отдельная премия Yu Prize.
— Как устроена ваша премия?
— Члены жюри — специалисты со всего мира. В первый год Yu Prize была эпидемия коронавируса, поэтому мы привыкли работать с большим энтузиазмом по Zoom, а теперь собираемся вместе в Шанхае и Париже. Победитель получает 1 млн юаней ($136 000) и год менторской поддержки от группы OTB. Мы также помогаем им создать платформу, с помощью которой они могут сотрудничать с лидерами глобальной модной индустрии. И не думайте, что это просто красивые слова: мы действительно садимся с ними и помогаем им справляться со сложной бумажной работой.
— Почему за несколько недель до начала Недели моды в Шанхае вы решили организовать мероприятие именно в Париже? И когда вы объявите следующего победителя премии?
— Это особая честь — привезти наших 11 финалистов в столицу мировой моды, ведь каждый дизайнер мечтает показываться здесь, в Париже. У многих молодых талантов есть видение и творческая энергия, но не у всех, к сожалению, есть возможность приехать сюда и организовать показ. Таким образом мы можем представить их лидерам индустрии, познакомить с журналистами, байерами и ретейлерами. И, возможно, именно в Париже будет объявлен следующий победитель в начале 2024 года.
— Вы упомянули ретейлеров. Один из партнеров Yu Prize — универмаг Harrods в Лондоне. Почему? Планируете ли вы объединять усилия с другими магазинами?
— Моей дружбе с Harrods очень много лет. Когда я переехала в Лондон учиться в частной школе, я жила в Найтсбридже в двух шагах от них. Harrods для меня уже как семья. И так как они с огромным любопытством относятся к китайскому рынку, обожают азиатских покупателей, то когда мне пришла идея премии, мы обратились к ним, а они сразу же согласились. Теперь универмаг закупает коллекции двух победителей Yu Prize — Chen Peng и PONDER.ER. Для молодых дизайнеров оказаться здесь— большой знак признания.
Что касается других магазинов из других стран, то я никогда не говорю нет. На торжественном вечере, например, мы обсуждали партнерство с парижским Le Bon Marché. Я верю в международное сотрудничество и что вместе мы сможем построить что-то выдающееся. Ведь творчество и талант — это универсальный язык между разными странами и культурами, поэтому наши дизайнеры могут продаваться и быть интересными во всем мире.
— Вы определяете творческое видение и бизнес-составляющую как основы для начинающих брендов. Есть ли у вас план, как обучить победителей Yu Prize бизнес-видению?
— Да, для этого с самого начала с нами работает Ренцо Россо и его группа OTB, которые в течение года выступают в роли менторов для победителей Yu Prize. К ним же за советом могут обратиться и финалисты премии. И это очень круто, потому что они знают, как можно связать вместе творчество и бизнес.