К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как женщины-операторы борются со стереотипами о «мужской профессии»

Оператор Антонина Соловьева во время съемок (Фото DR)
Оператор Антонина Соловьева во время съемок (Фото DR)
За все годы существования «Оскара» лишь три женщины были номинированы на премию за лучшую операторскую работу. Считается, что быть оператором — «не женское дело». Камеры тяжелые, смены — длинные, а специфика съемочного процесса требует большой стрессоустойчивости. Впрочем, ситуация меняется. Основатель студии видеопродакшена Yes, Today! Film Артем Жданов поговорил с женщинами-операторами о том, как они выбрали карьерный путь и с какими препятствиями сталкиваются в этой профессии до сих пор

«Механические процессы волнуют больше макияжа»

Из 676 номинантов на премию Оскар в категории «Лучшая операторская работа» менее 1% были женщинами: Рэйчел Моррисон (2018), Ари Вегнер (2022) и Мэнди Уокер (2023). Но ни одна женщина ни разу не получала статуэтку за более чем 90-летнюю историю существования премии, несмотря на то что женщины-операторы были в профессии еще на заре появления Голливуда. 

Первые попытки освоить сферу предприняли актрисы, так как они много времени проводили на съемочных площадках. В 1914 году журнал Photoplay опубликовал статью об актрисе Франселии Биллингтон, которая помимо съемок в кино интересовалась операторской работой. «Это что-то новое — увидеть женщину, которую механические процессы волнуют больше макияжа», — писали про нее. Но вскоре студия Reliance-Majestic, с которой сотрудничала Биллингтон, решила активно покорять Голливуд — и в ее планы не входило держать в команде женщину-оператора. Франселии пришлось вернуться к актерской карьере.

Актриса и оператор Франселия Биллингтон на афише (Фото DR)

В 1916 году другая актриса, Мари Доро, сняла кадры фильма Blanche Sweet камерой, которую ей подарил Чарли Чаплин, — и об этом даже написали в новостях. 

 

В том же 1916-м журналист Эй Джей Диксон опубликовал статью о еще одной актрисе-операторе Грейс Дэвисон. Ее коллеги подтвердили: Грейс держит в руках камеру «не хуже мужчин». К сожалению, ее карьера оператора тоже не сложилась. Несмотря на то, что Грейс Дэвисон основала независимую продюсерскую компанию, чтобы снять фильм Wives of Men (1918), в титрах она оказалась указана только как актриса, а все операторские лавры достались ее ментору Гарри Фишбэку. 

Редкие женщины-операторы в индустрии выделялись даже внешне. Их образ был по тем временам довольно провокационным: оператор Марджери Ордвей, которую сняли для журнала Photoplay в 1916 году, одевалась в рубашку, заправленную в клетчатые штаны, и дополняла образ кепкой — немного мужской, «брутальный» образ. Упомянутая уже актриса Грейс Дэвисон, судя по описанию журналиста Диксона, одевалась похожим образом: клетчатый костюм и кепка в тон.

 
Оператор Марджери Ордвей за работой (Фото DR)

Самой успешной среди первых женщин-операторов была Кэтрин Бликер (иногда ее называют первой женщиной — профессиональным кинооператором в американском кино). Она не была актрисой — Бликер писала сценарии, режиссировала и снимала. В историю вошли проекты с участием реальных заключенных «Тюрьма без стен» (1915) и «В тюремных стенах» (1915) — таким образом она заложила основы того вида съемки, который мы сегодня знаем как документальное кино. Во время Первой мировой войны Бликер снимала хронику для американского Красного Креста.

В СССР, где формально провозглашалось гендерное равенство, женщины тоже имели право заниматься «неженской» операторской профессией. Заявить о себе они смогли во времена Великой Отечественной войны и послевоенное время. Их было мало, зато они участвовали в съемках культового кино. Одной из первых в профессию пришла Тамара Лобова. Ее камере принадлежат такие исторические фильмы, как «Суворов» (1941) и «Адмирал Нахимов» (1947). Оператор Эра Савельева вместе с командой снимала знаменитую «Балладу о солдате» (1959). Оттепельную Москву из фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (1964) мы знаем благодаря работе Маргариты Пилихиной. А Елена Петрова стояла у истоков «Союзмультфильма», стала первой в России женщиной — оператором анимационного кино, участвовала в работе над мультфильмами «Бременские музыканты» (1969), «Ну, погоди!» (1969), «Приключения поросенка Фунтика» (1976).

Маргарита Пилихина на съемках фильма «Мне двадцать лет» (Фото Генриетты Перьян)

«Женщин у нас не будет»

Путь многих женщин-операторов начинается либо с интереса к кино, либо с увлечения фотографией.

 

Несмотря на то, что проложен он был еще в советское время, гендерные стереотипы сохраняются. Оператор Антонина Соловьева рассказывает, что столкнулась с ними еще до активного начала карьеры — во время поступления и учебы во ВГИКе. «На операторский факультет мастера старались набирать преимущественно парней, некоторые из них говорили об этом прямо, — рассказывает Соловьева. — Часто я сталкивалась и с осуждением со стороны работников учебной киностудии: это были взрослые мужчины — осветители, механики, — которым, вероятно, доставляло удовольствие пугать первокурсниц и заставлять чувствовать себя неуверенно в среде. Для 18-летней меня это был большой стресс — серьезная школа преодоления страхов и отстаивания своего мнения».

«Я долгое время работала в абсолютно мужском коллективе и была чуть ли не единственной девочкой-механиком во всей Москве, — рассказывает оператор Марлен Бутрос Юсеф. — Приходишь на работу, тебе 21 год, а вокруг тебя мужчины, которые уже десятилетиями работают в кино. Пришлось даже столкнуться с буллингом. Коллега считал, что я никчемная, ничтожная, всячески меня унижал. Это был очень неприятный опыт, но он сделал меня сильнее. Я потратила, наверное, год, чтобы доказать, что могу работать на равных». 

Марлен Бутрос Юсеф во время съемок (Фото DR)

Женщины рассказывают о ситуациях, когда их не хотели брать на работу из-за того, что считали, что снимаемый контент «не подходит» для женской психики, а проект технический, «слишком сложный» или «спортивный». 

«В спортивной тематике у меня были случаи завуалированных отказов, о которых я косвенно узнавала впоследствии. Клиенты переживали, что девушка не справится с таким типом съемок. Это заблуждение, так как здесь в первую очередь важна техническая подкованность, а не пол», — комментирует оператор Елена Болгова. По ее словам, зачастую, если заказчики к ней относились с предубеждением, то впоследствии меняли свое отношение. 

«Однажды мне отказали и написали прямо: «женщин у нас не будет» — я тогда очень хотела попасть на практику к одному оператору, чтобы понаблюдать за процессом и чему-то поучиться. Но он собирался в экспедицию в Африку, и я думаю, что отказ был оправданным», — считает Антонина Соловьева.

 

Современные камеры стали гораздо легче, чем техника предыдущих поколений. В итоге для ношения камер больше не требуется физическая сила. И это, пожалуй, главная причина, почему женщин-операторов становится все больше. «Существует много видов камер, ручная — лишь один из вариантов, который используется далеко не на каждой съемке. Плюс сейчас есть специальная конструкция, которая облегчает нагрузку на спину, — жилеты, которые используют и мужчины, и женщины», — объясняет Болгова.

О случаях, чтобы им платили меньше, чем мужчинам, опрошенным женщинам-операторам неизвестно. Но они отмечают, что оплата в их профессии зависит от опыта и портфолио, а они, в свою очередь, — от того, в каких проектах оператор принимал участие. В проекты попадают благодаря горизонтальным связям, — а их в этой сфере мужчинам строить легче. «Нужно заскочить в вагон удачи — иначе ты можешь быть суперклассным оператором, но из-за того, что тебе не хватает популярности или не встретился с нужными людьми, ты не можешь найти работу», — говорит Марлен Бутрос Юсеф.

«Аккуратные и стрессоустойчивые»

Опыт попадания в профессию у девушек отличается. Марлен Бутрос Юсеф в начале карьеры повезло — с гендерными стереотипами она столкнулась не сразу. После окончания школы в 2007 году Марлен понимала, что хочет работать в кино, но не знала кем. Девушка пришла во ВГИК, чтобы подать документы на продюсерский факультет, и тогда же увидела объявление, что в операторский цех набирают сотрудников. «Я устроилась на работу механиком камеры, то есть человеком, который обслуживает съемочную технику, — рассказывает она. — Тогда снимали на пленку, и, на удивление, в цехе были практически одни девочки. Нас было четыре-пять человек, которые таскали тяжелые камеры и нормально справлялись. Начальник очень любил брать девчонок за то, что они аккуратные, внимательные и ответственные». Поработав так три года, Марлен поняла, что хочет стать оператором, — и уже сознательно поступила во ВГИК.

Елена Болгова стала развиваться в операторcкой профессии около семи лет назад, хотя, по ее словам, выбор произошел еще в детстве. «Я увлекалась очень многими вещами: мне нравились и фотография, и танцы, и литература, и театр, и рисование. К концу школы я поняла, что сфера кино и съемок будет идеальным объединением всего, что мне нравится делать: здесь ты постоянно сталкиваешься с разными историями, персонажами, попадаешь в различные ситуации, бываешь в интересных местах. Дальше я начала искать среди кинопрофессий и остановилась на работе оператором — это именно то, что меня увлекает», — объясняет она выбор сферы деятельности. Елена стала больше фотографировать и снимать, поступила в вуз, где не сталкивалась с предубеждениями, а позже начала работать в рекламе и кино.

 
Оператор Елена Болгова во время съемок (Фото DR)

У Марлен Бутрос Юсеф есть аргументы в пользу того, почему выбирать женщин-операторов — хорошая идея. Женщины, по ее опыту работы в этой сфере, вопреки стереотипам, стрессоустойчивы. А в съемках вся основная «тяжесть» — это не 5–10 кг камеры, а выматывающие графики и постоянно меняющиеся требования заказчика. «В моем случае самым сложным был опыт съемки документального полного метра на заповедном острове, где мы пробыли вдвоем с режиссером полтора месяца: я была сама себе механиком двух камер, системы стабилизации и коптера в сложных погодных и социальных условиях. Но я заметила, что в процессе я особенно не ощущала сложности — я была максимально увлечена, и осознание [трудностей] пришло только после возвращения», — вспоминает Антонина Соловьева. Если камера очень тяжелая, всегда можно взять ассистента, который поможет.

Адаптироваться к индустрии, которая изначально к женщинам не очень дружелюбна, помогает комьюнити. Антонина Соловьева говорит, что коллег-девушек у нее много: они часто пересекаются на проектах, поддерживают связь. Марлен Бутрос Юсеф состоит в соцсетях в группе женщин-операторов, где их больше 20 человек.

Сейчас уже довольно большое количество женщин поступает в вузы на операторов. С Марлен Бутрос Юсеф только на потоке училось 10 девушек, а на другом курсе было еще 25. Профессия набирает популярность среди женщин, в том числе потому, что стирается стереотип о «мужском занятии». 

Женщины-операторы выходят на передний план и завоевывают награды. Ксения Середа к своим 28 годам сняла фильм «Дылда», который получил премию в Каннах и был выдвинут на «Оскар» от России. Елена Иванова работает с Тимуром Бекмамбетовым, участвовала в съемках «Ночного дозора». Ирина Уральская была оператором картины «Блокадный дневник»; фильм стал победителем ММКФ в 2020 году, а Уральская — награждена премией «Ника» и премией Гильдии кинокритиков и кинопрессы «Белый слон». Мария Соловьева, работавшая с Андреем Кончаловским, оператор таких картин, как «Глянец», «Жили-были» и других, создала «Ассоциацию женщин-кинооператоров России», чтобы помогать коллегам заявить о себе.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+