Как женщины-операторы борются со стереотипами о «мужской профессии»
«Механические процессы волнуют больше макияжа»
Из 676 номинантов на премию Оскар в категории «Лучшая операторская работа» менее 1% были женщинами: Рэйчел Моррисон (2018), Ари Вегнер (2022) и Мэнди Уокер (2023). Но ни одна женщина ни разу не получала статуэтку за более чем 90-летнюю историю существования премии, несмотря на то что женщины-операторы были в профессии еще на заре появления Голливуда.
Первые попытки освоить сферу предприняли актрисы, так как они много времени проводили на съемочных площадках. В 1914 году журнал Photoplay опубликовал статью об актрисе Франселии Биллингтон, которая помимо съемок в кино интересовалась операторской работой. «Это что-то новое — увидеть женщину, которую механические процессы волнуют больше макияжа», — писали про нее. Но вскоре студия Reliance-Majestic, с которой сотрудничала Биллингтон, решила активно покорять Голливуд — и в ее планы не входило держать в команде женщину-оператора. Франселии пришлось вернуться к актерской карьере.
В 1916 году другая актриса, Мари Доро, сняла кадры фильма Blanche Sweet камерой, которую ей подарил Чарли Чаплин, — и об этом даже написали в новостях.
В том же 1916-м журналист Эй Джей Диксон опубликовал статью о еще одной актрисе-операторе Грейс Дэвисон. Ее коллеги подтвердили: Грейс держит в руках камеру «не хуже мужчин». К сожалению, ее карьера оператора тоже не сложилась. Несмотря на то, что Грейс Дэвисон основала независимую продюсерскую компанию, чтобы снять фильм Wives of Men (1918), в титрах она оказалась указана только как актриса, а все операторские лавры достались ее ментору Гарри Фишбэку.
Редкие женщины-операторы в индустрии выделялись даже внешне. Их образ был по тем временам довольно провокационным: оператор Марджери Ордвей, которую сняли для журнала Photoplay в 1916 году, одевалась в рубашку, заправленную в клетчатые штаны, и дополняла образ кепкой — немного мужской, «брутальный» образ. Упомянутая уже актриса Грейс Дэвисон, судя по описанию журналиста Диксона, одевалась похожим образом: клетчатый костюм и кепка в тон.
Самой успешной среди первых женщин-операторов была Кэтрин Бликер (иногда ее называют первой женщиной — профессиональным кинооператором в американском кино). Она не была актрисой — Бликер писала сценарии, режиссировала и снимала. В историю вошли проекты с участием реальных заключенных «Тюрьма без стен» (1915) и «В тюремных стенах» (1915) — таким образом она заложила основы того вида съемки, который мы сегодня знаем как документальное кино. Во время Первой мировой войны Бликер снимала хронику для американского Красного Креста.
В СССР, где формально провозглашалось гендерное равенство, женщины тоже имели право заниматься «неженской» операторской профессией. Заявить о себе они смогли во времена Великой Отечественной войны и послевоенное время. Их было мало, зато они участвовали в съемках культового кино. Одной из первых в профессию пришла Тамара Лобова. Ее камере принадлежат такие исторические фильмы, как «Суворов» (1941) и «Адмирал Нахимов» (1947). Оператор Эра Савельева вместе с командой снимала знаменитую «Балладу о солдате» (1959). Оттепельную Москву из фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (1964) мы знаем благодаря работе Маргариты Пилихиной. А Елена Петрова стояла у истоков «Союзмультфильма», стала первой в России женщиной — оператором анимационного кино, участвовала в работе над мультфильмами «Бременские музыканты» (1969), «Ну, погоди!» (1969), «Приключения поросенка Фунтика» (1976).
«Женщин у нас не будет»
Путь многих женщин-операторов начинается либо с интереса к кино, либо с увлечения фотографией.
Несмотря на то, что проложен он был еще в советское время, гендерные стереотипы сохраняются. Оператор Антонина Соловьева рассказывает, что столкнулась с ними еще до активного начала карьеры — во время поступления и учебы во ВГИКе. «На операторский факультет мастера старались набирать преимущественно парней, некоторые из них говорили об этом прямо, — рассказывает Соловьева. — Часто я сталкивалась и с осуждением со стороны работников учебной киностудии: это были взрослые мужчины — осветители, механики, — которым, вероятно, доставляло удовольствие пугать первокурсниц и заставлять чувствовать себя неуверенно в среде. Для 18-летней меня это был большой стресс — серьезная школа преодоления страхов и отстаивания своего мнения».
«Я долгое время работала в абсолютно мужском коллективе и была чуть ли не единственной девочкой-механиком во всей Москве, — рассказывает оператор Марлен Бутрос Юсеф. — Приходишь на работу, тебе 21 год, а вокруг тебя мужчины, которые уже десятилетиями работают в кино. Пришлось даже столкнуться с буллингом. Коллега считал, что я никчемная, ничтожная, всячески меня унижал. Это был очень неприятный опыт, но он сделал меня сильнее. Я потратила, наверное, год, чтобы доказать, что могу работать на равных».
Женщины рассказывают о ситуациях, когда их не хотели брать на работу из-за того, что считали, что снимаемый контент «не подходит» для женской психики, а проект технический, «слишком сложный» или «спортивный».
«В спортивной тематике у меня были случаи завуалированных отказов, о которых я косвенно узнавала впоследствии. Клиенты переживали, что девушка не справится с таким типом съемок. Это заблуждение, так как здесь в первую очередь важна техническая подкованность, а не пол», — комментирует оператор Елена Болгова. По ее словам, зачастую, если заказчики к ней относились с предубеждением, то впоследствии меняли свое отношение.
«Однажды мне отказали и написали прямо: «женщин у нас не будет» — я тогда очень хотела попасть на практику к одному оператору, чтобы понаблюдать за процессом и чему-то поучиться. Но он собирался в экспедицию в Африку, и я думаю, что отказ был оправданным», — считает Антонина Соловьева.
Современные камеры стали гораздо легче, чем техника предыдущих поколений. В итоге для ношения камер больше не требуется физическая сила. И это, пожалуй, главная причина, почему женщин-операторов становится все больше. «Существует много видов камер, ручная — лишь один из вариантов, который используется далеко не на каждой съемке. Плюс сейчас есть специальная конструкция, которая облегчает нагрузку на спину, — жилеты, которые используют и мужчины, и женщины», — объясняет Болгова.
О случаях, чтобы им платили меньше, чем мужчинам, опрошенным женщинам-операторам неизвестно. Но они отмечают, что оплата в их профессии зависит от опыта и портфолио, а они, в свою очередь, — от того, в каких проектах оператор принимал участие. В проекты попадают благодаря горизонтальным связям, — а их в этой сфере мужчинам строить легче. «Нужно заскочить в вагон удачи — иначе ты можешь быть суперклассным оператором, но из-за того, что тебе не хватает популярности или не встретился с нужными людьми, ты не можешь найти работу», — говорит Марлен Бутрос Юсеф.
«Аккуратные и стрессоустойчивые»
Опыт попадания в профессию у девушек отличается. Марлен Бутрос Юсеф в начале карьеры повезло — с гендерными стереотипами она столкнулась не сразу. После окончания школы в 2007 году Марлен понимала, что хочет работать в кино, но не знала кем. Девушка пришла во ВГИК, чтобы подать документы на продюсерский факультет, и тогда же увидела объявление, что в операторский цех набирают сотрудников. «Я устроилась на работу механиком камеры, то есть человеком, который обслуживает съемочную технику, — рассказывает она. — Тогда снимали на пленку, и, на удивление, в цехе были практически одни девочки. Нас было четыре-пять человек, которые таскали тяжелые камеры и нормально справлялись. Начальник очень любил брать девчонок за то, что они аккуратные, внимательные и ответственные». Поработав так три года, Марлен поняла, что хочет стать оператором, — и уже сознательно поступила во ВГИК.
Елена Болгова стала развиваться в операторcкой профессии около семи лет назад, хотя, по ее словам, выбор произошел еще в детстве. «Я увлекалась очень многими вещами: мне нравились и фотография, и танцы, и литература, и театр, и рисование. К концу школы я поняла, что сфера кино и съемок будет идеальным объединением всего, что мне нравится делать: здесь ты постоянно сталкиваешься с разными историями, персонажами, попадаешь в различные ситуации, бываешь в интересных местах. Дальше я начала искать среди кинопрофессий и остановилась на работе оператором — это именно то, что меня увлекает», — объясняет она выбор сферы деятельности. Елена стала больше фотографировать и снимать, поступила в вуз, где не сталкивалась с предубеждениями, а позже начала работать в рекламе и кино.
У Марлен Бутрос Юсеф есть аргументы в пользу того, почему выбирать женщин-операторов — хорошая идея. Женщины, по ее опыту работы в этой сфере, вопреки стереотипам, стрессоустойчивы. А в съемках вся основная «тяжесть» — это не 5–10 кг камеры, а выматывающие графики и постоянно меняющиеся требования заказчика. «В моем случае самым сложным был опыт съемки документального полного метра на заповедном острове, где мы пробыли вдвоем с режиссером полтора месяца: я была сама себе механиком двух камер, системы стабилизации и коптера в сложных погодных и социальных условиях. Но я заметила, что в процессе я особенно не ощущала сложности — я была максимально увлечена, и осознание [трудностей] пришло только после возвращения», — вспоминает Антонина Соловьева. Если камера очень тяжелая, всегда можно взять ассистента, который поможет.
Адаптироваться к индустрии, которая изначально к женщинам не очень дружелюбна, помогает комьюнити. Антонина Соловьева говорит, что коллег-девушек у нее много: они часто пересекаются на проектах, поддерживают связь. Марлен Бутрос Юсеф состоит в соцсетях в группе женщин-операторов, где их больше 20 человек.
Сейчас уже довольно большое количество женщин поступает в вузы на операторов. С Марлен Бутрос Юсеф только на потоке училось 10 девушек, а на другом курсе было еще 25. Профессия набирает популярность среди женщин, в том числе потому, что стирается стереотип о «мужском занятии».
Женщины-операторы выходят на передний план и завоевывают награды. Ксения Середа к своим 28 годам сняла фильм «Дылда», который получил премию в Каннах и был выдвинут на «Оскар» от России. Елена Иванова работает с Тимуром Бекмамбетовым, участвовала в съемках «Ночного дозора». Ирина Уральская была оператором картины «Блокадный дневник»; фильм стал победителем ММКФ в 2020 году, а Уральская — награждена премией «Ника» и премией Гильдии кинокритиков и кинопрессы «Белый слон». Мария Соловьева, работавшая с Андреем Кончаловским, оператор таких картин, как «Глянец», «Жили-были» и других, создала «Ассоциацию женщин-кинооператоров России», чтобы помогать коллегам заявить о себе.