Как компании теряют деньги из-за дискриминации женщин и почему важен отцовский декрет
Голдин, которая сегодня является профессором в Гарвардском университете, начинала с изучения рынка труда в целом. Свою диссертацию в Чикагском университете она связала с исследованием рабства, впоследствии изучала различные аспекты трудовой дискриминации, роль образования в накоплении человеческого капитала, регулирование экономики и т.д. Основные ее исследования базируются на исторических данных, собранных в США.
Анализируя динамику человеческого капитала в экономическом развитии, она выделила важный фактор — участие в рынке труда женщин, крайне неравномерное и неоднородное во времени. Голдин показала, что массовый выход женщин на работу был важным фактором роста экономики. И уже в дальнейшем интерес к гендерному составу рынка труда привел ее к более детальным исследованиям различных эффектов, связанных с гендерным неравенством. Так, важным направлением ее исследований стало изучение особенностей выбора женщинами между семьей и карьерой и факторами, влияющими на этот выбор на протяжении XX века в США.
Как дискриминация мешает развитию
Гендерная тематика и гендерные исследования в восприятии широкой публики зачастую становятся заложниками стереотипного представления о том, что речь идет исключительно о правах женщин. Это ошибочное мнение. Неравенство в разных его проявлениях, в том числе гендерное, — серьезный признак сохраняющегося несовершенства глобального мироустройства. Оно мешает жить не только женщинам, но и в целом тормозит дальнейшее развитие всей нашей цивилизации. Исследованию причин, динамики и факторов снижения неравенства и дискриминации и посвящены работы Голдин.
Эта тема тесно связана с более широкой — несовершенства рынка труда и производительности трудовых ресурсов. Ведь именно рост производительности — основной источник развития экономик.
В свое время Адам Смит совершил важный прорыв в экономическом знании, показав: богатство экономики — это не запасы капитала, которые есть на данный момент; оно определяется производительностью труда. Производительность трудовых ресурсов зависит не только от уровня и развития физического капитала (технологий, машин и оборудования), но и от того, насколько сам труд инвестирует в развитие собственных навыков и умений, в так называемый человеческий капитал. Дискриминация снижает не только эффективность использования труда в текущий момент времени, но и стимулы инвестировать в его производительность завтра. Это приводит к падению производства и темпов роста экономики по сравнению с тем, что могло бы быть, если бы труд был не дискриминируемым.
Равные условия работы для всех, свобода перемещения труда между отраслями и видами занятости, вознаграждение труда согласно его производительности — очень важные элементы обеспечения устойчивых высоких темпов роста любой экономики.
Гендерное неравенство можно рассматривать как один из элементов дискриминации, которая влияет на эффективность экономического развития. Исследование истоков, причины и динамики этого неравенства в итоге и привело Клаудию Голдин к получению Нобелевской премии.
Гендерное равенство и экономический рост
То, что тема снижения гендерного неравенства стала мейнстримом, не дань моде. Это одна из целей устойчивого развития ООН. Поэтому в контексте изучения факторов мирового экономического роста и усиливается роль именно таких исследований, как у Голдин. Сегодня для многих стран стала очевидной важность выхода женщин на рынок труда и их карьерный рост. Без этого ресурса темпы роста лидирующих экономик были бы гораздо ниже.
В крупных корпорациях женщин воспринимают не только как часть рабочей силы, которая успешно взаимодействует с другими экономическими агентами, — для компаний топ-уровня также важен аспект «талантов». Что имеется в виду? Если женщины не являются активными и равными участниками карьерного продвижения внутри компании, это приводит к тому, что выбор людей на управленческие позиции сужается. Некоторые корпорации тратят значительные усилия на то, чтобы и мужчины, и женщины с первых шагов в компании понимали, что у них есть равные возможности карьерного роста. Это стимулирует всех более интенсивно вкладываться в развитие своего человеческого капитала, поскольку работники видят, что их карьера является частью успеха компании. Сигналы женщинам-сотрудникам, что у них, как и у мужчин, есть все возможности для роста, что они не будут дискриминированы, — важный элемент роста и конкурентное преимущество на мировом рынке.
С этой точки зрения практическая сторона результатов исследований Клаудии Голдин очевидна — они важны для правильной формулировки самой проблемы и для ее решения в дальнейшем. Инструменты могут быть экономическими, стимулирующими и т.д.
От пользы и прибыли — к справедливости
Среди тем, над которыми работает Клаудия Голдин, — материнство как фактор сохранения гендерного неравенства в оплате труда. Голдин показала (и в дальнейшем эта тема была развита в других исследованиях), что рождение ребенка «наказывает» женщину на рынке труда в вопросе оплаты труда. Это очень значительный «дисконт»: например, в скандинавских экономиках он составляет 20%, то есть женщина, рожая ребенка, теряет в зарплате 20% по сравнению с такой же женщиной, но бездетной. И это расхождение в зарплатах сохраняется даже 20 лет спустя.
Эта важная тема также затрагивает мотивацию женщины, родившей ребенка. Желание вкладываться в свой человеческий капитал у нее снижается, поскольку она получает меньше, чем люди похожего с ней образования и опыта.
Конечно, решение этой проблемы — а это экономическая проблема — является важной задачей для компаний и для государства в целом. Что стоит за этим, почему дискриминация возникает? Отдельный вопрос — как с ней бороться? Стоит ли наказывать работодателя, чтобы он этого не допускал? Или же это проблема, которая решается совсем иначе?
На сегодняшний день один из инструментов решения этой проблемы — вовлечение мужчины, то есть отца, в уход за ребенком. Оно позволяет разделить бремя ухода за ребенком на двоих и снижает уровень дискриминации. Мы действительно видим, что стимулирующие меры по выходу в декретный отпуск обоих родителей работают. Помимо воздействия на зарплату, они имеют еще массу позитивных эффектов — на семью, на воспитание, на само подрастающее поколение, на взаимодействие всех экономических и социальных агентов в семье и на рынке труда. Понимание таких механизмов и является задачей экономической науки. Это то, что великолепно демонстрировала в своих работах Клаудия Голдин.
А тот факт, что Клаудия Голдин всего лишь третья женщина-лауреат за всю историю Нобелевской премии по экономике, является еще одним ярким примером того, как исторически выращенные социальные нормы в течение многих столетий дискриминировали женщин. Они лишали их возможности получать образование и полноценно участвовать в рынке труда. Академическая сфера ничем не отличается от всей остальной экономики, а может быть, даже более консервативна. Тем ценнее, что наука — вслед за остальным миром — стала меняться и тема равенства женщин и их успехи в карьере привлекает такое пристальное внимание. Нужно изучать ее дальше и создавать новые работающие инструменты по преодолению дискриминации, чтобы увеличить эффективность академических исследований во всех сферах, не только в экономике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции