К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выйти из тени отца: как режиссер София Коппола обрела собственный голос

София Коппола (Фото Jon Kopaloff / WireImage via Getty Images)
София Коппола (Фото Jon Kopaloff / WireImage via Getty Images)
В мировой прокат выходит драма «Присцилла» Софии Копполы. Режиссер и обладательница «Оскара» за оригинальный сценарий стала одним из главных женских голосов кино 2000-х и сейчас продолжает снимать картины о взрослении и сестринстве. Forbes Woman рассказывает о творческом пути постановщицы, которой удалось выйти из тени знаменитого отца-режиссера и найти свой авторский стиль

Не идти по стопам отца 

София Коппола родилась в Нью-Йорке в семье знаменитого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, снявшего трилогию «Крестный отец» (1972, 1974, 1990). Детство и юность она провела на съемочных площадках. Ее первое воспоминание — непроходимые джунгли на Филиппинах, служившие основной локацией для антивоенного фильма «Апокалипсис сегодня» (1979). 

Маленькая София не просто наблюдала за работой отца-кинематографиста, но и играла в его же фильмах. Она появилась во второстепенных ролях как минимум в шести картинах режиссера. Ее актерским дебютом стала роль младенца в сцене крещения в «Крестном отце». Затем Коппола мелькала в «Изгоях» (1983), «Бойцовской рыбке» (1983), «Клубе «Коттон» (1984) и «Пегги Сью вышла замуж» (1986). Однако прославилась София благодаря роли дочери Майкла Корлеоне Мэри в «Крестном отце 3». 

Фрэнсис Форд Коппола, жена Элеонора Коппола и София Коппола на премьере фильма «Один от всего сердца» 10 февраля 1982 года (Фото Getty Images)

Впрочем, после премьеры Копполу сильно критиковали, говоря, что ее актерская игра испортила весь фильм. Сейчас она вспоминает об этом, как о самом неприятном периоде в своей жизни, признаваясь, что ей все еще тяжело смотреть на себя 18-летнюю. Коппола оставила актерскую карьеру после выхода очередной части культовой саги Джорджа Лукаса «Звездные войны» — «Эпизод 1: Скрытая угроза» (1999), где она исполнила небольшую роль. 

 

София совмещала съемки с учебой в Калифорнийском институте искусств (который так и не окончила) и работой — моделью (ее фотографии можно было увидеть в журналах для девочек-подростков), художником по костюмам в кино и дизайнером одежды для бренда Milk Fed. Забросив учебу, свободное время София уделяла фотографии. Она не расставалась с камерой и снимала все, что вызывало у нее трепет, — от пейзажей Северной Калифорнии, где она выросла, до стаек беспечных подростков на улицах. «Мне было за 20, и я чувствовала, что у меня есть свобода делать все, что хочешь», — делится Коппола. 

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Позже любовь к фотографии повлияет на то, как она будет выстраивать кадр и общую стилистику своих фильмов, — сейчас, прежде чем приступить к съемочному процессу, Коппола всегда готовит мудборд с вырезками из глянцевых журналов. А модельерский опыт пригодится при тщательной проработке внешнего облика персонажей. Как, например, в фильме «Мария-Антуанетта» (2006), героиня которого большую часть времени носит платья пастельных цветов, но ближе к финалу, предвещающему революцию, облачается в почти что траурные сине-черные наряды.

 

Однако до 27 лет София Коппола подавляла в себе желание снимать кино, потому что не хотела идти по стопам отца и надеялась «найти свой путь». «Я очень гордилась тем, что у меня есть интересы за пределами моей семьи. Все работали в кино, так что это сделало меня менее склонной к этому», — говорит она.

Одиночество и взросление

Дебютной режиссерской работой Софии Копполы стал черно-белый короткометражный фильм «Превзойти звезду» (1998), премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале. Коппола уверяет, что ее первое независимое кино «получилось само собой», ведь отец на всякий случай учил ее основам режиссуры. В 14-минутной картине уже прослеживаются темы, которые в будущем окажутся ключевыми для ее творчества. Короткометражка посвящена школьным будням группы девочек-подростков, чья сплоченность рушится, когда одна из них перестает вписываться в коллектив. Коппола также деконструирует образ «королевы школы»: самая популярная девушка хочет отравить обидевших ее мальчишек крысиным ядом, а когда ее планы становятся достоянием общественности, она задумывается о суициде. О травмирующем опыте взросления режиссер вновь заговорит в «Девственницах-самоубийцах» (1999), а к сюжету об одиночестве в толпе вернется в «Трудностях перевода» (2003) и «Марии-Антуанетте». 

«Девственницы-самоубийцы», показанные в Каннах в 1999 году, дали мощный старт режиссерской карьере Софии Копполы. Малобюджетную инди-драму критики называли самым сильным полнометражным дебютом года и отмечали ее «обезоруживающий женский взгляд на подростковый период». 

 
Кадр из фильма «Девственницы-самоубийцы»

В основу фильма легла одноименная книга Джеффри Евгенидиса 1993 года, которую Копполе посоветовал Терстон Мур, фронтмен группы Sonic Youth, в чьих клипах она снималась. На нее произвела сильное впечатление не только трагическая история пятерых сестер Лисбон, но и атмосфера жизни американских пригородов 1970-х. По мотивам книги Коппола написала сценарий «для души», даже не задумываясь об экранизации произведения. Однако, узнав, что один режиссер собирается снять «более мрачную версию» «Девственниц-самоубийц», сильно переосмыслив роман, София показала свой текст продюсерам, которые в итоге выбрали ее режиссером картины. 

Для Копполы тяжелый сюжет о проживании горя носит личный характер. «Когда мне было 15, мой старший брат Джио погиб, катаясь на лодке. Эта трагедия связывает меня с «Девственницами-самоубийцами», которые тоже о потере», — поделилась режиссер. Копполе было важно снять кино, ориентированное на подростков, поэтому всем актерам, играющим школьников, за исключением Джоша Хартнетта, не больше 17 лет. Главные героини фильма — сестры Лисбон — остаются наедине со своей внутренней болью из-за авторитарной и глубоко религиозной матери, лишающей девочек права на нормальное взросление и не желающей знать об их проблемах. Люкс (Кирстен Данст) — единственная, кому удается на время освободиться от тотального контроля. Однако ее протест приводит к бесконечному домашнему аресту для всех сестер, который заканчивается трагедией.

В «Девственницах-самоубийцах», снятых в «конфетных» тонах, Коппола противопоставляет мир девичьих спален жестокой реальности, говорит об объективации (соседские мальчишки видят в сестрах Лисбон небесных созданий, а не людей, нуждающихся в помощи) и настаивает на важности доверительных отношений между родителями и детьми. Режиссер гордится тем, что ей удалось «сделать серьезное кино о подростках, где они были сложными людьми, а не просто детьми».

В своем втором полнометражном фильме «Трудности перевода», получившем «Оскар» за оригинальный сценарий, София Коппола снова исследует эмоциональное состояние героев в условиях изоляции. Известный актер Боб Харрис (Билл Мюррей), переживающий кризис среднего возраста, и Шарлотта (Скарлетт Йоханссон), только окончившая Йель, чувствуют себя абсолютно чужими и одинокими в огромном Токио. Судьба ненадолго сводит их вместе, и за это время герои пытаются разобраться в себе и заново полюбить жизнь. Коппола ограничилась коротким сценарием к фильму, позволив актерам импровизировать на съемках, поэтому некоторые особенно трогательные сцены, снятые на улицах при естественном освещении, — инициатива Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон. 

Кадр из фильма «Трудности перевода»

В драме «Трудности перевода», как и в «Девственницах-самоубийцах», режиссер предается рефлексии. В поведении Шарлотты, которая не знает, кем хочет быть, и постоянно ищет себя, угадывается сама Коппола в юности. Отсутствие взаимопонимания в отношениях Шарлотты с супругом тоже отсылает к биографии Копполы. Незадолго до начала съемок режиссер вышла замуж за актера Спайка Джонза, в браке с которым чувствовала себя «изолированной». «Был период, когда я не была уверена, сделала ли я правильный выбор», — признается София. И все же режиссер настаивает, что «Трудности перевода» — не только очень личная драма, но и комфортный фильм-путешествие, основанный на ее воспоминаниях. «Я провела много времени в Токио, когда мне было 20, и мне очень хотелось снять кино об этой поездке», — говорит режиссер. 

 

Спустя три года после «Трудностей перевода» вышла историческая драма «Мария-Антуанетта», получившая премию «Оскар» за костюмы. Умопомрачительные наряды в стиле рококо для героев картины создала легендарная Милена Канонеро, работавшая над стилем в «Крестном отце» и «Сиянии» (1980). «Мария-Антуанетта», частично снятая в Версале, — самый дорогой фильм за всю карьеру Софии Копполы. Его бюджет оценивается в $40 млн (первые работы режиссера стоили не больше $9 млн). 

Сценарий к фильму Коппола писала, опираясь на биографическую книгу Антонии Фрейзер «Marie Antoinette: The Journey». По версии режиссера юная дофина, а затем и королева Франции Мария-Антуанетта (Кирстен Данст) бесконечными вечеринками и маскарадами, помпезными платьями и экстравагантными париками, пирожными и многоуровневыми тортами пыталась заглушить чувство одиночества. Режиссер рассказывает историю взросления 14-летней героини в стенах громадного Версаля, так и не ставшего для нее домом. 

В фильме, где все важные государственные дела решают мужчины, пока женщины сплетничают и прихорашиваются, нашлось место и героине, нарушающей дворцовые правила. Фаворитка Людовика XV Жанна Дюбарри (Азия Ардженто) не такая прогрессивная, как в недавнем байопике Майвенн «Жанна Дюбарри» (2023), но она всегда говорит, что думает, и, по слухам, даже стремится в политику, за что ее презирают другие титулованные девушки. Опережая время, София Коппола обличает мизогинию и слатшейминг, мешающие Марии-Антуанетте обрести настоящих подруг и союзниц. Она признавалась, что в то время чувствовала себя «одиноким женским голосом в американском кино».

Отцы и сестры

В 2010 году режиссер выпустила драмеди «Где-то», получившую «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Это первый фильм, в котором Коппола размышляет о своем детстве и отношениях с отцом. По сюжету, звезда Голливуда Джонни Марко, находясь в подавленном состоянии, временно присматривает за своей 11-летней дочерью Клео (Эль Фаннинг). Известно, что во время работы над «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсис Форда Коппола переживал депрессию, и в «Где-то» София вспоминает о времени, когда она была ребенком и не понимала, что не так с папой. Главной отсылкой к детству Копполы служит сцена, где Джонни приводит Клео в казино — София тоже часто проводила с отцом время «в местах, куда дети обычно не ходят». 

 
Кадр из фильма «Где-то»

За «Где-то» последовало «Элитное общество» (2013) — глянцевая драма о банде подростков, грабивших дома знаменитостей в Голливуде в 2008–2009 годах. Премьера фильма, основанного на реальных событиях, состоялась на Каннском кинофестивале. А в 2017-м режиссер представила «Роковое искушение» о закрытом женском пансионе, где во время Гражданской войны в США находит убежище раненый капрал северян. Вольная адаптация романа Томаса Куллинана «Раскрашенный дьявол» взяла главный приз за режиссуру в Каннах, однако постановщицу раскритиковали за исключение из сюжета темнокожей рабыни, на что София ответила, что она против такой репрезентации афроамериканской женщины. Тем не менее благодаря феминистскому взгляду на произведение о Гражданской войне в США, «Роковое искушение» получилось убедительной костюмированной драмой о женской солидарности в экстремальной ситуации. 

Кадр из фильма «Элитное общество»

В 2020 году София Коппола вернулась к разговору об отцах и детях в автобиографическом фильме «Последняя капля». В этом обманчиво легком кино режиссер рассуждает о недопонимании между двумя поколениями и необходимости честного диалога с родителями. Писательница Лаура (Рашида Джонс) всю жизнь находится в тени своего известного отца Феликса (Билл Мюррей) и пытается обрести независимость. Но в то же время он — единственный, кому она может довериться, и по-настоящему дружен с ее детьми. Так же близка со своим отцом и сама София, хотя масштаб его фигуры давил на нее в начале карьеры.

Сказка о Присцилле 

На 80-м Венецианском кинофестивале, прошедшем в сентябре 2023 года, состоялась премьера «Присциллы» — последнего фильма Софии Копполы на данный момент. Биографическая картина, рассказывающая историю отношений короля рок-н-ролла Элвиса Пресли и его жены Присциллы, деликатно и сдержанно демонстрирует изнанку «глянцевого» брака знаменитой пары.

София Коппола называет байопик, основанный на мемуарах «Элвис и я», «Марией-Антуанеттой» в Грейсленде». Присцилла (Кейли Спейни) тоже оказывается в плену роскошной жизни и за богатство и блеск платит правом быть собой. В отличие от картины База Лурмана «Элвис» (2022), работа Копполы не возвеличивает Пресли, а показывает его глазами жены, ниспровергая звезду с пьедестала. В «Присцилле» Элвис (Джейкоб Элорди) предстает абьюзером, который превращает молодую супругу (на момент их знакомства Присцилле было всего 14, а Элвису — 24) в «живую куклу», о чем рассказывала сама Присцилла. 

 
Кадр из фильма «Присцилла»

Критики назвали новую картину Копполы «душераздирающей историей о принудительном контроле» и «пронзительно честной драмой» о взрослении девушки-подростка и последующем освобождении от мужской власти. За роль жены Элвиса Пресли актриса Кейли Спейни получила на Венецианском кинофестивале Кубок Вольпи, а саму Присциллу байопик растрогал до слез, хотя просмотр и дался ей тяжело.

Следующим проектом после «Присциллы» для Софии Копполы станет первый в ее карьере сериал  — «Обычай страны», который она снимет для Apple TV+ по мотивам одноименного романа писательницы Эдит Уортон, удостоенной Пулитцеровской премии. Сериал, действие которого развернется в начале XX века, расскажет о жизни Ундины Спрэгг — девушки из небольшого городка на Среднем Западе, которая отправляется покорять Нью-Йорк и добивается признания в высшем свете. Коппола говорит, что Ундина Спрэгг — «ее любимая литературная антигероиня». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+