Инклюзивный райдер Капитана Марвел: как Бри Ларсон противостоит неравенству в кино
Вторые роли
Брианна Сидони Десанье, взявшая псевдоним Бри Ларсон в честь любимой куклы из линейки American Doll, родилась в калифорнийском Сакраменто. Несмотря на то что в детстве она отличалась застенчивостью, это не помешало ей в шестилетнем возрасте заявить родителям о желании стать актрисой. «Мама, я знаю, в чем заключается моя дхарма (понятие из индийской философии, буквально «то, что поддерживает». — Forbes Woman): я должна заниматься актерским мастерством», — однажды выпалила маленькая Бри. Вскоре Ларсон сыграла охотника на индеек в школьном спектакле, приуроченном ко Дню благодарения.
Вскоре родители Бри разошлись, и вместе с мамой и младшей сестрой она перебралась в Лос-Анджелес, где в итоге и выросла. «Мы жили в крохотной квартире-студии, в которой была только одна комната и кровать, выступающая из стены. В то время моя мама не могла позволить себе даже «Хэппи Мил», и мы постоянно ели рамен. У меня не было игрушек, а из одежды я носила только две рубашки и пару джинсов. Мама тогда была совсем одна. Но я не могу сказать, что при этом чувствовала себя несчастной», — рассказывает актриса.
В новой школе Ларсон так и не удалось завести друзей, и вскоре ее полностью перевели на домашнее обучение. Она вспоминает, что, когда ей было восемь, она любила «взрослые» фильмы вроде «Унесенных ветром» (1939) и «Жареных зеленых помидоров» (1991), носила чудаковатые туфли для боулинга и «предпочитала действовать вопреки общепринятым культурным нормам».
В 10 лет Бри на несколько минут появилась в мелодраме «Специальная доставка» (1999), а затем исполнила одну из второстепенных ролей в сериале «Шиммель», так и не вышедшем в эфир. Она также сыграла девочку-подростка в ситкоме «Королева экрана» (2003), однако ее, как и нескольких других актеров, сняли с проекта. Первой заметной актерской работой Бри стала роль в «Звездной трассе» (2003) на канале Disney. Она перевоплотилась в юную автогонщицу Кортни Эндерс, которая вместе с сестрой борется с сексизмом в спорте и добивается участия в соревнованиях наравне с парнями. Затем Бри сыграла одну из шести популярных школьниц в комедии «Из 13 в 30» (2004).
Кинопробы Бри совмещала с учебой в Консерватории Сан-Франциско (это театральный вуз) и музыкой. В 2005 году она выпустила дебютный поп-альбом Finally Out Of P.E., посвященный подростковым переживаниям. Песню She Said крутили по радио, а сама Ларсон выступила с концертом на дне рождения радиостанции Kiss FM, где собралось более 20 000 человек. Позже она исполнила песню для мультфильма «Барби: Волшебство пегаса» (2005) и приняла участие в записи саундтрека к фильму «Крик совы» (2006), в котором сыграла бойкую девушку из школьной футбольной команды.
Ларсон разрывалась между музыкальной и актерской карьерой и в итоге сделала выбор в пользу последней, решив, что будет петь только в кино. В романтическом боевике «Скотт Пилигрим против всех» (2010) она воплотила Энви Адамс — бывшую девушку главного героя, ставшую поп-звездой. В одной из самых эффектных сцен она исполняет песню, морально уничтожая экс-бойфренда, который отчаянно мечтает добиться успеха в музыке. Несмотря на то что главный женский персонаж «Скотта Пилигрима» — «маниакальная девушка-мечта» Рамона Флауэрс (Мэри Элизабет Уинстэд), героиня Бри Ларсон располагает к себе стремлением к независимости от чужого мнения и своей самоценностью.
«Оскар» и режиссура
Первым заметным драматическим проектом для Ларсон стал «Короткий срок 12» (2013), главную роль в котором она получила после прослушивания по Skype. Актриса сыграла Грейс, сотрудницу кризисного центра для трудных подростков. В детстве героиня пережила физическое и сексуализированное насилие со стороны отца и, уже будучи взрослой, полностью посвятила себя помощи тинейджерам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Со временем Грейс становится ангелом-хранителем для девочки-подростка с похожим травмирующим опытом и во многом заменяет той мать. Актриса говорила, что всегда сливается «со своими героинями, одновременно испытывая воодушевление и полное опустошение». Роль Грейс не стала исключением.
Ларсон признавалась, что выбор ролей часто давался ей с трудом, потому что она не вписывалась в стереотипные представления о женщинах: «Я не была достаточно хороша, чтобы играть популярную девушку, я не была достаточно робкой, чтобы играть робкую девушку. Я никогда не соответствовала предлагаемым шаблонным образам, ведь я не была клише». Для комедии «В поисках огня» (2015) Джо Сванберга актриса сама сочинила предысторию своей героини Макс и настояла, чтобы у той не было романтической линии, а на съемках много импровизировала.
2015 год оказался судьбоносным для карьеры актрисы, которая долгое время ощущала себя «вечно спотыкающимся ребенком и почти ничего не зарабатывала». Драма «Комната» Ленни Абрахамсона, снятая по одноименному роману Эммы Донохью, принесла Бри Ларсон премию «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA за лучшую женскую роль. Фильм отсылает к истории австрийской девушки Элизабет Фритцль, которая 24 года находилась в плену у отца-насильника. Бри Ларсон сыграла молодую женщину Джой, похищенную маньяком, когда она еще была подростком. Героиня провела семь лет в полной изоляции вместе с маленьким сыном, появившимся на свет в крошечной комнате, где все это время девушку держал насильник. Несмотря на чудовищные условия жизни, Джой окружала ребенка заботой и любовью, насколько это было возможно.
Критики единогласно хвалили Ларсон за воплощение столь сложного женского персонажа и писали, что актриса «выглядит бесстрашной, честной, грубой и полностью растворяется в своей игре». Готовясь к роли, Бри села на строгую диету, чтобы выглядеть изможденной, и на месяц заперлась в квартире. По словам актрисы, съемки позволили ей переосмыслить собственное детство: «Для меня «Комната» — это очень мощная метафора, и меня абсолютно сбивает с толку то, что именно этот фильм дал мне такой опыт. Это мое личное прощание с семилетним ребенком, который обитал в квартире-студии и в то же время надеялся вырваться из нее. Для меня это прощание с тем гнетущим состоянием, которое я долго считала нормальным». После «Комнаты» актриса потратила год на восстановление сил и временно отказывалась от ролей, требующих серьезной эмоциональной отдачи.
В 2017-м Ларсон представила на Netflix свой режиссерский дебют — комедию «Магазин единорогов» (рейтинг 66% на Rotten Tomatoes), в которой исполнила главную роль. Ее героиня — инфантильная Кит, которая обожает все блестящее и сбегает в воображаемый мир от накопившихся проблем. Критики отзывались о фильме как о «позитивном переосмыслении взросления в 21 веке», но отмечали, что он не до конца раскрывает потенциал сценария.
Супергероиня
Тогда же, в 2017-м, Бри появилась в своем первом блокбастере «Конг: Остров черепа», собравшем $565 млн в мировом прокате и сделавшем ее звездой международного масштаба. Актриса сыграла фотожурналистку, которая, в отличие от мужчин, говорящих на языке насилия, проявляет эмпатию и единственная налаживает контакт с гигантской обезьяной во время экспедиции. Критики восхищались актерской пластичностью Ларсон, «уверенно чувствующей себя как в серьезных драмах, так и в приключенческом боевике».
В 2019 году вышел супергеройский блокбастер «Капитан Марвел» — первый фильм в киновселенной Marvel, посвященный истории женщины. В высокобюджетном проекте ($152 млн), собравшем более $1 млрд в мировом прокате, актриса воплотила неуязвимого пилота военно-воздушных сил Кэрол Дэнверс. Героиня Ларсон, вовлеченная в инопланетный конфликт, учится управлять приобретенными сверхспособностями, узнает о своей прошлой жизни и дает отпор могущественному врагу.
Все трюки в фильме Бри выполняла сама, а на язвительные шутки коллег про «женскую версию Тома Круза» отвечала, что «лучше будет первой собой, чем вторым Томом Крузом». Ларсон поначалу пугал публичный характер роли, ведь постеры с ней были развешаны по всему миру, но «сила, которую нес в себе этот фильм, оказалась важнее страхов».
Еще до выхода фильма в прокат его рейтинг начал снижаться из-за дизлайков, которые ему ставили хейтеры Ларсон. Справиться с тревогой актрисе тогда помог подкаст Learning Lots, который она начала вести вместе с подругой Джесси Эннис в 2021 году. Ведущие приглашали писательниц, активистов и творческих людей, делившихся жизненным опытом с аудиторией. Например, актриса Мелисса Макарти рассуждала о сожалениях, Джейн Фонда — об этических спорах вокруг изменения климата, Эми Полер — об уверенности. «Я хотела разобраться, имею ли я право просто быть такой, какая я есть», — говорила Бри.
Поводом для хейта стало ее высказывание на премии Women in Film Crystal + Lucy Awards, когда актриса заявила, что ей «неинтересно слушать мнение 40-го белого мужчины» (в США 78% критиков — мужчины) о вышедшем в том году фильме «Излом времени» (2018) и ее больше волнует, что думают женщины. Тогда же Бри стала одной из основательниц движения Time’s Up, к которому присоединились более 300 женщин из киноиндустрии, шоу-бизнеса и театра. Сейчас оно существует в виде фонда, который собирает средства для защиты прав женщин, пострадавших от сексуальных домогательств. «До конца своих дней я бы хотела быть активисткой, выступающей за гендерное равенство, поскольку мне кажется неправильным молчать», — заявила актриса.
Другая практика, помогающая устранить неравенство в индустрии, — инклюзивный райдер. Это условие, включаемое в договор по желанию актера, согласно которому среди героев фильма или среди участников съемочной группы должно быть определенное число представителей недопредставленных групп — женщин, ЛГБТК-людей, людей с инвалидностью и т.д. Термин популяризировала Фрэнсис Макдорманд, в 2018 году завершившая свое выступление на премии «Оскар» фразой «у меня есть два слова, с которыми я хочу вас оставить: инклюзивный райдер». Бри Ларсон взяла идею на вооружение. Например, на съемках биографической судебной драмы «Просто помиловать» (2019), где Ларсон сыграла активистку Эву Ансли, защищающую невиновных, 70% команды — темнокожие люди.
Вместе с другими актрисами, снимавшимися в фильмах Marvel, Бри уговорила главу киностудии Кевина Файги создать блокбастер с тремя главными супергероинями. Им стал «Капитан Марвел 2» (The Marvels в оригинале). На идею Ларсон вдохновили воспоминания о съемке сцены из «Мстителей: Финал», где центральные героини киновселенной Marvel объединили силы в борьбе со злом. «День, проведенный со всеми этими женщинами, оставил ощущение чего-то грандиозного. В нашей индустрии совместная работа стала своего рода глотком свежего воздуха: сейчас появляется все больше фильмов, созданных женскими коллективами, что дает нам возможность больше общаться друг с другом. Мы заряжаемся энергией, когда находимся рядом с единомышленницами и делимся историями», — рассказала Бри.