К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Проклятое наследие»: гипнотический фем-хоррор и проработка женских страхов

Кадр из фильма «Проклятое наследие»
Кадр из фильма «Проклятое наследие»
В середине сентября в российский прокат вышел фильм ужасов «Проклятое наследие» от независимого режиссера Дженнифер Ридер — мировая премьера состоялась в рамках параллельной программы Берлинского кинофестиваля. Повествование этого фильма наполнено двойными смыслами и метафорами: привлекательные старшеклассницы становятся жертвами жестокого маньяка, а молчаливая девушка-изгой открывает в себе сверхъестественные силы. Кинокритик Оля Смолина рассказывает о новом фем-хорроре, напоминающем лучшие работы Дэвида Линча

В тексте могут содержаться спойлеры

17-летняя Джонни (Киа Маккирнан) зарабатывает деньги, подворовывая ценные вещи у более обеспеченных соседей. Ее отец Джин (Тим Хоппер) страдает от редкой болезни и сильно переживает из-за грядущего совершеннолетия дочери. В попытке разобраться с личными проблемами он отправляет Джонни к троюродной бабушке Хильди (Алисия Сильверстоун), а та рассказывает девушке о старом проклятии, которое передается в их семье по женской линии. Параллельно в городе, где живут бабушка и внучка, начинают происходить пугающие события — бесследно исчезают привлекательные и популярные ученицы старших классов.

Режиссер «Проклятого наследия» Дженнифер Ридер сама себя называет «абсолютной приверженкой женственности», «готом в душе» и сторонницей третьей волны феминизма — в которой, по словам Ридер, ей близок экзистенциализм и трансцендентализм (интуитивное постижение мира через духовное самосовершенствование). «Проклятое наследие», как и предыдущая работа Ридер, драма «Ножи и кожа», трансформирует ее мировоззрение в киноязык. В «Ножах и коже» она пыталась обыграть озабоченность американцев криминальными историями о пропавших девушках; в «Проклятом наследии» размышляет о главном женском кошмаре — встрече с маньяком.

 
Кадр из фильма «Проклятое наследие»

Действие хоррора Ридер происходит внутри ожесточенно патриархального общества, но при этом почти все основные персонажи — женщины. Они невольные пешки системы, которая их породила, загнанные в рамки собственной уязвимой природы. Общество в «Проклятом наследии» утрированно мизогинично — оно воспринимает женщину не как личность, но как прекрасный, манящий объект желания. Пропавшие старшеклассницы в фильме — олицетворение чистой, невинной красоты, классической феминности. Их образы возвышенны, даже приторны, им чуждо что-либо плохое, низменное. Девушки так часто становятся объектами идеализации, что волей-неволей превращаются в жертв — целого социума или отдельных людей.

Появление маньяка в городе становится своего рода симптомом общего нездоровья обстановки. 

 

Постановщица исследует стороны женской эмоциональности, представляя ее в том числе как сверхъестественную способность чувствовать сущность других людей. Наставница учит Джонни использовать гипертрофированную эмпатию с умом — и в итоге то, что так часто связывают с женской «мягкостью», трансформируется в разрушительную силу, способную противостоять не только жестокому маньяку, но и патриархату. Женская эмоциональность и чувствительность превращается в настоящее оружие, стреляющее на поражение. 

Кадр из фильма «Проклятое наследие»

Ридер сознательно не стремится к реалистичности, то и дело повышает градус абсурда. Например, рассказывая об обсессивном стремлении к вечной молодости и красоте, она превращает его в нечто парадоксально уродливое — отталкивающе приземленную оду телесности. А магическая трансформация главной героини «Проклятого наследия» Джонни сопровождается большим количеством крови, с которой связаны этапы жизненного цикла женщины — будь то менструация или материнство.

Нарратив «Проклятого наследия» большую часть времени вял и тягуч, как и полагается фестивальному хоррору, ключевые сюжетные элементы перемежаются гипнотически длинными планами. В этом плане детище Дженнифер Ридер близко к эксплуатационному кино, покупающему зрителя ярким стилем, но не делающему важных высказываний. «Проклятое наследие» — фильм, который скорее нужно чувствовать, чем понимать. Как и главная героиня, Ридер делает ставку на эмпатию — и рассчитывает, что зрители станут ее соучастниками.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+