К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Уязвимые индийские женщины: кто такие далиты и почему общество сохраняет кастовость

Протесты в Бангалоре (Фото JAGADEESH NV / EPA)
Протесты в Бангалоре (Фото JAGADEESH NV / EPA)
Гендерное насилие бывает разным, и иногда оно может быть связано с вековой традицией, как в случае Индии, где до сих пор существует каста «неприкасаемых». Forbes Woman рассказывает о том, кто такие женщины-далиты, почему их считают самой угнетаемой социальной группой в мире и как пытаются защитить

Согласно последнему правительственному отчету о преступлениях в стране (National Crime Records Bureau, NCRB), в 2021 году в Индии было зарегистрировано 31 677 случаев изнасилования — в среднем 86 ежедневно. Почти 49 преступлений против женщин фиксировались каждый час. 15% от общего числа зарегистрированных случаев пришлись на адиваси (представителей племенных сообществ) и женщин-далитов («неприкасаемых»).

«Неприкасаемые» не входят в группу варн (брах­маны, кшатрии, вайшьи и шудры), но подразумевают ряд каст (социальных групп, происходящих от варн), которые занимают самое низкое место в варново-кастовой иерархии. Самый известный индийский политический деятель XX века Махатма Ганди предложил называть их «хариджанами» (детьми бога). А лидер далитов Бхимрао Ражди Амбедкар ввел более мягкое слово «далит» («угнетенный»). В индийской конституции в середине XX века эти группы получили название «зарегистрированные касты», и хотя дискриминация по кастовому признаку запрещена, де-факто она до сих пор существует. 

Особенно уязвимы женщины из этой социальной группы. Насильственные действия в отношении женщин из далитов могут совершаться с особой жестокостью и другими сопутствующими видами насилия (групповое изнасилование, убийство, нападение, похищение, социальный бойкот, поджог, заведомо ложное дело, охота на ведьм, подстрекательство к самоубийству), говорят эксперты.

 

В мае 2023 года женщину-далита изнасиловали и отравили. В апреле еще одну женщину из касты «неприкасаемых» изнасиловали, ворвавшись прямо в ее дом, затем облили кислотой и подожгли. От полученных ожогов она скончалась. В сентябре 2023 года женщина-далит была накачана наркотиками и изнасилована. Все это сняли на видео, которым девушку впоследствии шантажировали. Ролик также отправили ее жениху. Такими сообщениями пестрят местные СМИ. И это несмотря на то, что о большинстве случаев просто не сообщается, подчеркивает эксперт в области азиатских исследований факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ Амина Мухаметханова. 

Женщина-далит с ребенком (Фото Sara Hylton)

Индийский патриархат 

Индия — очень разнородная страна. Это многонациональное государство, сочетающее большое количество религий (как минимум индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм), сохраняющее как кастовое разделение, так и глубокое социальное расслоение. Индийское общество в целом традиционное и религиозное, но и тут нельзя сказать, что оно однородно: гендерные установки в разных частях страны различаются. В каких-то штатах и общинах мужчина для женщины — «как бог», в каких-то, напротив, можно встретить своего рода матриархат, рассказывает старший научный сотрудник отдела искусства народов Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии Музея Востока Полина Коротчикова. «Индийцы без высшего образования, из сельской местности, более склонны соглашаться с тем, что жены должны быть покорными. Индийцы, которые в настоящее время живут в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, также чаще других выражают полное согласие с идеей о том, что жены должны подчиняться своим мужьям во всех ситуациях», — добавляет Амина Мухаметханова. По ее словам, несмотря на то что в Индии принято почитать богинь и матерей, а многие реки и народы названы женскими именами, на практике отношение к женщине может быть противоположным. 

 
Протесты против изнасилований. (Фото AP Photo·Aijaz Rahi)

Помимо патриархатности, традиционности и религиозности общества проблему сексуализированного насилия над женщинами усугубляет демографический перекос. Согласно последней переписи населения, прошедшей в 2011 году, на каждую 1000 мужчин приходилось 940 женщин. Связано это с селективными абортами, которые распространились после того, как в 1970-е годы УЗИ во время беременности дало возможность узнавать пол ребенка до рождения. Считалось, что мальчик будет заботиться о родителях в старости, в то время как дочери, напротив, уйдут в другую семью, которая к тому же потребует еще и приданое. В 1994 году селективные аборты объявили вне закона, но они по-прежнему существуют. 

«В Индии большая проблема с женским населением в некоторых штатах, — говорит Коротчикова. — Не везде, но в некоторых штатах даже экспортируют невест, чтобы решить вопрос для молодого мужского населения. Это не значит, что они хватают женщин на улице и насилуют; это значит, что вопрос напряжения стоит очень остро, и если его подогреть плохим алкоголем, то можно далеко зайти».

Не всегда изнасилование является самоцелью. Иногда это демонстрация силы, которая может проявляться, например, во время межэтнических конфликтов, в отдельно взятой семье или в отношении женщин из варны далитов. «Изнасилования и так тяжело расследуются, поэтому далиты для властей — «лишний элемент» в обществе, люди, с которыми не хотят связываться. Такие дела расследуются еще хуже», — поясняет кандидат политических наук, специалист по Южной Азии, доцент НИУ ВШЭ Ольга Харина.

 

Далиты: трижды уязвимые

Далиты — уязвимая группа людей, с которой можно делать «что угодно» по причине того, что они «ниже» других, рассказывают эксперты в разговоре с Forbes Woman. Женщины-далиты находятся в самом низу индийского сообщества. 

Эти женщины, которые составляют около 16% женского населения Индии, сталкиваются с «тройным бременем»: гендерными предубеждениями, кастовой дискриминацией и экономическим неравенством. Женщины-далиты подвергаются угнетению со стороны представителей так называемых высших каст (за то, что они далиты), со стороны богатых (за то, что они бедны) и со стороны мужчин всех общин, включая их собственную (за то, что они женщины). Это следует из отчета Специального докладчика ООН по вопросу о насилии в отношении женщин Дубравки Шимонович. 

«Женщины-далиты принадлежат к самой угнетаемой группе в мире, — говорит и доктор Сурадж Йендэ, автор книги «Кастовые вопросы». — Они являются жертвой культур, структур и институтов угнетения, как внешнего, так и внутреннего». Примечательно, что подвергаются они насилию и со стороны женщин из высших каст. «Нередки случаи, когда женщины из высших каст держат далитов чуть ли не в рабстве, а потом могут даже убить», — подтверждает доцент НИУ ВШЭ Ольга Харина. Находясь в нижней части кастовой, классовой и гендерной иерархии Индии в основном женщины-далиты получают еще меньше денег, чем их коллеги-мужчины, и составляют большинство чернорабочих. 

«Государство обязало отдельные компании выделять далитам рабочие места. Что делают эти компании? Они общаются с пришедшими к ним людьми, но не берут никого на работу, а государству отвечают, что, к сожалению, подходящих кандидатов не было. На самом деле они не хотят иметь дело с далитами», — объясняет Харина.

Из-за серьезных финансовых трудностей в семьях далитов, отсутствия образования и возможностей трудоустройства молодых девушек вовлекают в проституцию. Например, девушкам обещают работу в качестве домашней прислуги, но в итоге шантажируют и заставляют заниматься сексом. «С трудоустройством у далитов большие проблемы, у женщин тем более, некоторые из них вынуждены заниматься [проституцией], — говорит Харина. — Но многие пытаются заниматься и ремеслом, например шьют одежду, вышивают, что-то продают».

 

Отдавать девочек в храмы — еще одна неоднозначная практика. Люди общины воспринимают женщин-девадаси, то есть посвященных храму, как доступных для служения всему сообществу. Молодые девушки имеют очень ограниченные возможности зарабатывать себе на жизнь. Кроме того, такое положение делает их «неподходящими» для брака. В итоге практика девадаси иногда приводит к серьезному сексуализированному насилию и надругательствам над женщинами-далитами.

Подчиненным положением далитов пользуются и те, кто находится у власти. Часто обвиняемые избегают наказаний за преступления в отношении женщин из этой группы. «Бездействие полиции в случаях, связанных с насилием в отношении женщин-далитов, к сожалению, является тревожно распространенным явлением», — говорят и в международной правозащитной организации Amnesty International. 

Протесты в Мумбаи (Фото AP Photo·Rajanish Kakade )

Даже если полиция соглашается возбудить уголовное дело, у нее может не получиться эффективно собрать необходимые доказательства: свидетели могут бояться дать показания, либо и вовсе встать на сторону преступника. Полина Коротчикова поясняет, что, во-первых, полицейским, как и другим людям, могут быть свойственны предубеждения в отношении далитов, во-вторых, община может покрывать насильников. «Люди спокойно дают лжепоказания, если они на стороне мужчины. Так что проблема идет скорее снизу, чем сверху». 

Если дело все-таки удается возбудить и расследовать, препоной могут стать гендерные предубеждения судей. «Вся система уголовного правосудия предвзято относится к женщинам-далитам. В судах часто задают жертвам вопросы вроде: зачем мужчинам из высшей касты насиловать ее? Она «неприкасаема». Должно быть, она сама предложила им секс», — говорит активистка из далитов Манджула Прадип, директор Dalit Human Rights Defenders Network.

 

Женщины-далиты также подвергаются сексуализированному насилию со стороны мужчин так называемой высшей касты под предлогом вступления в брак: мужчины манипулируют молодыми девушками, обещая в будущем жениться на них. Девушки убегают из дома, но позже мужчины их бросают. «Женщины из низших слоев общества, женщины-далиты, женщины из племен — это те, кто в большей степени страдает не только от насилия, но и от боязни общественного осуждения, поскольку пережившая изнасилование обычно рассматривается как опозоренная женщина», — говорит Мухаметханова. 

Кроме того, изнасилования используются в качестве инструмента давления на общины далитов в целом. Так, насилие совершается в отношении женщин-далитов мужчинами из высших каст в отместку за старую вражду или из-за нерешенных споров между семьями, связанных с землей; текущие / ожидающие рассмотрения уголовные дела в суде или полиции и т. д. Часто это превращается в массовую атаку или социальный и экономический бойкот всей семьи или сообщества — как урок о том, что далиты не могут идти против кастовых норм.

Почти в 60% случаев пострадавшие забирают заявление и соглашаются на компромиссное урегулирование, вне правовой системы, обычно после того как к этому их принуждают неофициальные сельские советы, подсчитали в организациях Equality Now и the Swabhiman Society.

«У насилия нет племени, расы и гражданства»

С точки зрения прописанного законодательства все может быть довольно неплохо, говорят собеседницы Forbes Woman. В Индии есть как общие запреты порочных практик, так и более узкие. Проблемы начинаются в реализации, на которую влияют коррупция и бюрократия.

 

«Правительство многое делает. Индию стоит похвалить. Если раньше вопрос изнасилований (вообще) замалчивался, то сейчас он постоянно в повестке. Но индийская система очень медленная, — поясняет Полина Коротчикова. — Конституция отличная, но пока дело дойдет до суда, пройдут годы. Есть случай, когда, пока расследовали убийство «неприкасаемой», все виновные, кроме одного, умерли. Так бывает не всегда, но это имеет место».

О коррумпированности правоохранительной системы говорит и Ольга Харина. По ее словам, до конца расследуются только громкие кейсы, когда насильников подвергли высшей мере наказания. Гораздо хуже обстоят дела, когда пострадавшие — женщины-далиты. «Был случай, когда обеспеченные молодые люди держали у себя 14-летнюю девочку, систематически над ней издевались, в том числе насиловали. В результате девочка в тяжелом состоянии попала в больницу и умерла. А этих молодых людей просто выпустили под залог, потому что за них похлопотали богатые родители», — рассказывает эксперт.

Что касается политиков, то их программы носят общий характер, говорит Харина. Политики в первую очередь обещают искоренить бедность, повысить доступность образования. Про изнасилования говорят, но тоже в общих чертах, и все это остается только разговорами. «Партия «Индийский национальный конгресс» пыталась бороться с проблемой, но последние выборы она проиграла. «Бхаратия джаната парти» тоже пытается, но на практике положительной динамики не наблюдаем», — рассказывает Харина. 

«Раштрия сваямсевак сангх» (правая военизированная националистическая организация в Индии, ее принято считать родоначальницей правящей партии Индии «Бхаратия джаната парти») и вовсе не верит в идею ненасилия, что отражается на жизни женщин, добавляет эксперт в области азиатских исследований Амина Мухаметханова. 

 

В ситуации, когда правительственные механизмы оказались несостоятельными, общественные организации работают над расширением прав и возможностей женщин из низших каст. «В качестве задач рассматриваются: мониторинг комитетов по борьбе с сексуальными домогательствами; получение комнат отдыха и туалетов; обеспечение безопасности женщин, работающих в таких секторах, как транспорт; профилактика ВИЧ; повышение квалификации работающих женщин», — перечисляет Мухаметханова. 

Женщина-далит сидит рядом с ручным насосом в Нарасингпатне. (Фото Tsering Topgyal·AP Photo)

По ее словам, переломным стало в 2012 году «дело Нирбхайи» — групповое изнасилование девушки в автобусе: «Беспрецедентное количество молодежи выступило с призывом к безусловной свободе женщин Индии. «Арабская весна» создала волновой эффект для вспыхнувшей борьбы. Движения «Чало Дилли» и #NotInMyName восстали против насилия над далитами».

Однако правительство ограничивает женское движение и настаивает на контроле за поведением женщин, а не борется с сексизмом и небезопасностью общественных мест, говорит эксперт. «Все действия государства, которые направлены на обеспечение гендерного равенства и борьбу с насилием, на самом деле ориентированы на формирование восприятия изменений, а не на инициирование мер по фактическим переменам. Именно поэтому так много людей интуитивно верят, что «Бхаратия джаната парти» реально работает над расширением прав женщин, но действительное положение вещей сильно отличается», — заключает Мухаметханова.

Что касается международной поддержки, то другим странам стоит рассматривать опыт Индии не только как некий кейс, но и с той точки зрения, что что-то можно сделать в помощь, отмечает Харина. Индия входит во многие международные организации. Мировое мнение, влияние извне, привлечение внимания к проблеме насилия даже без вмешательства во внутренние дела могут помочь найти пути решения проблемы. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+