«Зеленый пес»: как две подруги придумали счастливую пенсию служебным собакам
Оксана Дурова и Юлия Дежнова вместе работали в издательском доме «Коммерсантъ», сделали десятки медийных спецпроектов и стали хорошими подругами. В 2019 году им пришла задача по работе: подготовить выставку про служебных собак. С чего начать, как подать материал, о чем говорить? До этого Дурова и Дежнова не были знакомы с собаководством вовсе. Выставка получилась, тем вечером с открытия Оксана и Юлия уехали с твердым намерением решить проблему, о которой в кулуарах делились с ними кинологи, — служебным собакам в отставке невозможно найти дом. А Юля прихватила домой еще и австралийскую овчарку. Так появился «Зеленый пес» — клуб служебных собак в отставке.
Собаки на пенсии
Чтобы стать служебной собакой, нужно пройти серьезный отбор. С самого рождения щенку нужно быть не просто породистым, но и обладать определенными качествами. С трех месяцев таким собакам предстоят постоянные дрессировки под неустанным наблюдением кинолога. А дальше серьезная, но быстротечная карьера. Собаки работают в аэропортах, на таможне, на контрольно-пропускных пунктах, где ищут запрещенные вещества, охраняют объекты и территории, задерживают нарушителей, сопровождают незрячих людей и многое другое.
Обычно собаки служат около семи лет, но иногда задерживаются дольше из-за уникальных качеств. Однако спустя максимум 10 лет все равно списываются «по возрасту». У некоторых спецслужб есть возможность и дальше содержать собаку, но это скорее счастливое стечение обстоятельств. Еще большая удача — попасть в дом к человеку, с которым собака прошла свой профессиональный путь. Но часто псы остаются не у дел: они списываются, снимаются с довольствия, а объявление о пристройстве размещается на сайте ведомства. «Но вы же не пойдете искать собаку на сайт ФСИН, — говорит Юлия. — Поэтому шансов у таких псов практически нет».
Собаки после списания, если не удается их пристроить, продолжают содержаться за счет ведомств, но их жизнь ощутимо меняется к худшему. Собака на пенсии живет в скромных условиях: обитает в боксе, выходит на короткий выгул и в отличие от домашних собак не получает витаминов, шампуней и, что намного важнее, человеческого общения. «В таких условиях собаки часто «сгорают» от недостатка движения и своей ненужности. Когда мы поняли глубину проблемы, появился «Зеленый пес». Наша задача — собак, которые отслужили верой и правдой, на пенсии пристроить в хорошие, классные, добрые руки», — говорят основательницы проекта.
Сайт знакомств
Оксана и Юлия решили начать проект с качественного сайта: не просто картотеки, а полноценного подбора собаки по критериям, характеристикам, содержанию, условиям. «Вы можете выбрать себе настоящего друга и будете сразу знать о его характере, способностях, здоровье. Не будет сюрпризов, потому что вы будете в курсе всех нюансов», — рассказывают авторы проекта.
Вместе с командой разработчиков сайта Оксана и Юлия потратили шесть месяцев на то, чтобы сделать сайт, отвечающий их внутренней планке и непростой задаче. Базу питомцев дополнили статьями с рекомендациями о выборе, адаптации, содержании животных. Каждый шаг авторы «Зеленого пса» сверяли с кинологами, которые работают со служебными собаками, чтобы не сделать ошибки. «Это как сайт знакомств, только собака не может написать в ответ», — говорит Оксана.
Но в 2020 году случилась пандемия, и все службы оказались закрыты для доступа посторонних. Поэтому проект запустился только осенью 2022 года в тестовом режиме. В ноябре состоялось совещание руководителей кинологических служб разных силовых структур, которые одобрили проект и согласились пристраивать выходящих на пенсию собак через него. «Люди из специальных служб в этой ситуации оказались заинтересованными и очень небезразличными. Кинологические службы — вообще фанаты своего дела. И сейчас они к нам обращаются, пишут, звонят», — рассказывают основательницы.
Запуск сайта и первоначальное продвижение обошлось в 1 млн рублей — это личные деньги основательниц проекта.
Строгий отбор
Как-то Оксана поехала в самый большой питомник служебных собак в Подмосковье для того, чтобы провести фотосессию собак. Взяла с собой семью за компанию. «Пока я пытала кинолога, смотрю, как муж с сыном запихивают собаку в машину», — рассказывает Оксана. Так в семье появился Изюм, черная немецкая овчарка. В основном среди служебных собак встречается именно эта порода, но недавно в МВД ушел в отставку корги. Еще распространены кокер-спаниели, джек-рассел-терьеры — охотничьи собаки с хорошим нюхом.
В год из всех спецслужб списывается до 3000 собак, и около 1000 может обрести новых хозяев. Это примерное число, исходя из спроса, статистики пристройств и количества наиболее подходящих собак — сохранивших физическое и эмоциональное здоровье, социализированных для жизни в семье.
На своем профессиональном пути собака могла задерживать преступников, раскрывать преступления, но информация о службе и достижениях новым владельцам не передается. Личное дело служебной собаки связано с личным делом ее напарника-человека и по законодательству не подлежит разглашению. Вместе с собакой проект передает ее ветеринарный паспорт и все необходимые сведения о характере, опыте, привычках, особенностях содержания. А ее жизнь начинается с чистого листа.
Первый этап отбора владельца — анкета, которая создана кинологами и психологами. Предпочтение проект отдает семьям с детьми, у которых есть просторная жилплощадь, в идеале загородный дом. Ведь собакам требуются многочасовые выгулы, а если у человека нет времени, то питомец может загрустить и что-то испортить в доме из-за переизбытка энергии. Все это объясняют потенциальным владельцам, а если они не подходят по критериям, то обязательно предлагают альтернативу от фондов-партнеров, маленьких собак с более простыми условиями содержаниями. «Эти собаки заслужили быть счастливыми на своей пенсии», — объясняют тщательный отбор в проекте.
За все время работы был всего один случай возврата. «Наша ошибка: мы поверили, что у людей есть опыт с собаками. Они утром забрали лабрадора, а вечером вернули. Сказали, что он медленно ходит, а они хотели быстро поиграть в мячик… Но собакам нужно время на адаптацию», — говорят в проекте. Больше такого не случалось.
В день команда проекта общается с пятью-шестью претендентами. «Но пусть не складывается мнение, что мы отдаем собак исключительно обеспеченным людям — нет. Просто люди должны быть в состоянии найти средства и время на животное», — говорят основательницы проекта. Содержание такой собаки — недешевое удовольствие. В среднем собаки весят от 25 и 45 кг, только один корм обойдется в 600 рублей в день. Не говоря про ветеринаров, поездки, груминг. «Собаки, как дети. В них надо вкладывать», — говорит Юлия. Содержание служебной собаки в месяц обходится от 10 000 рублей и выше. Сюда входит корм, ветпрепараты и уход; дрессировка и обучение рассчитываются отдельно. Например, если собаку хотят переучить на проводника, придется потратить около 1,2 млн рублей за 1,5 года.
В среднем проект пристраивает по несколько собак за неделю, всего за почти год существования проекта их около 100. «Возрастных животных всегда пристраивать намного сложнее, чем молодых, вне зависимости, были они служебными или нет, — комментирует PR-директор фонда помощи бездомным животным «Ника» Софья Шлемина. — 100 пристроенных животных — это весьма приличный показатель, учитывая, что проект возник не так давно».
Счастливые случайности
«Большое преимущество — то, что мы делаем, очень легко. Легко любить умную, породистую и воспитанную (с трех месяцев в ежедневном режиме) собаку. Иметь такую у себя в доме или квартире — удовольствие, — говорят в «Зеленом псе». — Но и хозяин должен соответствовать, ведь собака, умная и сильная, может взять бразды правления в свои лапы. Поэтому перед пристройством необходимо ознакомиться с базовыми кинологическими знаниями, чтобы понимать, как жить с собакой».
Такие собаки выполняют команды с первого раза и выручают своих хозяев. «Встречаются нереальные истории. Например, мужчина забыл выключить кастрюлю с бульоном, сел за компьютер, а собака сидит рядом и начинает тянуть на кухню. Оказалось, бульон выкипел и до пожара оставались минуты», — рассказывает Юлия.
Очень важно, чтобы пес понравился всем, как и вся семья собаке. Одна семья в полном составе ехала за кавказской овчаркой Ажидель, которую выбрали на семейном совете. Бабушка планировала вязать из ее шерсти носки, а дети собирались играть с ней в снежки. Но мимо случайно прошел кинолог с лабрадором Лео. Пес остановился и внимательно посмотрел в глаза всем по очереди. Собаку как раз собирались списывать. Приехав в новый дом, пес будто сразу знал, где его лежанка.
Собаку-проводника Ириса пристраивали всем сообществом проекта «ВКонтакте». Пес остался на улице после смерти единственного хозяина, и было очень мало времени, чтобы найти ему дом. Это была настоящая акция спасения по репостам. В свое первое утро он принес новой хозяйке тапочки в постель.
Иногда, когда Оксана или Юлия перезванивают по телефону, указанному в заявке, на том конце оказывается ребенок, который просит уговорить родителей взять собаку. Обычно все на этом заканчивается, но не в случае с лабрадором Мишель. Семилетний мальчик выбрал ее среди всех возможных щенков и собак и убедил родителей приехать знакомиться. Уехали они уже вместе.
Со всеми владельцами проект поддерживает связь: хозяева присылают фотографии и делятся новостями. Одна женщина рассказала, как лабрадор спас ее на восьмом месяце беременности, когда она чуть не упала на лестнице. «Мы просто рыдали, решили, что все попадем в собачий рай», — делятся основательницы.
Сообщество — гордость основательниц проекта: «Мы не ставили такую задачу, но случилось так, что новые хозяева стали между собой общаться. Бывали случаи, когда профессиональные кинологи брали своих бывших собак через наш проект, потому что это удобно и быстрее, чем через внутренние процедуры. Теперь все они — члены комьюнити, где пропагандируется трепетное отношение к животным».
Деревня собак
География проекта пока распространяется только на Москву и Московскую область — здесь отработана логистика. Как-то собака понравилась женщине из Оренбурга, но доставка заняла бы трое суток и обошлась бы в 20 000 рублей — пока такое решение невозможно. Но проект постепенно расширяется. Оксана и Юлия хотят сделать проект федеральным и найти волонтеров, которые будут заниматься пристройством в регионах.
«Сложно представить, как масштабировать проект по поиску дома именно для служебных животных, потому что в любом случае истории и характеры индивидуальны, и хозяев необходимо выбирать тщательно, это требует очень много ресурсов, — размышляет Софья Шлемина из фонда «Ника». — Хотя, безусловно, ситуации, когда ранее служебные животные становятся «невостребованными», характерны для всей страны и разных регионов. Причем проблема касается не только собак, но и, например, лошадей».
Сейчас команда работает как волонтеры, продолжая вкладывать свои средства в продвижение и мероприятия для комьюнити. Вся нагрузка ложится на троих — Юлию, Оксану и Татьяну, в прошлом заводчицу, которая сейчас выполняет функции администратора и SMM-специалиста. «У нас нет выгорания. Мы радуемся, что счастливы собаки и люди», — говорит Юлия. Старт проекта показал, что лежащая в его основе идея — рабочая.
Основательницы «Зеленого пса» считают, что масштабировать проект позволит деревня служебных собак — важный промежуточный этап пристройства между питомником и семьей. «К ним смогут приезжать родители с детьми, проходить преддипломную практику молодые кинологи, ветеринары. Это нужно делать срочно, потому что многих собак не успеваем пристроить. Если собака не работает, она быстро погибает», — рассказывают в проекте.
Создание такой деревни требует вложений — на современные боксы, площадки для выгула и аджилити (собачий вид спорта), административное здание. Юлия и Оксана ищут инвестиции, по их подсчетам, нужно около 30 млн рублей, чтобы через два года проект вышел на самоокупаемость. Зарабатывать планируют за счет платных услуг передержки, обучающих курсов для собаковладельцев, программ канистерапии (это метод медицинской реабилитации с участием собак) и семинаров с психологами по лечению кинофобии (боязни собак), а также магазина товаров для животных и кафе для посетителей.
Еще одна задумка призвана формировать в обществе культуру ответственного отношения к животным: «Мы хотим построить музей, который будет доступен для школьников и семей с детьми. Где будут проходить семинары, кинопоказы, где будут настоящие собаки, с которыми можно общаться. Таких музеев в Москве нет, и всем желающим, особенно детям, просто негде получать соответствующие навыки».