Мигранты и граница: как режиссер Агнешка Холланд показывает кризис гуманизма
Польский кинематографист Агнешка Холланд в своем новом фильме «Зеленая граница» призывает обратить внимание на гуманитарный кризис на польско-белорусской границе и обвиняет европейские власти в халатности и безразличии. Картина была отмечена спецпризом жюри.
Венецианский фестиваль — 2023 снова уделил большое внимание темам, которые не теряют актуальности: миграционному кризису, социальному и экономическому неравенству. Казалось бы, Джанфранко Рози еще в 2016 году получил «Золотого медведя» Берлинале за документальный фильм «Море в огне» о том, как беженцы из Африки пересекают море на лодках в надежде добраться до Италии. Но проблема не исчезает, и режиссеры находят, что еще сказать по этому вопросу.
Итальянец Маттео Гарроне снял историю о том, как двое парней из Сенегала пытаются добраться до Европы и на этом пути проходят через настоящий ад. Американский режиссер Ава Дюверней в фильме «Происхождение» рассказала историю журналистки, обладательницы Пулитцеровской премии Изабель Уилкерсон, которая исследовала виды угнетения и ограничения людей в правах на основании их национальности, цвета кожи, места рождения и показала, что, несмотря на прогресс, деление на касты до сих пор существует.
История в фильме «Зеленая граница» развивается в трех направлениях. Семья из Сирии приезжает в Белоруссию, потому что ходят слухи о том, что это самый безопасный способ добраться до Европы. Они знакомятся с женщиной из Афганистана и пытаются пересечь границу с Польшей, где их встречает более чем холодный прием. Пограничники, пользуясь беспомощностью мигрантов, отбирают у них деньги и личные вещи, избивают и перевозят их из Польши в Белоруссию и обратно. Далее режиссер показывает жизнь одного из польских пограничников, который ведет простую жизнь, строит дом для своей жены и еще нерожденного ребенка, а по ночам гоняет мигрантов по лесу и избивает беременных женщин, стариков и детей. Третья линия рассказывает о волонтерах, которые приходят на помощь замерзшим, промокшим, отчаявшимся людям, застрявшим в зимнем лесу без воды и еды. Однако у них тоже связаны руки — они могут кормить мигрантов, оказывать медицинскую помощь, но любое активное вмешательство в их судьбу ведет к тюремному заключению.
Трехкратная номинантка на премию «Оскар» Агнешка Холланд за более чем 50-летнюю карьеру не раз снимала про гуманитарные катастрофы и кризис европейских ценностей. Ее самые свежие картины — «Гарет Джонс» о голодоморе на Украине и «Шарлатан» об уникальном докторе в Чехословакии, которого сначала пытаются использовать нацисты, а затем — коммунистическая власть. Холланд смогла достичь максимально тонкого баланса между зрительским, увлекательным кино с наивными, иногда даже детскими манипуляциями и чисто фестивальной остросоциальной тематикой. Не зря изрядную часть своей творческой жизни она отработала на американских проектах типа «Прослушки», «Карточного домика» и «Любовников».
«Зеленая граница», намекающая названием на обширный лес, который делят Белоруссия и Польша, остается зеленой только на первых кадрах. Дальше фильм снят в строгой старомодной черно-белой гамме, отсылающей к фильмам о Второй мировой войне. Если Ава Дюверней в своем фильме сравнивает с евреями во время Холокоста афроамериканцев, то Холланд проводит параллель с современными мигрантами. Прямо как режиссер Ари Фольман в мультфильме «Где Анна Франк», который показали в Каннах в 2021 году.
Холланд при этом прекрасно знает, что делает. Концентрация ужаса в кадре зашкаливает: беременных женщин и стариков избивают, дети гибнут в болоте без надежды на спасение, пограничники перебрасывают трупы людей с одной стороны забора на другую, едва выживших мигрантов забирают прямо из больницы, чтобы выбросить обратно в лес. Не помогают ни деньги, ни уговоры, ни права человека. Это откровенная манипуляция зрителем, но, даже отдавая себе отчет в том, что режиссер ведет психологическую игру, сложно оторваться от экрана и не сопереживать. В какой-то момент Холланд перебарщивает с надрывом и драмой, однако ее выводы не становятся от этого менее депрессивными.
На примере польского пограничника режиссер показывает, как легко управлять слабовольными людьми, которые заглушают боль от травмы алкоголем. На примере волонтеров мы узнаем, что выхода из этой ситуации нет — ты либо подчиняешься системе и вынужден наблюдать смерть людей собственными глазами, либо идешь против нее и рискуешь собственной жизнью. В то же время решение, по мнению Холланд, найти не так сложно.
В эпилоге фильма она красноречиво показывает ситуацию на границе Польши с Украиной в 2022 году, где все те же пограничники, несколько лет назад избивавшие сирийских беженцев, вежливо сажают белых людей в транспорт и помогают с переходом границы. Украинцы находятся в точно таком же отчаянном положении, но отношение к ним совершенно другое. Получая спецприз жюри во время церемонии награждения фестиваля, Холланд со сцены отметила, что власти не решили вопрос с сирийскими и афганскими беженцами не потому, что не могли, а потому, что не хотели. И ее «Зеленая граница» похожа не на очередной комментарий на тему, а на злой крик отчаяния.