Почему в Непале изгоняют женщин во время менструации и как с этим борются власти
В начале августа в Непале умерла 16-летняя Анита Чанд из-за официально запрещенной в стране практики чхаупади, сообщает The Guardian. Издание также отмечает, что гибель девушки является первым зарегистрированным смертельным исходом от чхаупади с 2019 года.
По словам заместителя председателя сельского муниципалитета Бина Бхатт, Чанд умерла после того, как змея укусила ее во время сна. «Девушка спала возле своего дома в сарае во время менструального цикла, когда произошел инцидент», — сообщает Бхатт. Семья Аниты отрицает, что в этот период у нее была менструация. Полиция ведет расследование.
Чхаупади, согласно определению Национальной медицинской библиотеки США, — это индуистская традиция табу, распространенная в Западном Непале, согласно которой женщины во время менструации и некоторое время после родов считаются неприкасаемыми. Им запрещено входить в дом или на кухню, прикасаться к другим людям, скоту, растениям и религиозным идолам, а в некоторых случаях — к водопроводным кранам и колодцам. Девочкам также запрещено посещать школу. Этот обычай распространен среди сельского населения. Считается, что нарушение табу приведет к стихийным бедствиям, падежу скота, неурожаям и смертям родственников.
Подобное табу есть в иудаизме, где женщина во время месячных наделяется ритуальным статусом «нида», который накладывает большое количество ограничений. Тора запрещает физические контакты с менструирующей женщиной, а ортодоксальный иудаизм — прикасаться или передавать друг другу предметы в этот период.
В исламе женщины в период менструации не являются нечистыми — им разрешено молиться и входить в мечети, но половые отношения в этот период запрещены. В христианстве нет понятия «ритуальной нечистоты» и большинство конфессий не придерживаются каких-то ритуалов или табу, связанных с менструацией. Однако в восточном православном христианстве женщинам рекомендуется в этот период не причащаться.
Название чхаупади образовано из двух слов: chhau, что означает «менструация», и padi, которое переводится как «женщина». Соблюдающие традицию женщины изгоняются из своих домов и во время менструации живут в «чхаупади готх» или «чхауготх» — в специальных маленьких глиняных хижинах без окон или в хлевах для скота.
Эта практика регулярно приводит к смертям по самым разнообразным причинам. Издание The Kathmandu Post отмечает, что чаще всего женщины погибают от удушья после того, как зажигают костры для обогрева в хижинах без окон. Температура зимой на холмах и в горах Западного Непала опускается ниже нуля. К гибели также приводят нападения диких животных, чаще — змей и скорпионов. Более того, женщины часто болеют из-за антисанитарии и скудного питания: рацион изгнанницы ограничивается лепешкой с солью.
Точное количество жертв, связанных с чхаупади, неизвестно, но до 2019-го регистрировалась как минимум одна смерть в год. Издание Deutsche Welle (признано в России иностранным агентом) приводит 15 смертей с 2009 по 2022 год. Непальская ежедневная газета The Kathmandu Post сообщает, что 13 человек погибло только в одном районе в период с 2007 по 2018 год.
В хижинах женщины могут подвергаться сексуальному насилию, что редко предается огласке из-за стигматизации. «Многие жертвы не решаются высказаться и поделиться пережитым из-за культуры обвинения жертв, а также отсутствия защиты и солидарности со стороны правительства», — говорит бывший член Национальной комиссии по правам человека Мохна Ансари.
Чхаупади также влияет на женское образование, так как девочкам не разрешается ходить в школу во время менструации. Считается, что богиня мудрости Сарасвати рассердится, если менструирующая девушка или женщина будет читать, писать или трогать книги. Из-за этого посещаемость школы девочками снижается, а разрыв в образовании между мальчиками и девочками увеличивается.
Опрос Национальной медицинской библиотеки США показал, что большинство девочек все же посещали школу во время менструации (70 участниц опроса из 77). 3,9% опрошенных девочек во время своего изгнания подвергались физическому насилию, а 11,7% были укушены змеей.
В 2005 году Верховный суд Непала заявил, что чхаупади является нарушением прав человека, и призвал правительство сформулировать закон, который криминализирует эту практику. С 2008-го власти начали проводить кампании по информированию общественности. В 2017-м парламент страны принял закон, который предусматривает трехмесячный тюремный срок или штраф в размере 3000 рупий (около $36) для тех, кто заставляет женщину следовать обычаю.
Наиболее активная общественная кампания началась в 2019 году после смерти 21-летней Парвати Рават. Девушка задохнулась в хижине без окон, когда разожгла огонь, пытаясь согреться. После этого инцидента активисты разрушили более 7000 хижин-чхауготх, а родственник Парвати был приговорен к трем месяцам тюремного заключения.
Помимо уничтожения хижин, для искоренения практики применяются и другие способы, например отказ выплачивать пособия и предоставлять льготы людям, которые соблюдают чхаупади. Президент округа деревни Бхандари Джанак Бхандари в 2019 году заявил, что благодаря правительственным мерам количество женщин, живущих в чхауготх во время месячных, снизилось на 20%. «Когда кто-то приходит в мой офис, чтобы получить государственные услуги, пособие на питание, пенсию, свидетельство о рождении, рекомендации по гражданству, по кредиту и так далее, мы сначала спрашиваем их, практикуют ли они чхаупади. Если они ответят «да», мы попросим их уничтожить хижину и снова прийти, чтобы претендовать на государственные льготы и пособия», — рассказал Бхандари.
Сельский муниципалитет Рамарошана проводит информационную программу под лозунгом «Внутри чхаупади, снаружи бог». В Западном Непале люди считают, что будут наказаны Богом, если женщины войдут в дом во время менструации, поэтому местные власти решили построить большой храм в центре деревни. Жителей попросили держать в нем своих богов, а девочкам и женщинам позволить оставаться дома. «Здесь мы решили нашу проблему. Оставьте Бога в храме, а женщина пусть остается дома. Тогда Бог будет счастлив, и женщины будут в безопасности», — заявил заместитель председателя муниципалитета.
С наступлением пандемии Covid-19 внимание к чхаупади ослабло, и достигнутый прогресс стал откатываться назад. Все ранее разрушенные чхауготх были восстановлены, а общественные кампании по информированию населения перестали проводить. «Мы разрушили хижины чхаупади, но не смогли избавить общество от суеверий. Люди восстановили разрушенные сараи через несколько дней», — сказал начальник отдела женщин и детей районного полицейского управления в Баджхане.
Разрушение хижин не мешает соблюдать чхаупади: женщины все равно проводят период менструации вне дома — в полях, пещерах и палатках. «Полиция разрушила наш чхауготх, только усугубляя наши трудности. Пещеры могут вместить только трех человек одновременно, поэтому, когда у группы женщин месячные, мы остаемся в полях. Это сложно, но мы все равно должны соблюдать чхаупади. Это наш обычай», — заявила 35-летняя Бирати Рокая из Дхули.
Смерть 16-летней Аниты Чанд в августе 2023 года подняла новую волну дискуссий об этой практике. Основатель Глобальной коалиции Юга за достойную менструацию Радха Паудель сказала, что правительству Непала нужно сделать больше, чем просто раздать школьницам бесплатные гигиенические средства. «Есть закон, который криминализирует изгнание женщин в период менструации, а также есть политика, но само правительство не реализует ее», — добавила Паудель.