К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Слова, которые ранят: как в разных странах борются с культурой насилия

Фото Annie Spratt / Unsplash
Фото Annie Spratt / Unsplash
Некоторые формы агрессии против женщин — оскорбления, сексистские комментарии — не похожи на насилие, но приводят к нему, нормализуя неравенство. В некоторых странах с ними борются на законодательном уровне — рассказываем о нескольких таких инициативах

Насилие в отношении женщин подпитывается принятыми в обществе нормами и культурными практиками. Внешне сексистская реклама или песни, в которых исполнители выступают в образе токсичных мачо, кажутся безобидными, но они — часть культуры насилия, крайними проявлениями которой становятся самые настоящие преступления. В некоторых странах пытаются бороться с корнем проблемы — вот несколько примеров.

Оскорбления в адрес женщин

Кэтколлинг (от англ. catcalling — «подзывание кошки») — вид уличных домогательств с использованием свиста или междометий (вроде «кис-кис»). Согласно исследованию группы активистов по борьбе с уличными преследованиями Hollaback! и Корнельского университета (проведено в 2014 году с участием 16 000 респондентов), свист в первую очередь ориентирован на женщин и совершается мужчинами. 84% женщин во всем мире впервые подверглись домогательствам на улице еще до того, как им исполнилось 17 лет, и 82% после этого изменили маршрут постоянных перемещений.

Во Франции символом этой проблемы стало видео с уличной камеры наблюдения, на котором видно, как девушка (студентка по имени Мари Лаггер) на глазах прохожих среди бела дня подвергается нападению мужчины. Как стало известно в ходе расследования инцидента, Мари шла по улице, а сидевший на веранде кафе мужчина «издавал унизительные звуки» и высовывал язык, делая недвусмысленные сексуализированные намеки в ее адрес. Мари сказала ему заткнуться, после чего он швырнул в нее пепельницу; завязалась перепалка, переросшая в нападение, — мужчина подошел к девушке и ударил ее. В том же году Франция приняла закон против уличных домогательств, известный как Loi Schiappa — по имени бывшего министра Франции по вопросам гендерного равенства Марлен Шьяппа. Согласно закону, за кэтколлинг предусмотрен штраф в размере до €750 евро. В 2018 году французское законодательное собрание также ввело в правовой кодекс понятие сексизма. 

 

С 2014 года уличные домогательства запрещены в Бельгии; в качестве наказания предусмотрены штраф или тюремное заключение. С 2016-го похожий закон действует в Португалии. В некоторых странах, например в Канаде или Новой Зеландии, есть законы, защищающие всех граждан от словесной агрессии, под которые подпадает и кэтколлинг. 

Массовые коммуникации

В 2018 году Advertising Standards Authority (ASA) — рекламный регулятор Великобритании — ввел запрет на использование негативных гендерных стереотипов в рекламе. Исполнительный директор ASA Гай Паркер подчеркнул, что гендерные стереотипы способствуют неравенству в обществе и ограничивают потенциал людей. Согласно новым правилам, в рекламе не могут использоваться стереотипные сценарии, в которых мужчина или женщина не справляются с какой-либо задачей именно из-за своего пола — речь, например, о неспособности женщины припарковать автомобиль. Реклама защищает от стереотипов и мужчин — под запрет попадает обыгрывание якобы врожденной неспособности мужчин выполнять родительские обязанности вроде смены подгузника ребенку.

 

В Италии в 2013 году Министр труда и социальной политики (в его ведение входит гендерное равенство) и Итальянский институт саморегулирования рекламы подписали Меморандум о взаимопонимании. Согласно меморандуму, реклама не должна использовать изображения насилия в отношении женщин или подстрекать к нему, уважать принцип равных возможностей и продвигать позитивное восприятие женщин, избегать использование стереотипов. 

В ряде стран действуют образовательные и просветительские программы, которые направлены на профессионалов рекламы, пиара, журналистики. Например, в Бельгии при поддержке правительства создана электронная база экспертов по самым разным вопросам, где присутствуют в том числе представители уязвимых групп: предполагается, что создатели рекламных роликов, репортажей, сценариев смогут обращаться к ним, чтобы исключить искажение фактов и неэтичные высказывания при создании контента. Похожая база есть и в России, хотя ее цель формулируется иначе — повысить видимость женщин-экспертов.

Женоненавистнический контент 

В июле 2023 года правительство города Чиуауа на севере Мексики одобрило закон, запрещающий музыкальным коллективам исполнять песни с текстами, «пропагандирующими насилие в отношении женщин» или поощряющими их дискриминацию или маргинализацию. Мэр Чиуауа Марко Бонилья в видео на своей странице в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) подчеркнул: «Насилие в отношении женщин достигло уровня, который мы могли бы рассматривать как пандемию. Мы не можем допустить, чтобы это произошло, и мы также не можем допустить, чтобы это стало нормой». Тем, кто нарушает запрет, может грозить штраф в размере от 674 000 песо до 1,2 млн песо, или примерно от $39 000 до $71 000.

 

Сексистская терминология

Архаичные термины, унижающие достоинство женщин и увековечивающие гендерные стереотипы, например «соблазнительница», «вамп», «старая дева» или «блудница», все еще регулярно используются в индийских судах. Поэтому в августе 2023 года верховный суд страны выпустил руководство для судей, призывающее избегать таких слов, когда речь заходит о женщинах. «Если судьи опираются на вредные стереотипы, это может привести к искажению объективного и беспристрастного применения закона. Это увековечит дискриминацию и отчуждение», — написал в руководстве главный судья Индии Дхананджая Чандрачуд. При этом он сослался на один из самых сексистских сценариев, которые могут разыгрываться в залах суда: когда судьи спрашивают предполагаемого насильника, готов ли он жениться на жертве на том основании, что статус замужней женщины уменьшит ее бесчестье и придаст ей уважения в обществе.

Похожая инициатива, но уже на низовом уровне, есть и в России: проект «Дала повод для ревности» (сайт заблокирован на территории России) издания «7х7» (внесено в реестр иноагентов) и независимой группы исследовательниц исследует, как российские СМИ пишут об убийствах женщин. Они обратили внимание, что жертв фемицидных преступлений почти не показывают с положительной стороны, а в каждом пятом тексте перекладывают ответственность на погибшую. Попытки же понять мотивы преступников часто превращаются в оправдание преступления. Это проявляется даже в том, какие слова выбираются для обозначения участников трагедии: например, убитую нередко называют словом «возлюбленная», как бы показывая, что у убийцы был возвышенный мотив. Авторы проекта призывают всех, кто пишет о преступлениях в отношении женщин, выбирать такую подачу, которая не будет закреплять восприятие насилия как типичного развития отношений.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+