«Меняю среду для будущего»: как Ирина Залевская меняет подход к бизнесу во Владимире
13 лет назад Ирина Залевская открыла во Владимире салон красоты. По ее словам, тогда в городе были парикмахерские, но салонов, где можно сделать и укладку, и макияж, а заодно выпить бокал шампанского — не существовало. Теперь у Залевской несколько различных бизнесов, которые объединяет одна и та же идея: не нужно ехать в большой город за качественным сервисом. Forbes Woman продолжает рассказывать о региональных предпринимательницах
Москва притягивает жителей больших и маленьких городов. Люди стремятся туда, где больше карьерных возможностей, выше зарплата, лучше инфраструктура. Но есть те, кто остается в своем родном городе или селе — и открывает бизнес, тем самым развивая территории по всей стране. Уже не первый год Forbes в рамках проекта «Местные» рассказывает самые интересные истории региональных предпринимателей. Forbes Woman поговорил с пятью женщинами о специфике бизнеса вдали от центра и о том, почему они не уехали. Еще одна героиня сентября — Ирина Залевская.
Узнать больше о том, как живут, получают образование и строят карьеру и бизнес женщины в российских регионах, вы можете на саммите FWD, который пройдет 29 сентября 2023 года в Москве.
Ирина Залевская — основательница Zalevsky Group, генеральный директор сети клиник материнства и детства «Бэбибум», салона красоты Cesare Ponti, ресторана Lucky Duck и стоматологической клиники Laviani
Возраст: 39 лет
Населенный пункт: Владимир
Численность населения: более 340 000 человек
— Когда и как вы решили открыть собственный бизнес?
— Я работала в разных компаниях и пришла там к карьерным результатам, которыми горжусь. Но в какой-то момент поняла, что у меня нет возможности реализовать мои идеи. Когда ты не владеешь бизнесом и тебя не слышат руководители, ты не можешь создать свою команду. А я видела, как можно поменять город. Пришлось все взять в свои руки и сделать это самой.
Так мы открыли салон красоты Cesare Ponti, это было 13 лет назад. Тогда бьюти-индустрия в регионе была совершенно другая. Были отдельные мастера, парикмахерские, но не было представления о том, что такое салонный бизнес. С тех пор многое изменилось.
Помню, как я ездила в Москву, и там уже были профессиональные салоны красоты. В них можно не только подстричься и сделать макияж, но и получить эстетическое удовольствие. Мне хотелось сделать что-то подобное во Владимире. Если сейчас чай-кофе или игристое вино в салонах — норма, то тогда мы сделали это первыми в своем регионе. Мы сразу стали делать что-то интересное. Стали работать со звездами, создавать коллаборации и запускать вечеринки, много сил направили на заботу о гостях. В других салонах сумма была обычно разложена на части: отдельно за стрижку, за мытье головы, за укладку. Мы же создали единую цену, чтобы каждый гость знал, сколько он заплатит.
Забота о команде в бьюти-индустрии, мне кажется, началась тоже с нас. Уже тогда мы отправляли сотрудников учиться в Москву и за границу.
— Каковы были ваши первые шаги, чтобы открыть салон красоты?
— В 2010 году выход в бизнес был совсем другой. Сейчас высокая конкуренция, и сложно выделиться на рынке с минимальными вложениями. Тогда было проще. К тому же наш продукт был совершенно новым: такой атмосферы в регионе в тот момент не было нигде.
— Где вы взяли первоначальные средства?
— Запуск салона обошелся нам в 2 млн рублей. На самом деле найти деньги на бизнес не проблема для предпринимателя. Сложнее понять, куда и на что их тратить, чтобы все получилось. Салон был небольшим, но изначально эстетичным. Мы подбирали сотрудников согласно нашим ценностям. Тогда это был прорыв для региона.
— Как вы смогли выйти на новый уровень?
— Вспоминаю, что в первый день наша выручка была всего 6000 рублей, и я переживала, что у нас ничего не получится. Но самое важное тогда и всегда — продолжать верить.
По Адизесу (основатель теории жизненных циклов организации, — Forbes Woman), первый цикл развития компании — младенчество, лидер должен верить в свое дело, носить «младенца» на руках, чтобы он вырос несмотря ни на что. Я думаю, именно такое отношение к проекту нам помогло. Я полностью была в нем, жила им.
— Когда у вас родился ребенок, вы открыли клинику, а потом целую сеть клиник «Бэбибум». Почему вы решили создать медицинский проект?
— Когда я стала мамой, во Владимире не была развита коммерческая медицина, а в государственных клиниках стояли большие очереди. Когда ребенок заболел, то я обратилась чуть ли не к единственному частному педиатру, который сначала выписывал неэффективное лечение, а потом сказал, что наш сын «никогда не будет ходить». Мы поехали в Москву за вторым мнением, и я там увидела, какими могут быть частные детские клиники. Доктора нас успокоили, помогли, а сын вскоре пошел. Когда мы вернулись, то поняли, что стоит открыть что-то подобное для таких же мам, как я.
Моя первая клиника была совсем маленькой, на пять кабинетов. Мне говорили, что частные клиники здесь никому не нужны и что это глупая затея. Многие специалисты не пошли к нам тогда работать, но были и те, кто меня поддержал. Они уже 10 лет с нами. Врачи видели другой подход к пациентам, к ним самим. Они нашли в нашей клинике единомышленников.
Этого стало мало. Мы поняли, что нужно еще. Появилась детская стоматология. Потом мы подумали, что и о взрослых нужно заботиться так же бережно, как и о детях, и открыли небольшое взрослое отделение, затем расширили его, построили еще клинику, потом еще. И вот так год за годом маленькими шажками мы развились в Zalevsky Group.
— Вы также создали ресторан. Снова новое направление.
— Да, мы открыли гастробистро Lucky Duck. Я очень люблю гастрономию. Мы хотели развивать ее в регионе, чтобы была простая и понятная еда с лучшими продуктами. Каждый наш проект — другой. У каждого своя специфика. При этом все проекты, на мой взгляд, в чем-то дополняют друг друга. В каждом из них я становлюсь сильнее как предприниматель. Ресторан — один из наших недавних проектов, но у меня уже был определенный опыт, было несложно его открыть.
— Почему вы решили развивать бизнес в своем регионе?
— Когда я создаю проекты, понимаю, что меняю среду для своих детей, для их будущего. К тому же я вижу результат от своей работы, благодаря чему появляются силы. Потом, я сама родилась во Владимире, мне хочется, чтобы жителям нашего города не нужно было ехать за хорошим доктором, укладкой или вкусной едой в Москву. Мне кажется, малый бизнес нужен в любом регионе, потому что именно он влияет на комфорт и то, как чувствует себя человек каждый день. Какой детский садик, магазин у дома, ресторан, больница — все это создает именно малый бизнес. Он улучшает качество жизни людей. Поэтому мы решили делать большие дела для моего небольшого родного города.
— Что вы можете отнести к плюсам и минусам работы в регионе?
— Из плюсов я могу выделить то, что достаточно быстро виден результат труда. Также во Владимире я могу совмещать работу и материнство. У меня трое детей, но я ни разу не уходила в декрет. И хотя встречи и планерки проходят почти каждые 15–20 минут, я при этом успеваю быть мамой. Я могу с утра поехать с ребенком в бассейн, могу эффективно поработать после, а вечером быть со своими детьми и приготовить им ужин.
Не знаю, плюс это или минус, но во Владимире все знают, кто стоит за нашими проектами. Очень важно, чтобы люди мне доверяли, поэтому я трачу много сил на обратную связь, а это требует много энергии.
Если говорить о сложностях — это нехватка специалистов. Например, во Владимире нет медицинского вуза. Только сейчас планируется открытие медицинского факультета, его мы очень ждем. Но мы не понимаем, когда появятся кадры. Чтобы договориться с доктором о сотрудничестве, приходится много поработать.
— Насколько малый бизнес, в том числе ваш, помогает развитию региона?
— Малый бизнес меняет жизнь в регионе в лучшую сторону, вдохновляет. Он же задает определенный уровень. Например, мы показываем, что и в регионе можно делать крутые продукты, прославляем родную землю, создаем классные коллаборации. Мне важно, что у нас женщины могут совмещать работу и материнство, в том числе и на административных должностях. Zalevsky Group — место, где много женщин-руководителей. В регионах важно показывать, что это возможно. Еще я даю много простора для команды, чтобы они могли реализовывать любые свои идеи здесь. Независимо от пола, возраста и социального статуса каждый может проявить себя в наших проектах. И для этого не нужно уезжать в другие города.