Монахини, созависимые и врачи: женщины в объективе фотографа Дарьи Асланян
«В моей жизни был долгий период коммерческой фотографии, потому что я не могла нащупать то, что мне действительно интересно. Я тогда не знала о существовании документальной фотографии, социальной журналистики, но на самом деле коммерческая составляющая ремесла была для меня довольно мучительной. Я чувствовала, что я себя предаю», — рассказывает Асланян.
Доктор Айшат
— Это была моя первая профессиональная командировка. Доктор Айшат Магомедова — женщина из горного села Годобери, которая в 1990-е годы открыла больницу для женщин. Она прошла очень сложный путь — в то время в Дагестане женщинам было сложно выучиться на врача. У нее не было связей, денег, она голодала, но у Айшат была мечта помогать женщинам. Она видела, как им тяжело живется в горных селах, и она была полна решимости открыть для них больницу. В итоге власти Махачкалы выделили ей отдельное здание, в котором она и открыла «Благотворительную больницу для женщин» в 1995 году.
Айшат занималась социальным предпринимательством, у нее была прачечная и пекарня, больница шила халаты и постельное белье, то есть находилась полностью на самообеспечении. Все деньги доктора уходили на поддержание больницы и пациентов. В 2005 году Айшат номинировали на Нобелевскую премию мира.
В 2008 году больницу закрыли, и вскоре после закрытия Доктор Айшат умерла. Многие женщины из горных сел, пациентки больницы, протестовали против закрытия, но здание все равно расселили. Оно до сих пор стоит закрытым и постепенно разваливается, как печальный памятник доктору Айшат в центре города. Доктор всегда носила белые или светлые платки, и я попросила местную женщину попозировать мне, чтобы воплотить визуально этот яркий образ.
Время жить
— Я снимала для материала о самарском хосписе, и меня поразила одна из пациенток, Ирина. Она невероятно контрастировала на фоне других пациентов хосписа. Обычно это люди, у которых не осталось надежды. Конечно, они хотят вылечится и говорят об этом, но в них не было той мощи и жизненной силы, которые были в Ире. Она впечатлила меня своими мыслями, отношением к болезни, смерти.
У Иры был список желаний. Она считала так: «У меня есть мечта, вот я доживу до этой мечты, а потом загадаю себе новую». У нее не было материальных желаний, например, купить машину, Ира хотела увидеть, как цветет лаванда, как цветет маковое поле. У нее появилась страсть к растениям и цветам, когда она узнала о диагнозе, и она даже сделала татуировку с веточкой лаванды на руке. Вместе с ней мы поехали в Крым, чтобы вживую увидеть лавандовое поле.
Ира умерла два года назад, на мой день рождения, но это очень светлая глава в моей жизни. Я не могу сказать, что это для меня тяжелая история. Все-таки смерть — это не всегда про разрушение. У Иры был дар — радоваться простым вещам и делиться этой радостью с другими. Отчасти для меня этот проект — про величие жизни. Пример Иры вдохновляет меняться, не отчаиваться и мечтать.
Созависимость
— Все знают про зависимость, про нее есть много проектов, фильмов, произведений, но не так много людей знают про созависимость, я сама узнала об этом недавно. Созависимость не считается самостоятельным заболеванием, но врачи утверждают, что вместе с зависимыми нужно лечить и их близких. Я захотела дать слово созависимым, чтобы показать их сторону истории и рассказать о том, что созависимость — это реальная проблема.
В разговоре с одной из созависимых я услышала такую фразу: «Я пытаюсь собрать осколки себя», — и тогда у меня родилась визуальная метафора для проекта. Зависимые и созависимые люди как будто зеркалят друг друга. Тогда я решила фотографировать участников проекта в отражении.
Я старалась фотографировать зависимых и созависимых вместе, но это получалось далеко не всегда — кто-то из зависимых умер, кто-то находился в реабилитационном центре или тюрьме. Героев для проекта я нашла в родной Самаре. Обычно созависимыми становятся женщины, поэтому костяк моего проекта — героини, однако мне удалось найти и одного мужчину. Это было нелегко.
Я возвращаю вас в детство
— Иверский женский монастырь в Орске — это удивительное место, которое дарит надежду. В православии ты привык к строгости, но духовник монастыря, отец Сергий Баранов, — художник, режиссер, писатель, и он поощряет сестер к творчеству.
«Я возвращаю вас в детство», — это слова Сергия, такая интерпретация слов из Евангелия: «Будьте как дети». Послушницы снимают фильмы, пишут рассказы, переводят их на другие языки, озвучивают. У них очень насыщенная медиажизнь, они ведут соцсети и показывают фильмы в своем кинотеатре.
Послушница Лена стала главной героиней проекта. В миру она была скрипачкой, а сейчас ведет соцсети монастыря. На его канале в YouTube более 30 000 подписчиков, и на нем можно найти видео не только на русском, но и на английском языке. Мне представилась редкая возможность снять Лену в келье, куда посторонним вход запрещен, но батюшка благословил меня, и мне удалось сделать этот портрет.
Помочь Дарье развивать ее новые проекты можно на сервисе Френдли. Френдли — независимая онлайн-платформа для поддержки иллюстраторов, поэтов, писателей, сценаристов, подкастеров, видеоблогеров, авторов художественных или документальных фильмов, фотографов и других создателей контента. «Френдли-журнал» — путеводитель в мире краудфандинга и творческих людей. Как стать автором и как зарегистрироваться на платформе «Френдли», читайте по ссылке.