К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Женщина в пути: как путешествия стали дорогой к эмпауэрменту

Фото Cristina Gottardi / Unsplash
Фото Cristina Gottardi / Unsplash
Женщины все чаще отправляются в путешествия в одиночку или в компании подруг. PR-консультант и опытная соло-путешественница Анастасия Журавлева рассказывает, как гендерное равенство меняет тревел-индустрию

На протяжении почти всей истории человечества путешествия были недоступны большинству женщин — за редким исключением. Некоторое послабление делалось для религиозных поездок. Богатые и знатные могли навестить дальних родственников. Кроме того, в Средние века для женщин дворянского происхождения путешествия были частью придворной жизни и дипломатической работы, в которой участвовали некоторые. Но во все времена финансовые и культурные аспекты не позволяли им путешествовать свободно. 

В XIX–XX веках, благодаря развитию женской занятости (и, как следствие, экономической независимости) и либерализации общественных нравов, женщины начали путешествовать чаще и больше. Путешествия теперь рассматривались как способ расширить кругозор, получить новый опыт и знания. То есть женщины все чаще путешествовали «для души». А феминистская повестка придала путешествиям еще одно измерение, связанное с декларацией силы и самодостаточности.

В начале XXI века образ смелой и самостоятельной женщины-в-дороге стал особенно популярным. О путешественницах снимают фильмы, в том числе основанные на реальных судьбах: «Амелия» (2009), «Ешь, молись, люби» (2010), — пишут книги и статьи. Становятся известными забытые имена. 

 

Например, уроженка Нижегородской губернии Александра Потанина во второй половине XIX века участвовала в четырех исследовательских экспедициях, в том числе в Тибет и Китай, и стала одной из первых женщин, принятых в Русское географическое общество (кстати, Лондонское географическое общество начало принимать в свои ряды женщин лишь в 1913 году). Английская художница Марианна Норт в 1880-х годах поразила весь мир своей смелостью и самоотверженностью: уже будучи в пожилом возрасте, она совершила рискованное путешествие в Анды, чтобы найти «мифическое» растение — голубую пуйю, которую никто из европейцев не видел. Свои ботанические зарисовки она делала на высоте 4000 м, невзирая на слабое здоровье и опасности горной болезни.

По стопам героинь прошлого идут наши современницы. Немного впечатляющей статистики: если в 2010 году женщины контролировали $12 трлн потребительских расходов (из $18 трлн), то в 2019 году — уже $ 31,8 трлн. Женщины в целом, а не только в туристической отрасли, более активные потребители: именно они совершают 85% всех покупок. И принимают 80% всех решений о поездках. По данным исследования Biletix 2019 года, женщины покупают авиабилеты чаще, чем мужчины, — на них приходится 53% продаж. При этом, по сведениям Momondo, 5% женщин готовы оплатить путешествие для своего спутника, а 32% путешественниц делят траты с мужчиной пополам. Растет и тренд на женские соло-путешествия, и на групповые «только для женщин».  

 

По данным Страхового Дома ВСК, самыми активными путешественницами являются женщины в возрасте от 36 до 59 лет — их 28% от общего числа туристок. Но все они разные. Это может быть и карьеристка до 40 лет, для которой главная проблема отпуска — невозможность выкроить время. И мать семейства, которая раздумывает, взять детей с собой или оставить с бабушкой. И женщина старше 50, которая вырастила детей, поставила точку в браке и готова наслаждаться своей новой жизнью.

Индустрия путешествий girls only

Вокруг женских путешествий развивается целая индустрия. Еще в 1920-х годах в США четыре женщины с серьезным бэкграундом путешественниц и первооткрывательниц во главе со шпионкой Маргарет Харрисон объединились в «Клуб возмущенных женщин», когда их не приняли в Клуб первооткрывателей. Сегодня им наследуют всевозможные клубы и сообщества путешественниц.

Туристические компании, работающие специально для женщин, существуют с 1970-х, хотя поначалу они были скорее на периферии туристической индустрии. Открывшейся в 1991 году компании Wild Women Expeditions, чьим первым продуктом стали сплавы на каноэ в Онтарио только для женщин, пришлось долго доказывать общественности и коллегам по рынку, что женщинам тоже нужны приключенческие путешествия. 

 

В 2011 году турфирма, создающая туры только для женщин, появилась в ОАЭ. По замыслу создателей компании с поэтичным названием «Мир у ее ног», путешествия должны помогать женщинам «открыть себя, познавая мир». Разработкой турпродуктов также занимались женщины. В России в 2020 году появилась компания Ptichka Travel, основательница которой организует для девушек поездки по Дагестану.

Широкое распространение получают путешествия как продолжение какого-либо хобби: преподаватели йоги организуют girls-only-йога-туры, фотографы — выездные фотосессии или мастер-классы, стилисты вывозят небольшие группы на шопинг в мировых столицах моды (иронично, что в этом видится отголосок 1990-х, когда именно женщины постсоветского пространства массово отправлялись в Турцию и Китай за дешевой одеждой для перепродажи).

В числе турпродуктов для женщин — путешествия и приключения, которые раньше позиционировались как «мужские»: конные туры с ночевками в палатках, восхождения на горы, рыбалки, поездки за полярный круг, чтобы полюбоваться северным сиянием.

Не отстают производители туристического снаряжения и товаров для путешествий. И это не только удобная обувь, одежда и рюкзаки, но и, например, стоппер для двери, который не позволит вломиться в ваш номер.

За себя и за ту девчонку

Большинство женщин планируют поездки, чтобы получить новые впечатления. 69% женщин называют путешествия источником вдохновения. А 74% женщин говорят, что путешествия делают их сильнее. Через путешествия женщины не только обретают независимость и уверенность в себе, но и бросают вызов стереотипам о «слабом поле». 

 

При этом ради новых впечатлений и той самой «глубины погружения» они готовы идти на определенный риск и отправляться в страны с репутацией не самых безопасных. Женщины, решающие сложные задачи в повседневной жизни, привыкли чувствовать себя сильными и готовыми за себя постоять. Такие поездки (при условии тщательной подготовки) учат принимать решения в самых нестандартных ситуациях; позволяют найти и обозначить свои личные границы и преодолеть собственные страхи и ограничения. 

Но не менее важно, что путешественницы способствуют расширению возможностей женщин по всему миру. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC), каждое десятое рабочее место в мире связано со сферой туризма. В 2019 году 54% этих мест занимали женщины. Путешественницы стараются обращаться в туристические компании, созданные или возглавляемые женщинами, привлекать женщин-гидов, приобретать товары, произведенные местными жительницами.

Опасности и ограничения

Несмотря на готовность женщин преодолевать физические и логистические трудности в одиночку, мир по-прежнему нельзя назвать полностью безопасным и открытым для соло-путешественниц. По данным исследования Journey Woman от 2021 года, 12% женщин подвергались физическому нападению или угрозам во время путешествия (при этом 38% из них смогли самостоятельно защитить себя); 88% женщин говорят, что не чувствовали себя в полной безопасности во время путешествия; 97% признаются, что не обладают необходимыми физическими навыками для самозащиты. Наиболее распространенными рисками в путешествиях женщины считают карманные кражи (93%), мошенничество с кредитными картами (86%), кража личных данных (63%) и разного рода мошенничества, связанные с такси (62%). 

Каждый год различные источники приводят перечни безопасных и небезопасных стран для женщин-путешественниц. Например, безопасными считаются Кипр, Исландия, Хорватия, Оман, Япония, Иордания, Швеция, Нидерланды и Новая Зеландия. А в топ-10 опасных стран, по версии интернет-ресурса Our Female Journey, входят ЮАР, Бразилия, Россия, Мексика, Иран, США, ОАЭ, Вьетнам, Китай и Венгрия. И если для одних стран это связано с высоким уровнем уличной преступности, то для других — нарушением прав женщин во всех сферах жизни.

 

В некоторых регионах при общем высоком уровне безопасности действуют ограничения, связанные с религиозными и культурными обычаями. Например, в ряде стран, где преобладает мусульманский уклад жизни, путешествия без мужа или родственника-мужчины для женщины по-прежнему под запретом. Впрочем, исламский мир неоднороден: если в Афганистане движение «Талибан» (признано террористической организацией и запрещено в России. — Forbes Woman) два года назад запретило женщинам передвигаться вне дома в одиночку, то в Саудовской Аравии, напротив, такой запрет недавно сняли. 

Является ли запрет на соло-путешествия причиной или следствием недостаточного уровня безопасности для женщин — вопрос сложный, но очевидно, что для значительной части мира это пока что большая «зона роста».

Что касается путешественниц, то они вызывают восхищение своей отвагой, любопытством и самостоятельностью. Они смелые, выносливые и физически, и психологически. И они действительно меняют мир, который исследуют.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+