Как Дзюнко Табэи первой из женщин покорила Эверест и другие главные вершины
Утром 4 мая 1975 года Дзюнко Табэи вместе со своей командой из 14 альпинисток спала в лагере на склоне Эвереста на высоте 6300 м — впереди было еще около 2500 м. После полуночи сошла лавина, и лагерь завалило снегом. Табэи запуталась в палатке, ее накрыли тела четырех других женщин и лед — двигаться было невозможно.
Дзюнко Табэи, по ее собственным воспоминаниям, начала задыхаться, думать о дочери и о том, как о трагедии станут писать в прессе, потеряла сознание на шесть минут, когда на помощь пришли находившееся в соседней палатке шерпы (представители народности, населяющей Восточный Непал, которые участвуют в восхождениях альпинистов в качестве носильщиков-проводников).
Около трех дней понадобилось ей, чтобы снова начать ходить и свободно двигаться. В одном из лагерей был врач, который настаивал, что Дзюнко стоит спуститься, но она была настроена решительно и 16 мая смогла подняться на самый пик Эвереста, площадь которого, по ее воспоминаниям, была меньше татами. Дзюнко Табэи — первая женщина, покорившая высочайшую вершину Земли.
Первые вершины
Дзюнко Табэи родилась в городке Михару префектуры Фукусима в 1939 году. Пятая из семи детей, Дзюнко была хрупкой и невысокой: во взрослом возрасте ее рост составлял около 150 см. «Меня заклеймили слабым ребенком», — делилась она. Возможно, противостояние этому мнению и желание доказать, что в ней скрыта большая сила, подтолкнуло Дзюнко к альпинизму.
Когда Дзюнко было 10 лет, она с учителем и несколькими одноклассниками отправилась в поход, чтобы взойти на два пика горной цепи Насу. Ее поразило, что она увидела не зеленые просторы, а вулканические склоны, и что, несмотря на лето, в горах было холодно. Табэи задумалась о том, сколько еще в мире мест, где она не была, и ей захотелось сделать все, чтобы увидеть как можно больше. Альпинизм понравился ей тем, что это не соревнование: даже продвигаясь медленно, все равно достигнешь вершины. Однако она не могла просто взять и начать им заниматься. Препятствиями для походов в горы стали бедность после Второй мировой войны и общественные ожидания от женщины: молодую девушку не могли представить карабкающейся в гору. Зато могли представить учительницей.
В 1958 году Табэи поступила в университет Токио, чтобы изучать английскую и американскую литературу и педагогику. В кампусе она подружилась с другой студенткой, и они вместе стали ходить в горы. После окончания учебы Табэи решила вернуться в альпинизм и попробовала вступить в несколько клубов, в которых преимущественно состояли мужчины. В то время как взрослые ее поддерживали, молодые считали, что она просто пришла искать мужа, и даже отказывались идти с ней в поход.
Супруга по имени Масанобу Дзюнко Табэи действительно впоследствии встретила в походе — во время восхождения на Танигава, которую прозвали «горой смерти». К тому времени Дзюнко уже покорила все главные вершины Японии, в том числе легендарную Фудзияму. Сам Масанобу тоже был известен в кругах альпинистов. В будущем он даже будет оставлять работу, чтобы заботиться о сыне и дочери, когда Дзюнко будет уходить в свои походы.
Женщины идут в горы сами
Несерьезное отношение к альпинисткам в мужской среде утомило Дзюнко Табэи, и она решила создать собственный клуб только для женщин. В 1969 году она объединила единомышленниц в женском альпинистском клубе под девизом «Давайте отправимся в экспедицию за границу самостоятельно».
Для альпинизма требовались деньги, поэтому Табэи работала редактором научного журнала, давала уроки фортепиано и английского. В 1970 году группа альпинисток отправилась в Гималаи, чтобы взойти на одну из гор цепи Аннапурна. На высоте нескольким женщинам стало плохо. «Когда мы только начали подъем, мы собирались показать только наши сильные стороны. Но когда ты взбираешься на гору, твоя жизнь зависит от совсем другого. Ты не можешь быть скрытным и не говорить, что ты думаешь или чувствуешь», — рассказывала Табэи. До вершины добрались четверо, в том числе Табэи.
Покорение Аннапурны окончательно определило, какими будут отношения Табэи и гор: она выбрала их и решила, что если кто-то хочет звать ее «сумасшедшей горной женщиной», то пусть зовет. По возвращении в Японию она поняла, что стоит попробовать взойти на Эверест. Но у многих участниц ее альпинистского клуба поменялись планы на жизнь: одни вышли замуж и завели детей, другие потеряли интерес к альпинизму — с Табэи остались всего пять человек. Она понимала, что для экспедиции нужно как минимум 15 участниц с учетом расходов, которые необходимо было разделить на всех. Также была велика вероятность того, что половина группы может сойти с дистанции из-за плохого самочувствия. Чтобы найти альпинисток, готовых покорить Эверест, Табэи отправлялась на железнодорожные станции, где альпинисты собирались перед экспедициями выходного дня. Там она встретила новых единомышленниц.
Когда группа набралась, она запросила разрешения у властей Непала на экспедицию. В те времена они выдавали два, максимум три восхождения в год, так что до мая 1975 года все уже было занято. Время до отправления Табэи и единомышленницы использовали, чтобы собрать финансирование.
Первая на Эвересте
Поиски спонсора сильно затянулись. Ситуацию ухудшал нефтяной кризис начала 1970-х годов, многие компании просто не могли себе позволить тратить деньги на подобные проекты. Был и другой повод для отказа. «Для женщины подняться на Эверест невозможно», — множество раз слышали альпинистки в ответ на презентацию плана своего восхождения. Табэи советовали оставаться дома и смотреть за детьми.
Поиски все же увенчались успехом: чуть ли не в последний момент японский телеканал и крупнейшая газета Японии решили поддержать команду энтузиасток. Самим альпинисткам тоже пришлось потратиться: каждая заплатила по $5000. Чтобы сэкономить, Табэи сама сшила себе экипировку: водонепроницаемые перчатки она сделала из автомобильных чехлов, а штаны — из старых штор.
После долгих приготовлений группа из 15 женщин, которая стала известна как Японская женская экспедиция на Эверест, была готова к покорению главной вершины мира.
Лавина, сошедшая на лагерь команды альпинисток 4 мая, к счастью, не привела ни к чьей гибели. Восстановившись за пару дней, Табэи и ее компаньонки отправились дальше и к 16 мая добрались до вершины. Но почему именно Табэи стала первой на Эвересте, а не другая альпинистка из команды? Вот что об этом рассказывала она сама: «Нам было сложно решить, кто поднимется на вершину первой. Изначально было принято общее решение, что первыми пойдем мы с Юрико Ватанабэ. Когда мы дошли до последнего, четвертого лагеря, половине шерп стало плохо на высоте, и они не могли нести бутыли с кислородом. Поэтому нам нужно было решить, кто пойдет дальше, а кто спустится. Я настаивала, что подниматься должна Ватанабэ, а она — что я. Следующим утром наш предводитель Эйко Хисано связался с нами по радио и сказал, что должна идти я».
Взирая на просторы Гималаев с вершины Эвереста, Табэи не знала, что с другой стороны склона совершала восхождение команда китайских альпинистов, среди которых были женщины. На ее месте они оказались спустя 11 дней.
После покорения Эвереста Табэи стала знаменитостью. С достижением ее поздравил даже король Непала. В столице страны, Катманду, провели парад в ее честь. Но такая слава не очень нравилась Табэи: «Я никогда не намеревалась стать первой женщиной на Эвересте. Лучше бы меня запомнили как 36-го человека, который покорил самую высокую гору», — признавалась она.
Множество компаний теперь были готовы финансировать восхождения Табэи, но она боялась, что так ее страсть превратится в работу на спонсора. Чтобы сохранить независимость, она зарабатывала на публичных выступлениях, проведении горных туров, обучении детей музыке и английскому языку. Накопления требовали времени, поэтому восхождения Табэи совершала не чаще, чем раз в три года. Со снаряжениями и едой в дорогу ей часто помогали друзья и поклонники.
На Эвересте альпинистская карьера Табэи не закончилась. Она поднялась на высочайшие пики 70 стран мира и в 1992 году стала первой женщиной, которая покорила семь вершин — самые высокие горы континентов.
Борьба за экологию
К началу XXI века Эверест стал так популярен среди туристов, что Табэи всерьез задумалась об экологических последствиях альпинизма. В 2000 году она закончила аспирантуру по экологии, занимаясь оценкой воздействия отходов жизнедеятельности человека на состояние горы. Также Табэи была представителем японского подразделения Гималайского фонда приключений Японии, организации, работающей на глобальном уровне для сохранения горной среды. Одним из ее проектов было строительство мусоросжигательного завода для утилизации мусора альпинистов. Сама Дзюнко Табэи тоже помогала бороться с мусором: она ходила в походы для уборки горных склонов.
Не оставила горы Табэи и после того, как в 2012 году у нее обнаружили рак желудка. В июле 2016 года, за несколько месяцев до своей смерти, тогда уже 76-летняя Табэи организовала экспедицию на Фудзияму для молодых людей, которые пострадали от аварии на Фукусиме.
Табэи не только стала первой женщиной, которая покорила семь главных вершин и сотни других гор, но и показала, на что способна женщина, которой говорили, что ей не место в альпинизме, и советовали посвятить себя тихой семейной жизни. При этом свою страсть к горам она разделяла с любовью к семье: Дзюнко Табэи вместе с мужем воспитала двоих детей.